Есть статья Мукундананды апологетическая о сиддха-пранали - http://parivar.ru/topic/308-iskkon-rugaetsia-kak-k-etomu-otnositsia/
Хотелось бы рассмотреть в ней какие-то наиболее неоднозначные для меня в ней моменты, и заодно подвести какие-то итоги касательно темы о сиддха-пранали.
Буду приводить оттуда цитат:
Мукундананда: Старшие преданные гаудия-париваров, никогда ответно не ругали и не ругают гаудия-матх и исккон за все 100 и 50 лет существования этих организаций, потому что считают их частью Лилы Господа....Лидеры гаудия-сампрадайи - очень возвышенные вайшнавы, хорошо понимают этот глубокий стих, кроме того они очень любят стих тринад апи суничена... , поэтому с их стороны нет ответной ругани в адрес вайшнавов гаудия-матха и исккона. Ни в каких печатных изданиях, и ни в каких лекциях не прозвучало ни слова критики в их адрес за все время существования этих двух вайшнавских организаций.
damodardas: Ну это просто ложь :-) Статья Madson'а "The Sons of the Son: The Breakup of the Gaudiya Matha" [http://www.bvml.org/contemporary/JD_tsots.html] достаточно детально в подробностях рассказывает от том, как происходил развал матха после ухода Бхактисиддханты. Если привести несколько цитат:
"The splintering in the Gaudiya Math became evident when Ananta Vasudeva started to criticize some of the teachings in the Gaudiya Math which were, he felt, at variance with the writings of the Six Gosvamis".
Ananta Vasudeva therefore eventually rejected the initiation given by Sri Bhaktisiddhanta Saraswati, and urged his disciples to take diksha from what he called accredited acharyas, thereby rejecting his guru. This he justified on the basis of his understanding of the early writings of the followers of Sri Chaitanya Mahaprabhu. Sundarananda Vidyavinode wrote an essay on the subject entitled "The Characteristics of the Guru According to Vaishnava Theology"
Развал матха во многом и произошел из-за того, что ведущие ученики Бхактисиддханты, такие как Сундарананда Видьявинод и Ананта Васудева, получив дикшу в Париварах и став Гаудия-ачарьями, публично критиковали Бхактисиддханту - как в лекциях, так и в статьях и книгах.
Мукундананд: Хотя при этом никогда не считали и не считают исккон и гаудия-матх частью гаудия-сампрадайи.
damodardas: Вспоминается фраза Джагата, не могу вспомнить в конкретно какой статье, но он сказал что-то вроде: "Никто не отрицает связь Бхактисиддханты с Гаудия Сампрадаей: она была как доктринальной, так и эмоциональной"
Как можно говорить, что они не являются Гаудиями? :-) Да, очень много нововведений и т.п., но всё равно они относятся к ветви Гаудиев - Сарасвата Гаудия Вайшнавизм. Что-то вроде группы Нитай Гаура Радхе Шьям с их уникальной Санкиртаной, сакхи-бхекой, своей панчататтвой и т.п. - никто же не отрицает того, что они являются частью Гаудия Сампрадаи...
Мукундананд: В соответствии с ниже-идущим стихом Вриндавана даса Тхаура, преданные исккон и гаудия-матха - вечно чисты, поэтому их не нужно ругать, а нужно любить, также как и всех остальных вайшнавов:"Все вайшнавы вечно чисты и обладают чистым знанием, когда ты видишь, что они ссоряться - это только игра. Некоторые глупцы не понимают этого, и встают на чью-либо сторону. Они прославляют одних и критикуют других - несомненно, они падут".
damodardas: Вриндаван дас не был миролюбивой овечкой :-) И всего двумя стихами ранее он говорит: "Я ударю по голове любого грешника, который пренебрегает славой Нитьянанды и осмеливается критиковать Его!" (9.225) - eta parihāre o ye pāpī nindā kare | tabe lāthi māroṅ tā’ra śirera upare ||
Все примирительные утверждения Вриндаван даса имеют конкретную историческую причину и цель, которая состояла в том, что после ухода Махапрабху последователи Адвайты и Нитая (каждые по своим причинам) начали конкретно друг друга критиковать - Сампрадая была под угрозой полного разделения на мелкие секты и секточки (не говоря уже о других группах - просто Адвайта и Нитьянанда Паривар были самыми большими), и Вриндаван дас пытался подобными утверждениями (которых в книге десятки), спасти Гаудию от подобной участи. Ему этого не удалось достичь. Примирения удалось достичь только лишь в 1580-ых годах благодаря титаническим усилиям Джахнавы, Нароттама, Шриниваса и т.п. Как говорит Джагат в статье "Keeping faith in Kheturi" "The Pancha Tattva verse fixes these Vaishnava leaders’ tattvas into a hierarchy. They cease being competitors in the fight for charismatic superiority and become cooperators in the divine mission. What the Caitanya-bhāgavata failed to do by way of exhortations to stop fighting, the Pancha Tattva mantra accomplished by giving them all their own unique stature". [http://jagadanandadas.blogspot.com/2015/08/keeping-faith-with-kheturi-part-iii.html]
Вообще этот стих Вриндаван даса (что вайшнавы вечно чисты) - описывает виденье уттама-бхагаваты. Если ты не уттама бхагавата, при виде ссоры вайшнавов (если ты получил дикшу в определенной линии и какие-то вайшнавы говорят и следуют тому, что противоречат упадеше твоих Шикша/дикша Гуру - ты должен встать на сторону своих учителей, это очевидно, и, может быть, и физически не бить тех людей, как это намеревается делать Вриндаван дас, но с некоей долей критики относиться к тому, что говорят учителя, которые "наезжают" на твоих Гуру. Про уместность критики вайшнавов при определенных обстоятельствах, например, очень хорошо говорил Бхактивинод в своей статье "Вайшнава-нинда, или когда мы критикуем вайшнава" [http://www.purebhakti.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=277:2011-03-14-18-09-40&catid=5:harikatha&Itemid=4] Мадьхяма обладает различающим виденьем, которое и состоит, в том числе, и в критике каких-то определенных утверждений вайшнавов, которые не соотносятся с садху/гуру/шастрой
Мукундананд: Даже несмотря на то, что текст Атул Кришны написан в очень странной форме. Его текст - это эмоции. Это гнев неудовлетворенного ребенка, в котором присутствует очень много уничижительных эпитетов (особенно в конце текста), много сумбурно построенных предложений, немало ошибок в самой философии исккон и тотальное незнание предмета своей критики.
damodardas: Атул Кришна дас -не "обиженный ребенок" и не дурак - в свое время он вел длинные дискуссии с Kalki das, и в целом этот человек находится в искконовском т.н. "Комитете по защите сиддханты" и хорошо разбирается в сиддханте Традиционных Гаудиев, но, имея определенные цели, абсолютно хладнокровно и расчетливо пишет то, что он пишет. Очень странно, правда, почему они занимаются этим вопросом, в то время как против того же Карла ничего толкового не было сказано. Статья Бхакти Вигьяны - откровенно очень слабая.
Скорее как раз наоборот, много эмоций в тексте Мукунды :-)
Краеугольной в статье Мукунды является идея о 4 Сампрадаях - и он торжественно в конце статьи говорит:
Мукундананд: Таким образом, общество Бхактисиддханты Сарасвати оказалось за пределами четырех вайшнавских сампрадай. Такова Лила Кришны.
damodardas: эту идею имея определенные цели ввел Баладева, Никто из ачарьев до него об этом не говорил, и шлоки якобы из Падма Пураны, которые приводятся в Прамея Ратнавали - нигде из манускриптов Падма Пураны не найти, и в целом в других сампрадаях, в частности в мадхва-сампрадае, не признают этой концепции.
Я недавно пытался объяснить, почему Баладева это сделал: -http://damodardas.blogspot.com/2016/07/i.html
Более детально можно почитать в статье Kiyokazu Okita, Caitanya Vaisnavism on Trial: Continuity and Transformation in the 18th century
https://kyoto-u.academia.edu/KiyokazuOkita
Идем дальше.
Мукундананд: Так как несмотря на то что сиддха-пранали и гуру-пранали даются немного позже дикши, тем не менее сиддха-пранали и гуру-пранали являлись, и по сию-пору являются, частью дикши гаудия-вайшнавов. Такие известные исккону личности, как Вишванатха Чакрварти, Баладева Видьбхушана, Бхактивинда Тхакур - все они имели сиддха-пранали.
