суббота, 12 октября 2013 г.

Шуддха Бхакти и Йога Сиддхи

В своих наставлениях Уддхаве, Шри Кришна объясняет восемь основных йога-сиддхи, которые достигаются с помощью специфической культивации, вместе с множеством вторичных сиддхи. С основными сиддхи мы уже и так хорошо знакомы, среди остальных, можно найти следующие:

1.  anūrmi-mattvam - возвышение над беспокойствами, которые возникают в этом мире
2. dūra-śravaṇa-darśanam - Способность слышать и постигать вещи на расстоянии
3. manaḥ-javam - Способность двигаться со скоростью ума
4. kāma-rūpam - Способность выбирать форму по собственному желанию
5. para-kāya-praveśanam - Способность входить в тела других существ
6. sva-chanda-mṛtyum - Способность умереть по собственному желанию
7. devānām saha-kṛdānudarśanam - Способность наблюдать за играми деватов и их спутников
8. saṅkalpa-saṁsiddhim - Способность превращать намерения в реальность
9. ājñāpratihatā-gatim - Способность выполнять распоряжения без препятствий.
10. tri-kāla-jñātvam - Способность знать прошлое, настоящее и будущее.
11. advandvam - Подняться над двойственностью
12. para-cittādi-abhijñatam - Способность знать ум других существ
13. agny-arkāmbu-viṣādi-pratiṣṭhambam -  Сопротивляемость огню, солнцу, воде, ядам и тд. тп.
14. aparājayam - Непобедимость

В этой части также описываются методы для достижения таких способностей: 

mayy ākāśātmani prāṇe manasā ghoṣam udvahan |
tatropalabdhā bhūtānāṁ haṁso vācaḥ śṛṇoty asau |
| Ш.Б 11.15.19

"Этот хамса, который в своем уме фокусируется на моем присутствии как в звуке в пространстве и жизненном воздухе, услышит слова всех живых существ".


cakṣus tvaṣṭari saṁyojya tvaṣṭāram api cakṣuṣi |
māṁ tatra manasā dhyāyan viśvaṁ paśyati dūrataḥ ||
Ш.Б 11.15.20

"Соединив глаза с солнцем, и солнце также со своими глазами, и так медитируя на меня, человек сможет видеть отдаленные объекты мира".

mad-bhaktyā śuddha-sattvasya yogino dhāraṇā-vidaḥ |
tasya trai-kālikī buddhir janma-mṛtyūpabṛṁhitā ||
Ш.Б 11.15.28

"Йоги, который знает метод медитации и находится в шуддха-саттве благодаря преданности ко Мне, будет обладать интеллектом, который покрывает три фазы времени, включая рождение и смерть".

jitendriyasya dāntasya jita-śvāsātmano muneḥ |
mad-dhāraṇāṁ dhārayataḥ kā sā siddhiḥ su-durlabhā |
| Ш.Б 11.15.32

"Для мудреца, который победил свои чувства, который является дисциплинированным и обуздал свое дыхание и чувства, занят в медитации на Меня, какое сиддхи будет труднодостижимым?"


Таким образом, Шри Кришна заканчивает описания этих сиддх. Из вышеизложенного ясно, что хоть стих 32 говорит о йоги, который также контролирует свое дыхание, что такие совершенства достигаются благодаря осознанию присутствия Васудевы в каждом атоме вселенной. Для шуддха бхакты, который поднялся на уровень мукти (hitvānyatha-rūpaṁ svarūpena vyavasthitaḥ), определенно, такие возможности являются доступными.

Однако, Шри Кришна продолжает:

antarāyān vadanty etā yuñjato yogam uttamam |
mayā sampadyamānasya kāla-kṣapaṇa-hetavaḥ ||
Ш.Б 11.15.33 

"Сказано, что они [эти сиддхи] являются препятствиями для тех, кто занят высшей йогой по отношению ко Мне, достигая всей удачи. Они [сидхи] являются причиной пустой траты времени".

В духе этого стиха, шуддха бхакты отрекаются и стараются держаться вдалеке от таких сиддха, боясь что это послужит причиной разрушения их чистого бхаджана марга. Какая польза от этих всех совершенств для достижения главного совершенства, Прем Прайоджана, чтобы достичь которое, единственным методом является беспримесный бхакти бхаджан?

Кавирадж Госвами описывает описывает бескорыстность шуддха бхакты в Чайтанья Чаритамрите (1.4.204):

āra śuddha-bhakta kṛṣṇa-prema-sevā vine |
sva-sukhārtha sālokyādi nā kare grahaṇe ||


"Шуддха бхакты никогда не принимают освобождения начиная с нахождения на одной планете с Господом ради собственного наслаждения, если они получают это без према севы Шри Кришне".

