среда, 4 марта 2015 г.

Главное достичь парамартхи - и не важно, каким образом


Интересно, что, прославляя Нама-киртан как высочайшую ангу бхакти, Санатана Госвамипада всё же говорит (Бр.Бх. 2.3.152):
 
prītir yato yasya sukhaṁ ca yena
samyag bhavet tad rasikasya tasya
tat sādhanaṁ śreṣṭha-tamaṁ su-sevyaṁ
sadbhir mataṁ praty uta sādhya-rūpam


"Та анга бхакти, совершая которую преданный-расика испытывает полное удовлетворение и счастье, в соответствии с мнением святых, и является самым лучшим и самым подходящим методом садханы для него; такая практика  для него является и садхьей - целью его усилий".

Вспоминается пассаж из 'Брихад-араньяка упанишад' (3.5.1): sa brāhmaṇaḥ kena syād yena syāt tena īdṛśa eva bhavati ya evaṁ veda evāto'nyadārtaṁ - "Каким образом человек становится [знающим] Брахман? - Как бы он ни стал, он таков. Кроме этого все иное - не имеет какой-то ценности". 

Можно привести аналогию, что  нужно добраться до какого-то города, и есть различные автомобили [анги бхакти], на которых можно доехать до цели. Нама-санкиртана в Кали Югу - это, безусловно, самый быстрый и скоростной автомобиль, и, сев на него, можно быстрее всего и легче всего добраться [как на Porshe Cayenne]. Но также истиной является то, что все люди разные, у каждого всегда есть какие-то личные предпочтения и вкусы. У кого-то сердце почему-то прикипело к "Жигулям" - и хоть ты тресни :-) Нет никаких проблем. Рупа Госвами определяет садхана-бхакти как "деятельность с помощью органов чувств, которая приводит к бхава-бхакти". Все индивидуумы разные, и человек просто-напросто должен найти то, благодаря чему лично он сможет наиболее быстро и комфортно для себя "доехать" до Цели [парамартхи]. Кто-то садится в "Жигули" - и медленно, но уверенно доезжает до Цели: у него есть сильная правильная устремленность и мотивация. А кто-то садится в "Porshe Cayenne" - едет 100 км вперед за пол часа, а потом идет в бар и начинает там заниматься не пойми чем :-) Вообще потом забывая о том, куда он, собственно говоря, изначально и хотел попасть. 

1 комментарий:

  1. Приветствую Вас!!
    А как Вы понимаете sādhya-rūpa в данном контексте?
    pratyuta, по Дживе Госвами, это vaiparitya, то есть какое-то противопоставление, BBT переводит как rather. Не только лучшая и которую следует выполнять (susevya), но и садхья-рупам, хотя само слово садхья также означает то, к чему следует стремиться, пригодное для выполнения и т.д.
    Как вы понимаете это?

    ОтветитьУдалить