Один из ачарьев гаудия-сампрадайи, Дхьяначандра Госвами ученик Гопал Гуру (о нем можно узнать из Чайтанья-чаритамриты, Бхактиведанты Свами или из википедии) живший около пятьсот лет назад, подробно объяснил для общественности, что есть сиддха-пранали в своей книге "Гаура-говинда смарана-арчана-паддхати", и немного объяснил, как гуру дает сиддха-пранали.
damodardas: Приводить Паддхати Дхьяначандры как основной аргумент - это достаточно слабо. Дхьяначандра - это "второстепенный" ачарья из Гопал Гуру Паривара, и его мнение и его слова - это его слова, которые, как говорится, никого вне его группы не касаются. Например, в своем Паддхати он приводит просто огромное количество самых разнообразных дикша-мантр: Гаура-гаятри, Гададхара-гаятри, Гаура-Гададхара гаятри и т.д. т.п., на что невозможно было найти хоть малейшего намёка в Грантхах Госвами. У меня в линии при дикше дается совсем немного мантр, и мнение Дхьяначандры и та упасана и те мантры, которые он дает - не особо интересует
Авторитетными у Гаудиев являются Грантхи Шад Госвами, и, нужно отметить, что там вообще нет прямого упоминания про процесс сиддха-пранали (косвенные намеки даются лишь в Бхакти Саддарбхе Дживы). Безусловно, там говорится о таких вещах как "сиддха-деха", "антахчинчит деха" - но не раскрывается конкретная методология её обретения. Если вопрос сиддха пранали - настолько важный, тогда почему Мукунде приходится упоминать Паддхати Дхьяначандры, чтобы доказать ее правомерность и авторитетность? :-) Потому что этого нет ни в Бхакти-расамрита Синдху, ни в Уджвала-ниламани, ни в Чайтанья Чаритамрите, ни в других коренных грантхах Гаудиев. Это означает, что Шад Госвами не посчитали важным детально раскрывать этот вопрос.
Способ получения сиддха-дехи может быть разным:
1) от дикша-гуру во время дикши либо несколько позже.
2) От шикша-Гуру, который находится в физическом теле - Садху Баба однажды дал сиддха-пранали одному ученику Лалит Прасад Тхакура, например, хоть он вообще из другого Паривара даже учитель
3) От шикша-Гуру, которые находятся в тонких телах - в "Святых Враджа" говорится, что множество учителей в тонких телах находятся во Врадже, помогая и защищая - они могут дать сиддха-пранали
4) От Шри Нама - непосредственно Харе Кришна Мантра может раскрыть
Безусловно, в более поздних грантхах, таких как Према-виласа Нитьянанды даса, говорится о том, как ученик получает сиддха-пранали от своего дикша-Гуру (Шринивасачарья у своего дикша-гуру, Гопала Бхатты Госвами) , но построить всю статью на защите конкретного этого способа (не приведя де-факто каких-то серьезных шастра-праманов) не считаю корректным.
Здесь возникаетглавный вопрос, ответ на который я не могу понять: Зачем Мукунда так неистово публично защищает те практики, которые являются наиболее эзотерическими и секретными - что даже об этом прямо не написано в ключевых Грантхах Сампрадаи? :-)
Идем дальше:
Мукундананд: Потому что вайшнав-неофит уже с самого начало своего духовного пути, должен знать куда "идти" и на что медитировать. Чтобы он не тыкался носом как слепой котенок в своей духовной жизни, в раздумьях какую ему бхаву развивать то ли сакхья-бхаву, то ли ватсалья-бхаву.
damodardas: Мукунда передергивает - чтобы знать куда идти и на что медитировать - не обязательно для этого получать сиддха-пранали. Гуру может для начала просто дать почитать определенные грантхи по типу Вилапа-Кусуманджали или Радха-раса-судханидхи, чтобы у ученика развилось должное понимание прайоджаны. По большому счету, даже для статической медитации на Йога-питх (мантрамайи упасана) нет критической нужды в сиддха-пранали. В полной мере это необходимо уже на уровне динамической медитации на ашта-калия-лила, а для этого нужен уже очень высокий уровень адхикара. Например, Джива Госвами говорит (Бхакти Сандарбха 275): atha śaraṇāpattyādibhiḥ śuddhāntaḥkaraṇas cet....nāma saṅkīrtanāparityāgena smaranaṁ kuryāt - "Когда ум очищен с помощью процесса предания, человеку следует практиковать смаранам не оставляя при этом нама-санкиртану."
Дживапада говорит в Бхакти-Сандарбхе 256:
prathamaṁ nāmnaḥ śravaṇam antaḥkaraṇa-śuddhy-artham apekṣyam | śuddhe cāntaḥ-karaṇe rūpa-śravaṇena tad-udaya-yogyatā bhavati | samyag-udite ca rūpe guṇānāṁ sphuraṇaṁ sampadyate | sampanne ca guṇānāṁ sphuraṇe parikara-vaiśiṣṭyena tad-vaiśiṣṭyaṁ sampadyate | tatas teṣu nāma-rūpa-guṇa-parikareṣu samyak sphuriteṣu līlānāṁ sphuraṇaṁ suṣṭhu bhavati |
"Вначале - слушание имен Господа, чтобы очистить ум. Когда ум таким образом очищен, идет слушание о форме Господа, через которую приходит способность увидеть ее. Когда форма Господа ясно проявлена - приходит проявление (спурхти) Его качеств. Когда качества изучены - приходит спхурти отличительных признаков собственной духовной формы и духовных форм обитателей Враджа. Затем, когда проявились имя, форма, качества и спутники Господа - приходит спхурти игр Господа".
Максимум - ты можешь получить на относительно раннем этапе сиддха-пранали от Гуру - просто допустим если Гуру уже очень пожилой и хочет "авансом" тебе это передать, или Гуру просто хочет по своей беспричинной милости сделать твою связь с ним крепче, и поэтому дает тебе сиддха-пранали. В этом случае ты просто отладываешь это "до лучших времен", и практикуешь какие-то банальные вещи, по типу намнах-шраванах, чтобы в будущем обратиться, когда достигнешь определенной зрелости. Джива же не зря говорит: kintu rahasya-līlā tu pauruṣa-vikāravad indriyaiḥ……nopāsya - "Но на сокровенные игры не следует медитировать тем, чьи чувства подвержены мужским трансформациям "
Если из тебя лезет грубая кама, какая к черту медитация на ашта-калия-лилу? Вы с дуба рухнули? В результате постоянно слышишь от "русских расиков" "откровения" по типу: "Гауранга появляется, когда радха и кришна занимаются сексом." "Ты знаешь, что маджари не носят трусиков? И, когда ветер поднимает их сари, Кришна от этого в полном экстазе" и т.д. т.п. Ребята - это дно
Мукундананд: В Харинама Чинтамани, в главе "Бхаджана-пранали", Бхакивинода Тхакур пишет (15 глава, старое издание):
"...он (гуру) сокровенно сообщает ученику, какова та вечная духовная роль, которая органически присуща ему в качестве одной из mandjari в стане Шримати Радхарани под началом Шри Лалита-деви. Гуру наставляет ученика, как развить одиннадцать чувств гопи, как медитировать на asta-kaliya-lila и как надлежащим образом утвердиться в том и другом. Для полного понимания садхаке раскрывается siddhadeha
damodardas: Экадаши-бхав - конкретно 11 Бхав - это только лишь в Нитьянанда Париваре :-) У нас раскрывается другое количество.
Ну и да, эта цитата из самого конца Харинама Чинтамани, в самых заключительных главах...как можно после этого говорить, что эта практика для неофитов? Бхактивинод говорит о том, что Гуру наставляет о том, как медитировать на ашта-калия-лила - т.е. показывая что в полной мере это необходимо лишь при динамической медитаци - а это уже венец садханы, Эверест, самая высокая вершина.
Мукундананда: Гуру-пранали - дает ученику представление о враджа-сварупах учителей в его парампаре. Со времен Шри Чайтаньи Махапрабху, в гаудия-сампрадайе ученику как часть дикши, дают тексты (не сразу, но через не очень большое время после дикши) с гуру-пранали и сиддха-пранали. Эти тексты можно обнаружить в домах многих, многих тысяч гаудия-вайшнавских семей.
В гуру-пранали - кратко описываются враджа-сварупы всех учителей в парампаре.
А в сидха-пранали - кратко описывается враджа-сварупа ученика.
damodardas: Гуру-пранали - это когда дается просто парампара учителей и их имена в садхака-дехах. Сиддха-пранали- это когда раскрываются сиддха-дехи учителей в парампаре и твоя враджа-сварупа.
Завершу заметку словами Kalki das, которые я всецело разделяю:
Для меня сиддха-пранали - метод рагануга-садханы, один из многих, описанных в Паддхати Дхьяначандры. Садхака медитирует на свою Гуру-парампару в их сиддха-формах, открытую ему его Гурудевом. Кто-то счтитает его абсолютно необходимым, другие - нет (я, например, отношусь к последним - если Джива Госвами говорит в Бхакти Сандарбхе, что Господа можно достичь даже без дикши, например, путём шаранапатти - то что уж говорить о каких-то конкретных методах, зависящих от дикши и наличия Гуру в форме преданного). Конкретное пранали может быть истинным или ложным - это зависит от того, честен ли гуру, дающий пранали, и относится ли он к одной из истинных линий, идущих от спутников Махапрабху. Но у традиционных гаудий, вроде, никто не считает, что такого метода вообще не существует. Не говоря уж о том, чтобы объявлять всех, кто его использует, "пракрита-сахаджиями".