Таким образом, шуддха бхакта - это такой бхакта, который занят уттама-бхакти, как мы можем увидеть в Бхакти-расамрита Синдху(1.1.11): anyābhilāśita-śūnyaṁ jñāna-karmādy-anāvṛtam   - лишенное каких-либо других желаний. Стремления к карме, гьяне и тд. отсутствуют в его сердце. В Чайтанья Чаритамрите (3.9.75) говорится:

sei zuddha-bhakta, ye tomA bhaje tomA lAgi |
ApanAra sukha-duHkhe haya bhoga-bhogI ||
 

 "Он, который поклоняется Тебе только ради Тебя, является шуддха-бхактой, он не  беспокоится о собственной радости или печали,  и не пытается наслаждаться этим миром".


Следует понять, что сиддха-бхакта - это автоматически и шуддха-бхакта. Садхаки могут быть или могут не быть шуддха бхактами. Сиддха бхакта, это такой бхакта, который испытывает видение Бхагавана очень ярко в своем сердце. Это проявляется впервые на стадии рати (бхавы), и усиливается при достижении према-бхакти.
Конечно, те вайшнавы, которые находятся на уровне ниже чем сиддхи, также могут испытывать вышеупомянутые сиддхи в соответствии с их пониманием всеобъемлющей природы Васудевы, но обычно ими владеют сиддха-бхакты, чья преданность очень могущественна. Према имеет в соответствии с Бхакти-расамрита-синдху свойство zrI-krSNAkarSiNI,  - неудержимо привлекать самого Шри Кришну к источнику премы. Он одержим Радхой, источником всей премы, и когда он видит у преданного малейшую часть этого, он немедленно устремляется к нему. 
В завершение можно сказать, что если такие сиддхи как всезнание и т.д. могут быть благоприятными в бхакти бхаджане и бхагавата-севе, тогда шуддха бхакты могут принять их. А иначе, они отказываются от них точно также как они отказываются от самого освобождения, которое очевидно превосходит мистические совершенства этого мира.
Хотелось бы привести несколько примеров использования мистических сиддх шуддха-бхактами:

(Из жизни Джаганнатхи даса Бабаджи): 

Джаганнатх дас Бабаджи
Однажды, когда он был в Навадвипе, Гопинатха Рай и Джанаки Натха Рай, два заносчивых землевладельца Бхагьякулы, пришли увидеться с ним. Они спросили его: «Баба, нам сказали, что Вы сидха пуруша. Покажите нам какое-нибудь чудо». «Что? Кто сказал вам, что я сиддха?» Сказав это, Баба постучал несколько раз своей тростью по земле. «Лучше нам уйти отсюда. Баба гневается», -- подумали испуганные братья и засобирались уходить. «Нет, нет, я не злюсь. Я только пытался прогнать козу, которая в кундже Локанатха Госвами ела деревце Туласи», -- скромно сообщил Баба. Землевладельцы очень удивились. Как мог Баба увидеть и прогнать животное, находящееся на
расстоянии многих сотен милей? Они немедленно послали телеграмму с оплаченным ответом кому-то на Радха-кунду, чтобы тот нашёл подтверждение этому случаю.
Ответ был следующим: коза в действительности в этот день ела Туласи в кундже Локанатха Госвами. Братья снова пришли к Бабе и извинились за своё высокомерие. Когда они ушли, Баба сказал Бихари, своему ученику: «Бедные души Кали! Они не могут поверить, не увидев. Я показал им что-то, чтобы они не страдали из-за своих оскорблений».
Братья были глупцами, взявшись проверять сидхи святого посредством демонстрации чудес. Сиддхи Бабы были очевидными. Он являлся сам по себе чудом.....

