среда, 6 ноября 2013 г.

Традиционная йога против Современной йоги (часть 1)


(статья Джнянешвары Бхарати)

Типичное общественное восприятие Йоги значительно изменилось в последние годы. Эта статья указывает на природу этих изменений, сравнивая традиционную Йогу мудрецов древности с современной переработкой и модификациями. Эта статья также включает цитаты девяти различных учителей, чьи имена являются хорошо известными.
Отправная точка большинства уроков, книг, журналов статей, сайтов и блогов касательно Йоги настолько сильно отличается от Традиционной Йоги мудрецов древности, что ее можно честно назвать "Не Йогой". Волна "Не Йоги", как представляется, отдаляется всё далее и далее от Йоги.
Группа на Фейсбуке "Не Йога":  https://www.facebook.com/groups/192973707467185/ (англ.), она посвящена способам, каким образом Йога представляется в ложном свете. Йога сейчас полностью изменена, что мы можем плакать, сердиться, смеяться, и смех может быть в высшей степени позитивной деятельностью. Много, если не большинство современной Йоги может называться "Гимнастическая Йога", так как она появилась из гимнастических практик конца 19-ого, начала 20-ого столетия, а не из древних традиций Йоги. Другие "стили" современной Йоги являются просто-напросто грубыми искажениями. 

Быть добытчиком алмазов.
Заботиться о своих кирках и лопатах
Быть добытчиком своего духовного "Я"
Заботиться о своем теле, дыхании и уме.
Но не смешивать цели и средства.
-----------------
Целью Йоги (санскр. связь) есть Йога (связь) 


"Традиционная йога" исторически обучалась устно, и есть определенные нюансы и различия среди множества линий и учителей, а не то что существует одно, общепринятое определение слова "Йога". Эти принципы обычно передаются в стиле сутр, коротких набросков, афоризмов,  которые раскрываются более глубоко устно. Например, Йога очерчена в 196 сутрах Йога Сутр, и тогда обсуждается и объясняется учителем своему ученику. Таким же образом, колоссальная глубина смысла мантры "Ом" описывается всего лишь в 12-ти стихах Мандукья Упанишады, и раскрывается более глубоко устно. Эта статья также не утверждает, что существует единственная, всеобщая "Современная Йога". В ней также есть множество различный обличий и форм. Однако, в целом произошел достаточно сильный всеобъемлющий сдвиг в понимании Йоги. И это заслуживает критических комментариев и постоянного изучения.


Традиционный взгляд на Йогу и позы (асаны)
Традиционный взгляд: Для древних людей, Йога -  это полная система, в которой позы (асаны) являются небольшой, хоть и достаточно полезной частью. Слово "Йога" относится к целому, а не только к одной части, которой являются позы, или асаны. Вся цель Йоги духовна по своей природе, в соответствии с мудрецами древности. 

История Йоги: История Йоги может быть  разделена на следующие четыре обширные категории: Ведическая Йога, Предклассическая, Классическая Йога, Постклассическая Йога. 

Современный взгляд на Йоги и позы (асаны)

Современный взгляд: В наше время, относительное положение асан было вознесено до небес, что заставило людей поверить в том, что слово "Йога" относится к физическим позам, или асанам, и что целью этой всей практики является физическое здоровье и долголетие. Понятие целого и части целого  поменялись местами, ужасным образом вводя в заблуждение и запутывая людей касательно истинной природы аутентичной Йоги.

Говорить ложь, которая является настолько большой, что люди поверят в нее. 

Большая Ложь (нем. große lüge) является техникой пропаганды. Это выражение было создано Адольфом Гитлером в своей автобиографии 1925-ого года Майн Кампф касательно лжи настолько колоссальной, что никто не поверит, что кто-то "может иметь дерзость исказить истину настолько бесчестно."
Черное - это черное. Белое - это белое. Однако, достаточно сказать людям, что черное является белым, а белое - черным, и в это поверят, и это заблуждение будет стойко защищаться своими последователями. 