В принципе, каждый вправе решать для себя сам, какие методы садханы ему подходят, а какие нет. Это личное дело садхаки (ну, и его Гурудева). Но навязывать свой выбор всем остальным (и заявлять, что остальные - обманщики и притворщики, если используют какие-то другие методы) - это, по моему скромному мнению, чересчур.
Хотелось бы рассмотреть в ней какие-то наиболее неоднозначные для меня в ней моменты, и заодно подвести какие-то итоги касательно темы о сиддха-пранали.
Буду приводить оттуда цитат:
Мукундананда: Старшие преданные гаудия-париваров, никогда ответно не ругали и не ругают гаудия-матх и исккон за все 100 и 50 лет существования этих организаций, потому что считают их частью Лилы Господа....Лидеры гаудия-сампрадайи - очень возвышенные вайшнавы, хорошо понимают этот глубокий стих, кроме того они очень любят стих тринад апи суничена... , поэтому с их стороны нет ответной ругани в адрес вайшнавов гаудия-матха и исккона. Ни в каких печатных изданиях, и ни в каких лекциях не прозвучало ни слова критики в их адрес за все время существования этих двух вайшнавских организаций.
damodardas: Ну это просто ложь :-) Статья Madson'а "The Sons of the Son: The Breakup of the Gaudiya Matha" [http://www.bvml.org/contemporary/JD_tsots.html] достаточно детально в подробностях рассказывает от том, как происходил развал матха после ухода Бхактисиддханты. Если привести несколько цитат:
"The splintering in the Gaudiya Math became evident when Ananta Vasudeva started to criticize some of the teachings in the Gaudiya Math which were, he felt, at variance with the writings of the Six Gosvamis".
Ananta Vasudeva therefore eventually rejected the initiation given by Sri Bhaktisiddhanta Saraswati, and urged his disciples to take diksha from what he called accredited acharyas, thereby rejecting his guru. This he justified on the basis of his understanding of the early writings of the followers of Sri Chaitanya Mahaprabhu. Sundarananda Vidyavinode wrote an essay on the subject entitled "The Characteristics of the Guru According to Vaishnava Theology"
Развал матха во многом и произошел из-за того, что ведущие ученики Бхактисиддханты, такие как Сундарананда Видьявинод и Ананта Васудева, получив дикшу в Париварах и став Гаудия-ачарьями, публично критиковали Бхактисиддханту - как в лекциях, так и в статьях и книгах.
Мукундананд: Хотя при этом никогда не считали и не считают исккон и гаудия-матх частью гаудия-сампрадайи.
damodardas: Вспоминается фраза Джагата, не могу вспомнить в конкретно какой статье, но он сказал что-то вроде: "Никто не отрицает связь Бхактисиддханты с Гаудия Сампрадаей: она была как доктринальной, так и эмоциональной"
Как можно говорить, что они не являются Гаудиями? :-) Да, очень много нововведений и т.п., но всё равно они относятся к ветви Гаудиев - Сарасвата Гаудия Вайшнавизм. Что-то вроде группы Нитай Гаура Радхе Шьям с их уникальной Санкиртаной, сакхи-бхекой, своей панчататтвой и т.п. - никто же не отрицает того, что они являются частью Гаудия Сампрадаи...
Мукундананд: В соответствии с ниже-идущим стихом Вриндавана даса Тхаура, преданные исккон и гаудия-матха - вечно чисты, поэтому их не нужно ругать, а нужно любить, также как и всех остальных вайшнавов:"Все вайшнавы вечно чисты и обладают чистым знанием, когда ты видишь, что они ссоряться - это только игра. Некоторые глупцы не понимают этого, и встают на чью-либо сторону. Они прославляют одних и критикуют других - несомненно, они падут".
damodardas: Вриндаван дас не был миролюбивой овечкой :-) И всего двумя стихами ранее он говорит: "Я ударю по голове любого грешника, который пренебрегает славой Нитьянанды и осмеливается критиковать Его!" (9.225) - eta parihāre o ye pāpī nindā kare | tabe lāthi māroṅ tā’ra śirera upare ||
Все примирительные утверждения Вриндаван даса имеют конкретную историческую причину и цель, которая состояла в том, что после ухода Махапрабху последователи Адвайты и Нитая (каждые по своим причинам) начали конкретно друг друга критиковать - Сампрадая была под угрозой полного разделения на мелкие секты и секточки (не говоря уже о других группах - просто Адвайта и Нитьянанда Паривар были самыми большими), и Вриндаван дас пытался подобными утверждениями (которых в книге десятки), спасти Гаудию от подобной участи. Ему этого не удалось достичь. Примирения удалось достичь только лишь в 1580-ых годах благодаря титаническим усилиям Джахнавы, Нароттама, Шриниваса и т.п. Как говорит Джагат в статье "Keeping faith in Kheturi" "The Pancha Tattva verse fixes these Vaishnava leaders’ tattvas into a hierarchy. They cease being competitors in the fight for charismatic superiority and become cooperators in the divine mission. What the Caitanya-bhāgavata failed to do by way of exhortations to stop fighting, the Pancha Tattva mantra accomplished by giving them all their own unique stature". [http://jagadanandadas.blogspot.com/2015/08/keeping-faith-with-kheturi-part-iii.html]
Вообще этот стих Вриндаван даса (что вайшнавы вечно чисты) - описывает виденье уттама-бхагаваты. Если ты не уттама бхагавата, при виде ссоры вайшнавов (если ты получил дикшу в определенной линии и какие-то вайшнавы говорят и следуют тому, что противоречат упадеше твоих Шикша/дикша Гуру - ты должен встать на сторону своих учителей, это очевидно, и, может быть, и физически не бить тех людей, как это намеревается делать Вриндаван дас, но с некоей долей критики относиться к тому, что говорят учителя, которые "наезжают" на твоих Гуру. Про уместность критики вайшнавов при определенных обстоятельствах, например, очень хорошо говорил Бхактивинод в своей статье "Вайшнава-нинда, или когда мы критикуем вайшнава" [http://www.purebhakti.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=277:2011-03-14-18-09-40&catid=5:harikatha&Itemid=4] Мадьхяма обладает различающим виденьем, которое и состоит, в том числе, и в критике каких-то определенных утверждений вайшнавов, которые не соотносятся с садху/гуру/шастрой
Мукундананд: Даже несмотря на то, что текст Атул Кришны написан в очень странной форме. Его текст - это эмоции. Это гнев неудовлетворенного ребенка, в котором присутствует очень много уничижительных эпитетов (особенно в конце текста), много сумбурно построенных предложений, немало ошибок в самой философии исккон и тотальное незнание предмета своей критики.
damodardas: Атул Кришна дас -не "обиженный ребенок" и не дурак - в свое время он вел длинные дискуссии с Kalki das, и в целом этот человек находится в искконовском т.н. "Комитете по защите сиддханты" и хорошо разбирается в сиддханте Традиционных Гаудиев, но, имея определенные цели, абсолютно хладнокровно и расчетливо пишет то, что он пишет. Очень странно, правда, почему они занимаются этим вопросом, в то время как против того же Карла ничего толкового не было сказано. Статья Бхакти Вигьяны - откровенно очень слабая.
Скорее как раз наоборот, много эмоций в тексте Мукунды :-)
Краеугольной в статье Мукунды является идея о 4 Сампрадаях - и он торжественно в конце статьи говорит:
Мукундананд: Таким образом, общество Бхактисиддханты Сарасвати оказалось за пределами четырех вайшнавских сампрадай. Такова Лила Кришны.
damodardas: эту идею имея определенные цели ввел Баладева, Никто из ачарьев до него об этом не говорил, и шлоки якобы из Падма Пураны, которые приводятся в Прамея Ратнавали - нигде из манускриптов Падма Пураны не найти, и в целом в других сампрадаях, в частности в мадхва-сампрадае, не признают этой концепции.
Я недавно пытался объяснить, почему Баладева это сделал: -http://damodardas.blogspot.com/2016/07/i.html
Более детально можно почитать в статье Kiyokazu Okita, Caitanya Vaisnavism on Trial: Continuity and Transformation in the 18th century
https://kyoto-u.academia.edu/KiyokazuOkita
Идем дальше.
Мукундананд: Так как несмотря на то что сиддха-пранали и гуру-пранали даются немного позже дикши, тем не менее сиддха-пранали и гуру-пранали являлись, и по сию-пору являются, частью дикши гаудия-вайшнавов. Такие известные исккону личности, как Вишванатха Чакрварти, Баладева Видьбхушана, Бхактивинда Тхакур - все они имели сиддха-пранали.