(Из жизни Радхараман Чаран дас дева Бабы)

Радхараман Чаран дас Дев Бабаджи (Барха Баба)

...Какие-то маравари принесли мёртвое тело молодой женщины к погребальному костру на берег Ганги, в то время как Шри Радхараман Чаран Дас Бабаджи Махашая принимал омовение в реке вместе с Джагеном Бабу и несколькими учениками. Баба, увидев похоронную процессию, на некоторое время погрузился в
размышления, сказав самому себе: «Ах, какая жалость! Женщина отправляется в мир иной, не слыша Имена Господа. Бедняжка! Ей придётся страдать в бесконечном круге повторяющихся рождений и смертей!» Затем он обратил свои слова к Радхавиноду и Пхани: «Идите и взгляните, что маравари собираются делать с телом. Попросите их не сжигать его, пока я не приду». Радхавинод и Пхани подошли к месту кремации и увидели, что маравари возложили тело на дрова и уже собираются поднести к ним огонь. Они их попросили: «Пожалуйста, не разводите костёр. Наш гуру махарадж просит вас подождать его прихода». Однако те на них не обратили никого внимания. Тогда Баба Махашая послал к ним Джогена Бабу, который обратился к ним со словами: «Пожалуйста, Бога ради, подождите минутку, наш гурудев уже идёт». Маравари с изумлением глядели на
Джогена Бабу и друг друга, не зная, что им делать. Тем временем подошёл Баба Махашая и объявил: «Собратья, пожалуйста, снимите тело с этой груды дров». Его слова были пронизаны состраданием, глаз светились добротой, а голос вибрировал божественными и благословляющими нотами. Маравари опустили тело на землю. Баба Махашая попросил Рама Даса сесть рядом с головой мёртвого тела, а Радхавинода и Пхани — по обе стороны. Сам он уселся возле ног, держа двумя руками большие пальцы обеих ног. Затем он начал воспевать: «Бхаджа Нитай-Гаура, Радхе-Шьям. Джапа Харе Кришна Харе Рам», — и попросил остальных повторять вместе с ним. Вокруг собралась большая толпа людей, наблюдающих за происходящим. Все воспевали и возбуждённо бросали ожидающе взгляды то на Бабаджи Махашая, то на мёртвую женщину. Таким образом, прошли полчаса. Внезапно Бабаджи Махашая воскликнул: «Джай Нитай!» — и резко дёрнул большие пальцы ног покойницы. И... о, чудо! Усопшая открыла глаза. Маравари запрыгали от радости. Толпа кричала: «Хари Бол!» — в то время как женщина в замешательстве оглядывалось вокруг. Баба Махашая спросил её: «Ты узнаёшь своих родственников?» Она промолчала, но в выражении её глаз можно было заметить утвердительный ответ.
Бабаджи Махашая сказал маравари принести немного молока, которым напоили воскресшую женщину. Когда она небольшими глотками пила молоко, небеса снова
огласились многоголосыми возгласами: «Харибол!» Новость о том, что садху оживил мёртвое тело на гхате Нимтала, разлетелась со скоростью ветра. К берегу Ганги из разных направлений стали стекаться толпы желающих узреть это чудо. Количество людей быстро прибывало в течение полутора часов. Затем Баба Махашая прекратил держать пальцы ног женщины, и она, закрыв глаза, также
прекратила дыхание....

(Из жизни Пандита Рамакришны даса Бабаджи): 

Пандит Баба
...Однажды Пранагопал Госвами послал ему двести рупий, чтобы накормить вайшнавов в связи с годовщиной смерти его матери. В соответствие с этим Баба организовал пир, на который был приглашён узкий круг вайшнавов. В тот же день пришёл Рама Дас Бабаджи со своей группой бенгальских вайшнавов из Калькутты. Рама Дас Баба послал новость Пандиту Бабе, что придёт вечером в его ашрам вместе с группой преданных и устроит Гаура-Гададхара киртан. Одна неизменная инструкция Бабы, данная Крипасиндху Дасу, заключалась в том, чтобы любой вайшнав, оказавшийся в ашраме во время проведения утсавы (праздника) или пира, должен быть накормлен вместе со всеми. Поэтому всегда готовили дополнительно на десять или двенадцать человек больше. Но в группе Рама Даса Бабы было около трёхсот вайшнавов. Их невозможно было накормить ограниченным количеством приготовленного прасада, и в связи с этим Крипасиндху Дас выразил свои беспокойства Пандиту Бабе. Но тот не отнёсся к ним серьёзно, сказав: «Не переживай. Бенгальские вайшнавы едят очень мало». Это высказывание не освободило Крипасиндху от его озабоченности. Но что он мог поделать? Он отдался на произвол судьбы. Однако, вечером, когда пир уже закончился , он был изумлён , обнаружив всех насытившимися и вдобавок немного прасада , оставшегося на кухне. Баба объявил Крипасиндху Дасу:
«Разве я не говорил тебе, что бенгальские вайшнавы едят очень мало?» Крипасиндху Дас ничего не ответил, но в душе посмеялся над хитростью Бабы....


Комментариев нет:

Отправить комментарий