Таким же образом обстоят дела с Йогой. Сейчас мы имеем миллионы людей, полностью верящие в Большую Ложь, что Йога является гимнастикой, комплексом упражнений и физической программой по фитнесу. В эту ложь настолько верят, что я постоянно получаю письма с нападками на меня и критикой, из-за того, что я освещаю истинную природу Йоги через эту и другие статьи.  


 Современные термины, и более точные альтернативные:

Занятие йогой  || Занятие асанами - постуральное занятие - занятие по фитнесу
Йога Студия     || Асана Студия     -  Постуральная Студия -  Фитнес студия
"Йога тичер"    || учитель асан      - Постуральный учитель- инструктор по фитнесу
Журнал о Йоге || Журнал об асанах - журнал о позах          - журнал о фитнесе 


Занятие асанами и асана студии: Настолько досадно, что слово "Йога" так часто используется там, где должно использоваться слово "асана" или "поза" в последние годы. Мы не можем назвать "кирпич" "домом", хоть он является частью конструкции. Все же, это именно то, что сейчас часто совершается с Йогой. Первое слово в Йога Cутрах - "атха", которое означает "сейчас", подразумевающее предшествующую подготовку. Человек может годами практиковать асаны, и в конце-концов быть готовым к Йоге. Называть действия индивидуума "Йогой" перед этим моментом является неправильным употреблением термина. Если бы у нас были "занятия асанами" и "асана студии", это было бы великим служением человечеству. Тогда бы слово "Йога" могло бы соответственно использоваться для путешествия, которое начинается тогда, когда человек действительно понимает историю и природу традиционной, аутентичной Йоги.

Из книги "Тело Йоги: Истоки современной постуральной Практики" Марка Синглтона (Окфорд Пресс, 2010):

 (первая страница вступления): 

 "Несмотря на огромную мировую популярность постуральной йоги, имеется очень мало или не имеется вообще свидетельств того, что асаны (за исключением нескольких сидячих поз для медитации) когда-нибудь были основным аспектом индийской традиции практики Йоги...первичность совершения асан в транснациональной йоге сегодня является новым феноменом, не имеющим никаких аналогов в предшествующие времена."

(обложка книги):

"Синглтон показывает, что вопреки распространенным убеждениям, нет свидетельств того, что Индийская традиция является некоторым видом ориентированных на поддержание здоровья асан, которая доминирует на глобальной Йога сцене 21-ого столетия. Неожиданный и, очевидно, полемический тезис Синглтона, что йога, как она популярно практикуется сегодня, намного больше взяла от современного Индийского национализма, и, что еще более удивительно, от Европейских бодибилдеров и гимнастических Европейских и Американских женских движений начала 20-ого столетия, чем от какой-либо древней традиции Йоги. 


Обзор книги "Наука Йоги" Вильяма Дж. Броуда. (автор Свами Джньянешвара Бхарати):