Один из ачарьев гаудия-сампрадайи, Дхьяначандра Госвами ученик Гопал Гуру (о нем можно узнать из Чайтанья-чаритамриты, Бхактиведанты Свами или из википедии) живший около пятьсот лет назад, подробно объяснил для общественности, что есть сиддха-пранали в своей книге "Гаура-говинда смарана-арчана-паддхати", и немного объяснил, как гуру дает сиддха-пранали.
damodardas: Приводить Паддхати Дхьяначандры как основной аргумент - это достаточно слабо. Дхьяначандра - это "второстепенный" ачарья из Гопал Гуру Паривара, и его мнение и его слова - это его слова, которые, как говорится, никого вне его группы не касаются. Например, в своем Паддхати он приводит просто огромное количество самых разнообразных дикша-мантр: Гаура-гаятри, Гададхара-гаятри, Гаура-Гададхара гаятри и т.д. т.п., на что невозможно было найти хоть малейшего намёка в Грантхах Госвами. У меня в линии при дикше дается совсем немного мантр, и мнение Дхьяначандры и та упасана и те мантры, которые он дает - не особо интересует
Авторитетными у Гаудиев являются Грантхи Шад Госвами, и, нужно отметить, что там вообще нет прямого упоминания про процесс сиддха-пранали (косвенные намеки даются лишь в Бхакти Саддарбхе Дживы). Безусловно, там говорится о таких вещах как "сиддха-деха", "антахчинчит деха" - но не раскрывается конкретная методология её обретения. Если вопрос сиддха пранали - настолько важный, тогда почему Мукунде приходится упоминать Паддхати Дхьяначандры, чтобы доказать ее правомерность и авторитетность? :-) Потому что этого нет ни в Бхакти-расамрита Синдху, ни в Уджвала-ниламани, ни в Чайтанья Чаритамрите, ни в других коренных грантхах Гаудиев. Это означает, что Шад Госвами не посчитали важным детально раскрывать этот вопрос.
Способ получения сиддха-дехи может быть разным:
1) от дикша-гуру во время дикши либо несколько позже.
2) От шикша-Гуру, который находится в физическом теле - Садху Баба однажды дал сиддха-пранали одному ученику Лалит Прасад Тхакура, например, хоть он вообще из другого Паривара даже учитель
3) От шикша-Гуру, которые находятся в тонких телах - в "Святых Враджа" говорится, что множество учителей в тонких телах находятся во Врадже, помогая и защищая - они могут дать сиддха-пранали
4) От Шри Нама - непосредственно Харе Кришна Мантра может раскрыть
Безусловно, в более поздних грантхах, таких как Према-виласа Нитьянанды даса, говорится о том, как ученик получает сиддха-пранали от своего дикша-Гуру (Шринивасачарья у своего дикша-гуру, Гопала Бхатты Госвами) , но построить всю статью на защите конкретного этого способа (не приведя де-факто каких-то серьезных шастра-праманов) не считаю корректным.
Здесь возникаетглавный вопрос, ответ на который я не могу понять: Зачем Мукунда так неистово публично защищает те практики, которые являются наиболее эзотерическими и секретными - что даже об этом прямо не написано в ключевых Грантхах Сампрадаи? :-)
Идем дальше:
Мукундананд: Потому что вайшнав-неофит уже с самого начало своего духовного пути, должен знать куда "идти" и на что медитировать. Чтобы он не тыкался носом как слепой котенок в своей духовной жизни, в раздумьях какую ему бхаву развивать то ли сакхья-бхаву, то ли ватсалья-бхаву.
damodardas: Мукунда передергивает - чтобы знать куда идти и на что медитировать - не обязательно для этого получать сиддха-пранали. Гуру может для начала просто дать почитать определенные грантхи по типу Вилапа-Кусуманджали или Радха-раса-судханидхи, чтобы у ученика развилось должное понимание прайоджаны. По большому счету, даже для статической медитации на Йога-питх (мантрамайи упасана) нет критической нужды в сиддха-пранали. В полной мере это необходимо уже на уровне динамической медитации на ашта-калия-лила, а для этого нужен уже очень высокий уровень адхикара. Например, Джива Госвами говорит (Бхакти Сандарбха 275): atha śaraṇāpattyādibhiḥ śuddhāntaḥkaraṇas cet....nāma saṅkīrtanāparityāgena smaranaṁ kuryāt - "Когда ум очищен с помощью процесса предания, человеку следует практиковать смаранам не оставляя при этом нама-санкиртану."
Дживапада говорит в Бхакти-Сандарбхе 256:
prathamaṁ nāmnaḥ śravaṇam antaḥkaraṇa-śuddhy-artham apekṣyam | śuddhe cāntaḥ-karaṇe rūpa-śravaṇena tad-udaya-yogyatā bhavati | samyag-udite ca rūpe guṇānāṁ sphuraṇaṁ sampadyate | sampanne ca guṇānāṁ sphuraṇe parikara-vaiśiṣṭyena tad-vaiśiṣṭyaṁ sampadyate | tatas teṣu nāma-rūpa-guṇa-parikareṣu samyak sphuriteṣu līlānāṁ sphuraṇaṁ suṣṭhu bhavati |
"Вначале - слушание имен Господа, чтобы очистить ум. Когда ум таким образом очищен, идет слушание о форме Господа, через которую приходит способность увидеть ее. Когда форма Господа ясно проявлена - приходит проявление (спурхти) Его качеств. Когда качества изучены - приходит спхурти отличительных признаков собственной духовной формы и духовных форм обитателей Враджа. Затем, когда проявились имя, форма, качества и спутники Господа - приходит спхурти игр Господа".
Максимум - ты можешь получить на относительно раннем этапе сиддха-пранали от Гуру - просто допустим если Гуру уже очень пожилой и хочет "авансом" тебе это передать, или Гуру просто хочет по своей беспричинной милости сделать твою связь с ним крепче, и поэтому дает тебе сиддха-пранали. В этом случае ты просто отладываешь это "до лучших времен", и практикуешь какие-то банальные вещи, по типу намнах-шраванах, чтобы в будущем обратиться, когда достигнешь определенной зрелости. Джива же не зря говорит: kintu rahasya-līlā tu pauruṣa-vikāravad indriyaiḥ……nopāsya - "Но на сокровенные игры не следует медитировать тем, чьи чувства подвержены мужским трансформациям "
Если из тебя лезет грубая кама, какая к черту медитация на ашта-калия-лилу? Вы с дуба рухнули? В результате постоянно слышишь от "русских расиков" "откровения" по типу: "Гауранга появляется, когда радха и кришна занимаются сексом." "Ты знаешь, что маджари не носят трусиков? И, когда ветер поднимает их сари, Кришна от этого в полном экстазе" и т.д. т.п. Ребята - это дно
Мукундананд: В Харинама Чинтамани, в главе "Бхаджана-пранали", Бхакивинода Тхакур пишет (15 глава, старое издание):
"...он (гуру) сокровенно сообщает ученику, какова та вечная духовная роль, которая органически присуща ему в качестве одной из mandjari в стане Шримати Радхарани под началом Шри Лалита-деви. Гуру наставляет ученика, как развить одиннадцать чувств гопи, как медитировать на asta-kaliya-lila и как надлежащим образом утвердиться в том и другом. Для полного понимания садхаке раскрывается siddhadeha
damodardas: Экадаши-бхав - конкретно 11 Бхав - это только лишь в Нитьянанда Париваре :-) У нас раскрывается другое количество.
Ну и да, эта цитата из самого конца Харинама Чинтамани, в самых заключительных главах...как можно после этого говорить, что эта практика для неофитов? Бхактивинод говорит о том, что Гуру наставляет о том, как медитировать на ашта-калия-лила - т.е. показывая что в полной мере это необходимо лишь при динамической медитаци - а это уже венец садханы, Эверест, самая высокая вершина.
Мукундананда: Гуру-пранали - дает ученику представление о враджа-сварупах учителей в его парампаре. Со времен Шри Чайтаньи Махапрабху, в гаудия-сампрадайе ученику как часть дикши, дают тексты (не сразу, но через не очень большое время после дикши) с гуру-пранали и сиддха-пранали. Эти тексты можно обнаружить в домах многих, многих тысяч гаудия-вайшнавских семей.
В гуру-пранали - кратко описываются враджа-сварупы всех учителей в парампаре.
А в сидха-пранали - кратко описывается враджа-сварупа ученика.
damodardas: Гуру-пранали - это когда дается просто парампара учителей и их имена в садхака-дехах. Сиддха-пранали- это когда раскрываются сиддха-дехи учителей в парампаре и твоя враджа-сварупа.
Завершу заметку словами Kalki das, которые я всецело разделяю:
Для меня сиддха-пранали - метод рагануга-садханы, один из многих, описанных в Паддхати Дхьяначандры. Садхака медитирует на свою Гуру-парампару в их сиддха-формах, открытую ему его Гурудевом. Кто-то счтитает его абсолютно необходимым, другие - нет (я, например, отношусь к последним - если Джива Госвами говорит в Бхакти Сандарбхе, что Господа можно достичь даже без дикши, например, путём шаранапатти - то что уж говорить о каких-то конкретных методах, зависящих от дикши и наличия Гуру в форме преданного). Конкретное пранали может быть истинным или ложным - это зависит от того, честен ли гуру, дающий пранали, и относится ли он к одной из истинных линий, идущих от спутников Махапрабху. Но у традиционных гаудий, вроде, никто не считает, что такого метода вообще не существует. Не говоря уж о том, чтобы объявлять всех, кто его использует, "пракрита-сахаджиями".
В принципе, каждый вправе решать для себя сам, какие методы садханы ему подходят, а какие нет. Это личное дело садхаки (ну, и его Гурудева). Но навязывать свой выбор всем остальным (и заявлять, что остальные - обманщики и притворщики, если используют какие-то другие методы) - это, по моему скромному мнению, чересчур.
Харе Кришна, дорогой Дамодар! Примите мое почтение. Всегда с удовольствием читаю ваш блог. Хочу поинтересоваться, а читали ли вы саму статью Атул Кришны? Дело в том, что это по моей просьбе Мукундаананда написал статью. Он таким образом оказал мне поддержку в ситуации, в которой я оказался, вернувшись в Эстонию после принятия своим гуру Ананта Дас Бабаджи. Некоторые мои исконовские друзья повели себя жестоко фанатично. И оправдывали свое поведение ссылаясь на статью Атула. Мукундаананда выставил позднее свой ответ на публику, дабы помочь таким же как я, подвергшимся со стороны искон гонениям, критике и изоляции.
ОтветитьУдалитьВот текст статьи Атулкришны: "О, сиддха-пранали :)
ОтветитьУдалитьавтор Атул Кришна дас.
14 апреля 2014 г. в 4:04
Ананда Вардхана уговорил-таки меня рассказать о сиддха-пранали :) Мы с ним это пару лет назад обсуждали на Радха-кунде, и мне все это время удавалось отнекиваться от его просьб, но вчера я все же дал 2х часовую лекцию на эту тему.
Summary:
0 - термин сиддха-пранали или "канал совершенства" технически относится лишь к представлению о непрерывной парампаре совершенных преданных; присоединение к ней посредством получения экадаши бхавы считается обязательным для практики рагануга-бхакти
1 - шастра - прамана; в шастрах и трудах Госвами эта идея не встречается; ачарьи оставили нам множество описаний интимных игр Радхи и Кришны, поэтому неоправданно считать, что они не рассказали о сиддха-пранали, как о сокровенной практике, подлежащей передаче лишь в устной традиции
2 - все ачарьи, начиная с Рупы Госвами, придерживаются противоположной точки зрения; рагануга по определению - следование за вечными обитателями Вриндавана, рагатмиками; они - 1) нитья-сиддхи, противопоставляемые садхакам; 2) преданные из близкого окружения Кришны, олицетворяющие определенную форму любовных отношений с ним (известны их имена, качества, игры, настроение...)
3 - приверженцы процесса сиддха-пранали ("садхаки" в дальнейшем) не признают разницы между нитья-сиддхами и садхана-сиддхами, говоря, что и Рупа и Рагхунатха тоже вели обычную жизнь до получения посвящения; это ошибка
4 -
соответственно у "садхаков" в парампарах присутствуют цепочки Госвамини (матаджи, передававших `секрет совершенства` своим дочерям); об их преданности не известно, остались лишь сведения о составленных ими друг для друга чартах с экадаша-бхавами {я очень стараюсь воздерживаться от эмоциональных комментариев по этому и следующим моментам :D :D :D}
ОтветитьУдалить5 - если раньше "садхаки" отстаивали мнение о совершенстве своих гуру, то теперь они считают достаточным, если гуру получил благословения инициировать от старших; собственная квалификация несущественна (знакомая идея уполномоченности, не правда ли?); они напрямую говорят, что они не сиддхи, но в этом и нет необходимости
6 - "садхаки" не видят разницы между джива-таттвой и гуру-таттвой, в то время как джива - это обусловленная вибхинамша, а гуру - "севака-бхагаван" - проявление принципа служения в самом Господе, изначально представленный или Баладевой (единым по таттве с Кришной), или Шримати Радхикой (радха кришна эка атма...)
7 - "садхаки" считают, что принцип акханда-гуру-таттвы означает, что моим шикша-гуру должен быть мой дикша-гуру, а также, что мои отношения с этим преданным здесь неотличны от связывающих нас в духовном мире; в реальности же: я привлекаюсь преданностью, наполняющей сердце одного из рагатмиков, слушая о его любовном служении Кришне, и он берет на себя заботу обо мне, проявляясь всюду, начиная с моих шикша- и дикша-гуру; при этом мой гуру не просто является личной экспансией или продолжением тела Шримати Радхарани (ок, или Баларамы), но в нем в полной мере проявлены ее личность и присущие ей качества {опущу детали и подробности}; к собственной сварупе преданных, дающих посвящение или наставления, это прямого отношения не имеет
- иначе говоря, джива становится нитья-сиддхой лишь по возвращении на Голоку, и даже в этом случае джива никогда не может быть\стать гуру, ее положение - вечное служение совершенным спутникам Кришны; никакая садхана это положение изменить не в состоянии
8 - соответственно настроение преданного, исполняющего роль гуру: я жертвую собой ради блага этих преданных, потому что я не более, чем слуга всех своих учеников, они - мои гуру, они - преданные, я - их слуга (в этом смысл ачарьи, только так можно передать бхаву служения)в противоположность этому "садхаки" с готовностью набирают учеников, зачастую игнорируя квалификацию кандидатов, равно как и предписанные испытательные сроки, и объясняют им важность служения гуру и вечность этих отношений (при этом их основной заботой остается собственный бхаджан; а ученики? - ну это же их решение и ответственность, что они выбрали его своим гуру; медитация и слушание лекций".
Дорогой Дамодар, вам же большое спасибо за ваши комментарии - они грамотно дополнили мою картину. :) С уважением, Адвайта дас
"Шастра - прамана; в шастрах и трудах Госвами эта идея не встречается"
ОтветитьУдалитьну уж точно не этому человеку быть апологетом Госвами, потому что он не имеет к Госвами никакого отношения. Я приводил в свое время вот эту заметку: http://damodardas.blogspot.com/2014/05/blog-post_1778.html
Там приводятся как раз-таки цитаты из Бхакти-Сандарбхи (где пусть и косвенно, но Дживапада достаточно четко про это говорит) , ну и из Према-виласы и Прартханы. Атул уничижительно называет людей, которые получили сиддха-пранали "садхаками", ну тогда на секундочку Нароттам и Шринивасачарья для него тоже "садхаки", я не говорю про того же Бхактивинода, который прямо проповедовал это в Харинама-Чинтамане, Джайва Дхарме и т.п
"все ачарьи, начиная с Рупы Госвами, придерживаются противоположной точки зрения; рагануга по определению - следование за вечными обитателями Вриндавана, рагатмиками; они - 1) нитья-сиддхи, противопоставляемые садхакам; 2) преданные из близкого окружения Кришны, олицетворяющие определенную форму любовных отношений с ним (известны их имена, качества, игры, настроение...)"
ОтветитьУдалить-------
Что такое рагатмика-бхакти, говорит Рупа в БРС 1.2.270:
virājantīm abhivyaktāṁvraja-vāsi-janādiṣu rāgātmikām -
"Служение Господу, пропитанное сильнейшей спонтанной любовью и присущее вечным жителям Враджа (враджаваси), называется рагатмика-бхакти".
И после этого, Атул говорит, что рагатмика-бхакты это "1) нитья-сиддхи, противопоставляемые садхакам; 2) преданные из близкого окружения Кришны, олицетворяющие определенную форму любовных отношений с ним (известны их имена, качества, игры, настроение...)"
Откуда он делает такие выводы?! Почему садхана-сиддха не может быть рагатмика бхактой?! Эти его слова - это просто манипуляция.
Джива Госвами таким образом определяет рагу, рагатмику и раганугу в Бхакти Сандарбхе 310:
tatra viṣayiaḥ svābhāviko viṣaya saṁsargecchātiśayamayaḥ premā rāga yathā cakṣurādīnāṁ saundaryādau tādṛśa evātra bhaktasya śrī bhagavatyapi rāga ityucyate.............yasya pūrvokte rāga viśeṣe rucir eva jātāsti na tu rāga-viśeṣa eva svayaṁ tasya tādṛśa rāga-sudhākara karābhāsa samullasita hṛdaya sphaṭika-maṇeḥ śāstrādi śrutāsu tādṛśyā rāgātmikāyā bhakteḥ paripāṭīṣvapi rucir jāyate. tatas tadīyaṁ rāgaṁ rucyānugacchantī sā rāgānugā tasyaiva pravartate
"Рага означает сильное и естественное желание наслаждающегося чувствами к его возлюбленным объектам чувств. Чувства, такие как глаза, естественным образом привлекаются к их объектам, к прекрасным формам, и им для этого не нужно поощрения. Таким же образом, когда сердце преданного естественным образом привлекается к Господу, и у него есть сильная жажда к Господу, это тогда называется рагой. Когда чистый луч нектара луны такой раги падает на подобные драгоценным камням сердца тех преданных, у которых есть только некоторый вкус к определенной раге, но они еще не обладают непосредственно в полной мере этой рагой, тогда сердце радуется, и как результат слушания писаний и святых, вкус (ручи) будет рожден в сердце такого преданного для того чтобы ОБРЕСТИ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАГАТМИКА БХАКТЫ. Это означает что вкус (ручи) рождается внутри сердца, когда мы слушаем о любовной компетенции рагатмика враджа бхакт из писаний или из уст святого, чье сердце чисто, то есть свободно от похоти, гнева и зависти. Преданность, которая следует раге рагатмика Враджа бхакт вместе с ручи, называется рагануга бхакти."