"Существует широко распространенное неправильное понимание природы Йоги, и ярким пример этого служит Вильям Дж. Броуд со своей книгой "Наука Йоги". Броуд говорит во вступлении к своей книге о постуральной Йоге, но нигде больше не использует этот этот термин (по крайней мере, я нигде не смог найти). Вместо этого, он впоследствии использует единственное слово "Йога", подразумевающее, что йога и позы (постуральная йога) являются одним и тем же, что есть обыденным культурным мифом наших времен. Этот уровень искажения, до которого он дошел, не был мгновенно ясен для меня. Потребовалось прочитать в четвертый или в пятый раз, чтобы увидеть эту проблему ясно.
Броуд говорит, что сейчас период Йоги 2.0 и предсказывает, что в течении следующих двух или трех сотен лет мы увидим Йогу 3.0 и Йогу 4.0. Однако, он говорит, что основным периодом Йоги 1.0 для него является Средневековье (что приблизительно относится к 1500-ым, хоть он не раскрывает свои предполагаемые даты), полностью игнорируя предыдущие тысячи лет истории Йоги, которые включают принципы и практики Йоги в текстах, известных как Веды, Упанишады, Бхагавад Гита и Йога Сутры. 
Броуд упоминает вкратце о непризнанной Йоге, говоря что  йога Патанджали (Йога Сутра) - это старая йога, очевидно, как противоположность его взглядов о новой Йоге. Однако, достаточно лишь бегло взглянуть на какого-либо из публичных лиц новой йоги, чтобы увидеть, что она не имеет никакого сходства со "старой Йогой" (я использую его терминологию для ясности, не то что я согласен). Броуд также использует фразу "современная Йога" несколько раз. Если категории Броуда находятся в соответствии с общими взглядами на Йогу (и, как очевидно, так оно и есть), тогда мы можем справедливо сказать, что эта Йога в действительности не Йога, по сравнению с Йогой мудрецов древности. Практически ничего невозможно найти в современной Йоге (Йога 2.0), или "Не Йоге", в каком-либо из древних описаний Йоги, что было бы частью старой Йоги.
Когда я обратил свое внимание на классификацию Броуда, это было довольно легко пролистать различные части книги и мысленно заменить словом "Постуральная Йога" там, где он использовал слово "Йога". (В конце-концов, он сам сказал, что его книга о постуральной Йоге). Было также легко пройтись по различным разделам книги и мысленно вставить "Не Йога" там, где он использовал слово "Йога". И наконец, было также легко пролистать книги, и мысленно вставить "Современная Йога" вместо "Йога". Эти три упражнения придали совершенно другое чувство от книги.
Как только мы видим, что Броуд говорит только лишь о современном вырождении Йоги, легко увидеть, что он написал чрезвычайно ясную и полезную книгу о постуральной Йоге или современной Йоге, или "Не Йоге", также ясно суммируя риски и выгоды категорий физического здоровья, или иначе терапии, известной как постуральная Йога, современная Йога, или "Не Йога". Однако, хоть очевидно, что это не было его намерением, он также сделал замечательную работу, показав регресс Йоги за последнюю сотню лет или около того. Другими словами, Броуд на самом деле показывает Йогу только лишь как физический процесс, который имеет дело с поддержанием здоровья и терапевтическим лечением, и он рассматривает только лишь эту проекцию.
Я только лишь один раз увидел место где Броуд использует термин "Традиционная Йога", термин, который я и другие используют для того, чтобы различать Йогу мудрецов и современную Йогу. Однако, он использует термин "Традиционная Йога" не для того чтобы указать на Йогу мудрецов, а на постуральную хатха Йогу перед тем как она была изменена/искажена новаторами, такими как Кришнамачарья, Джойс и Айенгар.
Я очень рекомендую эту книгу. Она дает детальное описание потенциальным опасностям "Не Йоги", также как и блага для здоровья и для поддержания тела, и, если вы внимательно прочитаете, также показывает то, каким образом Йога была искажена за последние годы. Вы также можете отметить, что Броуд не предоставляет никаких фактов или исследований, которые показывают опасности, которые подстерегают тех, кто практикует интроспективную Йогу так, как ее объясняют практики и учителя старой Йоги (известной как просто Йога). Очевидно что опасности, о которых он говорит, касаются только лишь "Не Йоги". Не было предоставлено ни одного примера, показывающего, что кто-либо испытывал какие-либо проблемы от спокойного сидения и совершения интроспективных практик медитации и [внутреннего] созерцания, которые являются характеристиками Йоги, которую совершают с ее подлинной целью - с целью Самосознания.   
Было бы интересно увидеть исследование касательно рисков и наград эти практик медитации старой Йоги, но это не является предметом книги Броуда. Это может быть очень трудной задачей, поскольку так мало людей сейчас практикуют или заинтересованы в этом."


Йога "На" и "Вне" Мата. 

За последние несколько десятилетий появилось новое изобретение - Йога "мат", который делается из некоего вида синтетической резины или пластмассы. Это привело к идее, что эта "Йога" должна практиковаться "на" таком мате. Поскольку мат предназначен и используется для физических поз или асан, его изобретение еще больше привело к искажению Йоги. Вместе с изобретением Йоги "на мате", было также сопутствующее изобретение "Йоги вне мата", чтобы описать "другие" формы Йоги. Поисковик выдает более 1,220, 000 результатов на запрос "Йога вне мата" ("yoga off the mat"). Несмотря на то, что это хорошо, что люди практикуют что-то, что отличается от практик "на мате", тот факт что "йога вне мата" стала популярной, указывает на положение по умолчанию как настоящей той йоги, которая практикуется "на" некоем синтетическом "мате". Это всего лишь еще один пример того, как древняя традиция аутентичной Йоги была отвергнута в угоду продвижения современной искаженной Йоги через все каналы Йога бизнеса.