Само слово "рагатмика" - означает "тот, у кого атма пронизана рагой". У садхана-сиддхи это разве не так? Садхана-сиддха не является вечным жителем Вриндавана?
Э - если раньше "садхаки" отстаивали мнение о совершенстве своих гуру, то теперь они считают достаточным, если гуру получил благословения инициировать от старших; собственная квалификация несущественна (знакомая идея уполномоченности, не правда ли?); они напрямую говорят, что они не сиддхи, но в этом и нет необходимости
ОтветитьУдалить6 - "садхаки" не видят разницы между джива-таттвой и гуру-таттвой, в то время как джива - это обусловленная вибхинамша, а гуру - "севака-бхагаван" - проявление принципа служения в самом Господе, изначально представленный или Баладевой (единым по таттве с Кришной), или Шримати Радхикой (радха кришна эка атма...)"
"'садхаки' считают", "'садхаки' не видят разницы." - это просто демагогия. Конкретно где факты того, что "садхаки" так считают? Он говорит какую-то ахинею, в результате чего у его читателей возникает определенные ассоциации, а я теперь должен доказывать, что это не так? :-) Пропаганда, которой позавидует и Дима Киселев. Это темы отдельных заметок, поэтому коротко скажу, что его слова - это ложь. Но интересны его слова: "они напрямую говорят, что они не сиддхи"... Когда к Садху Бабе пришли вот с таким настроением люди, и спросили его о сокровенных аспектах бхаджана, он сказал просто "я не делаю никакого бхаджана - я просто ем и сплю".
Т.е. тут 2 момента: если в оскорбительном умонастроении к тебе подходит человек и говорит: "Эй, чувак, ты сиддха?!" - с какой это стати сиддха должен раскрываться ему в ответ? Скорее всего просто скажет что-то по типу того, что сказал Баба, а потому такой человек пойдет по всем краям и будет говорить: "ОЙ, ВЫ НЕ ПОВЕРИТЕ, САДХУ БАБА НЕ СОВЕРШАЛ НИКАКОГО БХАДЖАНА!!!! ОН МОШЕННИК - ОН ПРОСТО ЕСТ И СПИТ, ОН МНЕ САМ ПРО ЭТО СКАЗАЛ!!"
И также, момент того, что у достигших высот садхаков присутствует такое качество как СМИРЕНИЕ. Таково качество бхакти - что чем больше ты достигаешь, тем ты больше соответствуешь шлоке тринад-апи, в результате чего, когда даже искренне тебя спрашивают подобные вещи, ты будешь отвечать, что ты не обладаешь даже крупицей бхакти.
Например, Рупа Госвами молится (и он действительно так считал, это не было какой-то показухой и игрой): "О Мадхава! У меня нет нет ни сезамового семечка бхакти, но все же силой Твоей непостижимой энергии, которая делает невозможное возможным, исполни желания моего сердца". и т.д. т.п.
" "садхаки" считают, что принцип акханда-гуру-таттвы означает, что моим шикша-гуру должен быть мой дикша-гуру"
ОтветитьУдалить--------------
то, что шикша-гуру должен быть только дикша Гуру - это ложь. Но наставления других шикша-гуру не должны противоречить шикше дикша Гуру:
Джива Госвамипад говорит в Бхакти-Сандарбхе 238:
śrī gurvājnayā tat sevanāvirodhena ca anyeṣām api vaiṣṇavānāṁ pūjanaṁ śreyaḥ anyathā doṣaḥ syāt. yathā śrī nāradoktau - gurau sannihite yastu pūjayed anyam agrataḥ. sa durgatim avāpnoti pūjanaṁ tasya niṣphalam
"Это есть благо - поклоняться другим Вайшнавам, только если это совершается по приказанию Шри Гуру, и если не противоречит служению Ему. Иначе - это есть ошибка, как сказано Нарадой: "Тот, кто поклоняется другим напротив [дикша] Гуру, ничего не достигает, и его поклонение будет нишпхала, бесполезным".
"также, что мои отношения с этим преданным здесь неотличны от связывающих нас в духовном мире"
ОтветитьУдалитьда, садхака служит под руководством Гуру в духовном мире (гуру-рупа-сакхи), когда они находятся в сиддха-дехах, одна из цитат, подтверждающих это - Нароттама из Прардханы, которую в ссылке на заметку о сиддха-пранали.
Это канвой проходит через расика грантхи Гаудев.
То, что дальше там идет у него вплоть до конца - я даже не хочу комментировать, потому что это просто какая-то "Манаса-пурана" от начала и до конца: полнейшая ахинея
ОтветитьУдалить"помочь таким же как я, подвергшимся со стороны искон гонениям, критике и изоляции."
Как там говорил Иисус: :-)
"Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас."
Поэтому подобная реакция - это величайшее благословение. Дело в том, что, не разрушив старое, ты не сможешь построить что-то новое, поэтому милостью Гуру и Бхагавана происходят такие события.
Вопрос обретения чего-то настоящего - это всегда выход из зоны комфорта. Поэтому что тут сказать? Кришна же говорит в Гите: kaunteya pratijānīhi na me bhaktaḥ praṇaśyati - "О сын Кунти, смело заявляй каждому, что мой преданный никогда не погибнет!"
Мое понимание, состоит в том, что даже лишившись всей физической санги - это не может быть препятствием к тому, чтобы серьезно практиковать и прогрессировать.
Есть интернет, фейсбук, скайп и т.п. - можно получать общение с единомышленниками с помощью этого.
Нужно рассматривать сложность внешних обстоятельств как благословение и побуждающий фактор для того, чтобы увеличить искренность и интенсивность практики. Это проверка Кришны: "А сможешь ли ты остаться садхакой, когда я лишу тебя всей "тусовки"?"
Кстати, в Эстонии же есть вроде бхакты. Калинди даси, например, ученица Ананты даса Бабаджи, если не ошибаюсь, живет в Таллине...
ОтветитьУдалитьАтул Кришна дас: Эсоответственно у "садхаков" в парампарах присутствуют цепочки Госвамини (матаджи, передававших `секрет совершенства` своим дочерям); об их преданности не известно, остались лишь сведения о составленных ими друг для друга чартах с экадаша-бхавами {я очень стараюсь воздерживаться от эмоциональных комментариев по этому и следующим моментам :D :D :D} "
ОтветитьУдалить------
damodardas: Суть в том, в том, что именно благодаря этим женщинам, которые были очень преданны и хранили Ирадицию в чистоте и целостности, начиная с Джахнавы Ма и ее последовательниц, и Традиция и сохранилась и выжила через столетия. Ни Бхактисиддханта, ни Прабхупада также бы не узнали ничего о Гаудия Вайшнавизме, если бы не деятельность этих женщин. Более того, в линиях каждого из поздних учителей "парампары", которая приводилась Бхактисиддхантой, есть Госвамини, как, например, у того же Бхактивинода, у которого несколько звеньев в парампаре - это женщины. Ну и это везде так - у каждого Традиционного Гаудия как минимум несколько звеньев в парампаре - это Госвамини.
Он ножом своих слов нападает на своих же матерей, благодаря молчаливому подвигу которых он и обрел те знания, которыми он в данный момент обладает. И то, что он, видите ли, ничего не знает об их преданности, не означает того, что этой преданности не было. Проповедников в Традиции - людей, которые занимаются широко проповедью, пишут шастры, имеют сотни-тысячи учеников - в Традиции всегда единицы. Остальные, даже когда достигают совершенства, не обретают какой-то известности. В Према-виласе, Локанатх, например, наставляет Нароттама, что Гуру должен принимать только 3-5 учеников. Также, предписания Сампрадаи и состоят в том, что когда ты достигаешь высот, ты не должен про это никому говорить.
Нароттам в Према-бхакти-чандрике, например, говорит - rākha prema hṛdaya bhariyā – "Защищайте свою любвовь, храня ее в глубине своего сердца!" Он говорит: gupate sādhibe siddhi – "Совершенство достигается в тайне".
Следуя наставлениям Ачарьев Сампрадаи, Госвамини так и поступали, из-за этого и не осталось свидетельств об их сиддхи, кроме самого главного свидетельств - того, что в течении сотен лет они сохраняли Традицию в изначальном виде, благодаря чему Бхактивинод встретился с Бипином Бихари Госвами, перестав быть шактой-мясоедом, млеччха, употребляющий алкоголь и кушающий говядину Атул Кришна дас встал на путь садхана бхакти и т.д. т.п.
К сожалению, здесь нельзя редактировать комменты...я бы многие отредактировал, один - наиболее жесткий - я удалил и заново перепостил.
ОтветитьУдалитьЕсли честно, надеюсь что в подобные вещи я не буду больше встревать... Ровно как и сам этот блог - мои жесткие комменты на мысли Мукундананды - это всё показатель моего невысокого уровня как садхаки
Да, я вас понимаю. Могу ли я в будущем обращаться к вам за некоторыми разъяснениями? Возможно ли присылать вопросы "в личку"?
УдалитьУ меня сейчас, по правде говоря, такое настроение что я не очень сильно расположен к какому-либо общению (также как и к продолжению писательства блога) :-) За года очень близкого постоянного соприкосновения с разными людьми и активной апологетики я несколько "накушался", и сейчас хочется побыть в стороне.
ОтветитьУдалитьБолее того, у меня в целом нет какого-то особого адхикара, чтобы что-то разъяснять и освещать путь кому-то :-)
Большей частью блог - это был некий способ в первую очередь для самого себя избавиться от бесконечных вопросов и сомнений, терзающих меня.
Могу порекомендовать обратиться к моему шикша Гуру и Вашему тезке Адвайте дасу - он несомненно обладает должными качествами, чтобы разъяснять вопросы :-)
https://www.facebook.com/advaitad?fref=ts
Джая Шри Радхе
ОтветитьУдалитьAndrey Matveenkov, меня зовут Мукундананд, я случайно наткнулся на эту статью из блога Дамодары, и увидел в комментариях, ваше желание обращаться в личку к Дамодаре за "некоторыми объяснениями" и наставлениями.
ОтветитьУдалитьКак я понял вы регулярно читаете его блог. Будьте внимательны. Некоторые моменты в блоге Дамодары - не помогут развить бхакти. Но есть и то, что может помочь в развитии преданности. Фильтруйте золото от песка.
Дамодар искренний преданный, но послушайте, я думаю наш Гурудев (Шрила Ананта дас Бабаджи Махарадж), не будет доволен если вы будете настолько близко общаться с Дамодарой, как вы того желаете.
Настроение Дамодары и настроение его шикша-гуру - Адвайты из Голландии - очень далеки от настроения Гурудева.
Я приведу ниже комментарий нашего Гурудева на Према Бхакти Чандрику 105, а вы подумайте, не о таких ли личностях, как Адвайта и Дамодар идет речь в этом комментарии? Не относятся ли Адвайта и Дамодар, как раз к тем бхактам, которые, как об этом пишет Гурудев, пугают преданных словами "(Я) неквалифицирован! (Ты) неквалифицирован!" Подумайте стоит ли с таким бхактами (о которых Гурудев пишет, что они создают "неправильный шум") близко общаться? Не отдалит ли вас это, от вашего Гурудева?
Према Бхакти Чандрика 105, комментарий Шрилы Ананта даса Бабаджи Махараджа - "Некоторые люди думают что: “Это благословение (слушать сокровенную раса-катху, данное в Шримад Бхагаватам 10.33.39) предназначено для тех, чья вера тверда. Оно не для обычной аудитории со слабой верой; в конце-концов оригинальный стих не просто же так использует слово шраддханвита?” Но это не то, о чем говорят Госвами (имеются ввиду комментарии Дживы Госвами и Вишванатхи Чакравати Тхакура на данное благословение). Те, кто считают себя неквалифицированными для такой практики, или лишёнными, такой могущественной практики преданности, названной этим словом шраддханвита, хотя они в принципе и приняли прибежище пути йугала бхаджаны, поклонения Радха-Кришне, являются просто неудачниками. Шрила Вишванатха Чакравартипада пишет: *** “према никогда не примет тех, кто не имеет веры в писания, или тех, кто совершает оскорбления святого имени или трансцендентным играм. Те же, кто избегают совершения оскорблений святого имени и воспевают святое имя Шри Кришны, способны достичь премы.” Поэтому те, кто создают неправильный шум типа: “(Я) Неквалифицирован! (Ты) Неквалифицирован!” во время обсуждения Раса Лилы, пробуждая тем самым страх в сердцах тех, кто желает слушать это с верой, должны быть известны как неразумные и неудачливые."
Вот такие наставления дает ваш Гурудев, опираясь на труды Госвами. Но если вы будете следовать наставлениям голландского Адвайты и Дамодары из Киева, то вы не примите данные слова своего Гурудева.
Гурудев (Шрила Ананта дас Бабаджи Махарадж) и его старшие ученики (такие как Вайшнавапад дас Бабаджи) - это рагануга-вайшнавы. А Адвайта и Дамодар - это ваидха-бхакты. Ваидха-бхакты никогда не поймут рагануга-вайшнавов.
Вы даже можете повторить историю Джанарданы. Это наверное не по теме. Но я вам расскажу эту историю. Наш брат в боге - Джанардана, сделал много севы для Гурудева. Именно Джанардана перевел комментарий к Вилапа-кусуманджали с английского на русский, а также он перевел много лекций Гурудева. Более того, он читал лекции в Москве, когда я этого не мог делать. Тем не менее однажды он потерял весь энтузиазм и ушел обратно в мирскую жизнь, а через несколько лет умер - сгорел. Майа - мирская энергия, сожгла его заживо, вызвав случайный пожар в его доме.
Что важно учитывать, Джанардана потерял энтузиазм, начав общаться с шикша-гуру Дамодары - с голландским Адвайтой. Джанардана практиковал не только харинам, но и смарану. Однако Адвайта пролил в его уши не мало критики на вайшнавов, да еще и убедил его оставить смарану, которую Джанардана практиковал, следуя наставлениям своего Гуру. В результате Джанардана вообще все оставил.
Интересны слова Джанарданы (которыми он после оставления практики, обосновал свое решение уйти в майу). Он сказал примерно следующее: "В мирской жизни, в мирской энергии - вот где есть истинная любовь (вот где - духовный огонь)!"
ОтветитьУдалитьВы только посмотрите! Джанардана, наслушавшись Адвайты - потерял энтузиазм, и оставив Гуру, предался майе - вновь искренне поверив в нее. Но чем же майа его наградила? Огнем!
(На самом деле, майа обманула - наградив его не огнем любви, а физическим огнем!)
Чтобы не повторить судьбу Джанарданы (и вновь опрометчиво не довериться майе), нам необходимо быть разумными и не общаться близко с теми бхактами, чьи слова противоречат словам Гурудева. Не верить своему Гуру - это самоотдача себя майи.
Адвайта и Дамодар не понимают и не принимают то, что для Гурудева есть непреложная истина. То есть, они не принимают гаура-аштакалья-лила смарану и многое другое.
(Я их за это не осуждаю - это их дело. Они служат так, как считают нужным. Но они периодически пытаются, всадить эти свои идеи в сознание бхакт из других гаудия-парампар - не сознавая, что гаудия-вайшнавы должны бережно относиться друг к другу и не в коей мере не озвучивать, отличительные идеи своей линии, и тем более свои личные идеи, в лицо тем преданным, признанные учителя которых учат по-другому. У меня есть ряд индийских знакомых из разных париваров и даже из других вайшнавских сампрадай - однако мы очень корректно относимся друг к другу и никогда не выставляем друг перед другом отличительные идеи своих линий, чтобы ненароком не задеть духовные чувства друг-друга.)
Таким образом, Адвайта и Дамодар, публично и в личных разговорах с преданными, не раз намекали, да и прямо говорили гаудия-вайшнавам из других линий:
Что, гаура-аштакалья-лила смарана не авторитетна.
Что, у Шри Чайтаньи Махапрабху нет трансцендентной обители в духовном мире.
Что, гаура-гаятри - не авторитетны.
Andrey Matveenkov, вы не хотите заниматься духовной практикой? Я не понимаю, зачем вам общаться с теми, кто рано или поздно будет убеждать вас, что половина гаятри-мантр, которые вы повторяете - не авторитетна?
И что, у служанок Радхарани (манджари), нет ни мужей, ни личных кундж в духовном мире. С точки зрения Дамодары и Адвайты, то что ваш Гурудев - Шрила Ананта дас Бабаджи Махарадж (и другие учителя) сообщают своим ученикам в сиддха-пранали названия личных кундж, а также имена мужей и родственников со стороны мужа - это есть ошибка. Более того, в текстах с сиддха-пранали, которые дает Шрила Ананта дас Бабаджи Махарадж есть санскритский стих Баладева Видьябхушаны о принадлежности гаудий к Мадхва-сампрадайе. Но Адвайта и Дамодар отрицают эту связь, говоря что гаудия-сампрадайа не имеет никакого отношения к Мадхва-сампрадайе, а Баладева Видьябхушана, по их мнению - обманул людей.
У Дамодары и Адвайты есть и другие идеи, не соответствующие словам Маханты Радхакунды и ведущих учителей из гаудия-вайшнавских париваров.
Эти бхакты позиционируют свои идеи, как сиддханту Адвайта-паривара. Но в действительности Адвайта-паривар на Радха-кунде не поддерживает ни одной из вышеупомянутых идей Дамодары и Адвайты. Об этом говорил Маханидхи Свами, который принял дикшу и бабаджи-веш в Адвайта-париваре на Радха-кунде.
Эти идеи - это позиция не всего Адвайта-паривара, а его одной или нескольких ученических линий (а кое-что и вообще - личная позиция самих Адвайты и Дамодары).
Линия Адвайты и Дамодары - это лишь маленькая часть Адвайта-паривара. Они последователи Никунджа Гопал Госвами (Садху Бабы). Данный уважаемый госвами (учение которого они до конца не понимают) уже тридцать лет как ушел из этого мира, оставив после себя ашрам в Бенгалии, где Дамодар и принял дикшу от кого-то из его оставшихся учеников.
Поэтому будьте разумны и не привлекайтесь цветистыми словами.
Дамодар, удивителен тем, что он может убедительно писать, не подтверждая свои слова логикой и праманами (свидетельствами из писаний). Я не знаю, как у него это получается, но к сожалению, некоторым русско-говорящим бхактам этого хватает, чтобы отойти от своих учителей.
Джанардана не единственный пример преданного, смутившегося от слов последователей Никунджа Гопал Госвами. Были и другие. Постарайтесь избежать этой участи.
ОтветитьУдалитьP/S:
Я не призываю преданных к неуважительному отношению к Адвайте и Дамодаре. Вовсе нет. Чтобы развить бхакти, крайне важно всех почитать. Когда мы почитаем какую-либо личность и предлагаем ей поклон - это значит, что мы ставим себя ниже такой личности. Однако, если вы следуете Маханте Радхакунды, то от некоторых преданных нужно держаться подальше, предлагая им поклоны издалека и считая их действия недоступными своему собственному пониманию. К таким преданным, как раз и относятся Адвайта и Дамодар.
Дамодар написал текст "Расставить точки над «i» касательно сиддха-пранали" чтобы частично опровергнуть мою статью "Исккон - ругается, как к этому относиться", а также чтобы лишний раз высветить идеи к которым он привязан и о которых он уже не раз писал.
Несмотря на то, что в тексте Дамодары отсутствует логика и почти отсутствуют свидетельства из писаний (а та пара свидетельств, что приведена, вырвана из контекста и главное - приведена без комментариев ачарьев) и несмотря на то, что Дамодара дает мне этим (т.е. отсутствием логики и свидетельств писаний) легкую возможность проехаться асфальтовым катком по каждому абзацу его текста, - тем не менее я воздержусь от спора (не смотря на соблазн). Поскольку спор, как сам по себе - мне не интересен и даже утомителен. Меня более привлекают комментарии ачарьев и учителей, на те темы, что затронул Дамодар.
К сожалению сам Домадар не демонстрирует в своей статье интереса к комментариям учителей. Вполне вероятно, что у Дамодары уже сформировалась своя точка зрения на все эти темы под влиянием голландского Адвайты и ему подобных бхакт. А ведь темы важны.
Дамодар в своем тексте мимоходом затронул не менее десятка важных тем. Это харинам, дикша, парампара, смарана, шаранагати и многое другое.
В этих темах (нам всем), необходимо разбираться!
Наше понимание должно основываться на словах ачарьев и учителей (а не на словах простых бхакт, таких как Дамодар дас). Без правильного понимания этих тем, преданный не сможет ни организовать, ни практиковать свою садхану должным образом. Поэтому, без какого-либо упоминания Дамодары, на каждую из этих важных тем, будут приведены комментарии авторитетных учителей гаудия-вайшнавов на форуме parivar.ru
Стоит отметить, что хотя я уже наполовину написал эти очерки (и скоро размещу их на форуме), вдохновленный данным трудом Дамодары, имя Дамодары я не упоминаю и признательность к нему в очерках - как к вдохновителю, никак не выказываю. Здесь же, я пользуюсь возможностью выразить ему признательность.
(Дамодар действительно потрудился - не проигнорировал мою статью, но написал свой текст "Расставить точки на i"...)
Даже если Дамодар не примет слова благодарности с моей стороны и в ответ побранит - все равно, я не могу не выказать ему признательность.
Тем более, что Шри Чайтанья Махапрабху учил: "аманена-манадена - следует всегда оказывать, всё почтение и признательность другим и не ожидать почтения к себе". Так Господь советовал поступать, поскольку все живые существа - часть Лилы Бхагавана. И на каждого, на каждого у трансцендентной
энергии Господа - есть свой план.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЗдесь много чего написано. Я считаю ниже своего достоинства отвечать на все обвинения, которые касаются лично меня - пусть люди сами решают, кто прав, а кто - нет, основываясь на своей вичаре (собственном разуме и различающем мышлении). В целом в своем блоге я уже достаточно четко выразил свою позицию по всем ключевым вопросам, которые я хотел изначально осветить - блог уже для меня некий завершенный проект, и в ближайшие года я не собираюсь здесь ничего писать. 3 аспекта, на которые я хочу здесь все же указать:
ОтветитьУдалить1) касательно обвинения Адвайты в уходе Джанардан даса в майу (и последующую его гибель, в которой фактически обвиняется Адвайта) - это просто за гранью добра и зла. К счастью, Адвайта щепетильно хранит всю переписку со всеми вайшнавами за последние лет 20, в том числе с Джанарданой - и при Вашем желании (если у Вас хватит смелости лично ему написать) скинет и расскажет о том, каким он образом контактировал с ним.
2) Касательно обвинения, что "те, кто создают неправильный шум типа: “(Я) Неквалифицирован! (Ты) Неквалифицирован!” во время обсуждения Раса Лилы, пробуждая тем самым страх в сердцах тех, кто желает слушать это с верой, должны быть известны как неразумные и неудачливые"
Мое позиция касательно Лила-смаранам, как можно было увидеть, всецело основывается на словах Дживы Госвами - поэтому обвинение что "Адвайта и Дамодар - это ваидха-бхакты", означает, согласно Вашей логике, что "Джива Госвами - это ваидха бхакта". Это заключение логически прямо следует из Ваших слов. Я был бы поосторожнее касательно огульной критики одного из ведущих рагануга-ачарьев Гаудия Сампрадаи.
3) Обвинение о том, что "мы не до конца понимаем учение Никунджа Гопала Госвами". Это тоже просто возмутительно. Вы не имеете права, как ученик другого Гуру, говорить о том, что ученики и последователи другого учителя "не понимают учение своего Гуру". Адвайта дас несколько лет прожил в Ашраме Садху Бабы, и все те вещи, которые Вы упоминаете в тексте, были прямо указаны им с самого начала. Адвайта Паривар действительно далеко не весь поддерживает многое из того, чему следуем мы и чему учил нас Баба. Почему? Именно из-за того, что последователи нашего Паривара, живущие во Врадже, были подвержены влиянию Бабаджи и той сиддханте, которую они дают (и начинали отклонятся от шикши учителей Парампары). Например, Парам Гурудев Мадан Гопала Бабы - ученик Ананда Гопала Госвами, отца и шикша Гуру Садху Бабы, чье послание без изменений и передавал Баба. Ананда Гопал Госвами не мог передать своему ученику то, чему не следуем мы: это означает что 2 поколения его учеников, подвергшись влиянию окружения, стали следовать тому, чему он не учил, что и привело к тому, что "они не поддерживают ни одной из вышеупомянутых идей Дамодары и Адвайты"...
Все так сложно..
ОтветитьУдалитьХочется простоты. Почему все так сложно..почему нельзя дружить..
Дружить можно было бы, если бы данные бхакты дорожили своей садханой и старались обсуждать идеи, не касаясь тех людей, что эти идеи имеют.
УдалитьК сожалению моему, я тоже вижу высказывания высказывания Мукундананда дас, что оставляют во мне непонимание - как так можно заявлять о том что ученики не понимают учения своего Гуру (я значит лучше их об этом знаю?).
Но я сам несколько раз был оскорблён высказываниями Мукундананды даса, о том что он думал, что я думаю и потому он написал, то что считал нужным. Поэтому - сейчас, я очень осторожен в своих высказываниях. Есть чем дорожить.
Вспоминается случай с Рупой Госвами. Медитировал на лилу и вов ремя смешного момента в лиле - засмеялся, а проходивший мимо вайшнав подумал что Рупа смеётся над его хромой походкой. У Рупы пропала связь с Тем Миром, пока тот вайшнав не простил его! Хотя оскорбления то и не было.
А тут обвинения, критика - всё это останется в интернете на долгие года и при вспоминании будет отзываться в сердцах бхакт такой ноющей раной. Откуда тут взяться пребыванию в лилах для авторов?