Индустрия Йоги

Йога, или что-то, что используется под названием "Йога" стало настолько популярным и коммерчески успешным, что сейчас существует целая категория в бизнесе, известная как "Индустрия Йоги". Google запрос "Yoga Industry" выдает 92,800 результатов. Последнее исследование (2008), совершенное журналом "Yoga Journal" (США) сообщает нам, что это индустрия с годовым оборотом в 5,8 миллиардов долларов, и что около 34 миллионов людей в США практикуют или интересуются Йогой.

Оксюмороны

Оксюморон - это фраза, которая объединяет в себе два противоположных значения, которые в действительности не могут быть вместе, создавая часто при этом юмористический эффект.
Йогой является внутренний опыт союза, объединения индивидуального "я" с Всепронизывающим, Абсолютным "Я", и, таким образом, "Йога студия" и "занятие Йогой" являются оксюмороном. Вот как пример список из фраз, которые считаются оксюмороном: Живой труп, бесконечный тупик, обыкновенное чудо, мужественная женщина, народная олигархия, новаторские традиции, три тарелки супа съел, говорил молча, торопился медленно, честный политик, открытый секрет, горячий лед....

 Цель Йоги - Йога

Целью или назначением Йоги является сама Йога, сама связь - маленького "я" и Истинной Сущности, и процесс пробуждения, предшествующий этому Союзу называется Йогой. Несмотря на то, что это не является намерением дать в этой статье заключительное или окончательное определение термина "Йога" - который может быть описан различным образом - он должен иметь дело с реализацией через непосредственный опыт предшествующего объединения Атмана с Брахманом, Дживатмана и Параматмана, или Шивы и Шакти, или реализации Пуруши, который находится отдельно от Пракрити. Очевидным фактом является то, что если человек совершает определенные упражнения для физического тела, это само по себе не означает, что это приведет к Высшему Союзу, что подразумевается под Йогой. 

Личное примечание

Небольшой процент людей находит интересной ту информацию, которая содержится в этой статье. Некоторые даже находят ее оскорбительной. Это очевидно, что практически никто не изменит свои искаженные представления о природе Йоги просто благодаря чтению этого, поскольку природа ума стремится  к следованию своей парадигме,  до тех пор пока некоторые жизненные ситуации не заставят их измениться.
Тогда почему эта статья тут? Она здесь для того, чтобы послужить небольшому количеству людей (т.е. вам), которые пришли увидеть, что Йога - это намного глубже чем то, что мы обычно видим в эти дни. Вы можете чувствовать, что эта современная волна искажения и вырождения Йоги сметает вас. Я говорю это, поскольку люди иногда рассказывают мне такие вещи. Вы можете чувствовать себя сбитым с пути, поставленным в тупик, одиноким из-за того, что ваша собственная перспектива и путь отличаются от той парадигмы, которой следуют ваши сверстники и популярные так называемые учителя Йоги. Я надеюсь, что эта статья послужит проверкой правильности для вас, и также предоставит некоторые объяснения и цитаты, которые вы сможете использовать для себя, чтобы быть сфокусированным на мире Йоги, где вы находитесь в меньшинстве. 
Если вы искренний искатель высших, аутентичных целей Йоги, тогда вы находитесь хоть и иногда на раздражающем и кажущимся невыносимым, но все же на Пути, который преисполнен счастья и радости. Он действительно стоит того, чтобы пройти эти препятствия.

В любящем служении, Свами Джнянешвара. 

[Продолжение в ч.2,3, 4]
 
часть 2: http://damodardas.blogspot.com/2013/11/2.html
часть 3: http://damodardas.blogspot.com/2013/11/3.html
часть 4: http://damodardas.blogspot.com/2013/11/4.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий