суббота, 2 ноября 2013 г.

Вайшнав не должен критиковать других Вайшнавов?


Бхакта: "Иногда вы говорите резко о других Вайшнавах. Но не должны ли вы воздерживаться от того, чтобы находить ошибки в других Вайшнавах?"

Адвайтадас: "Не видеть недостатков, не находить ошибок в других Вайшнавах является нелепым и опасным. Если ты знаешь, что Вайшнава является вором, позволишь ли ты богатому преданному арендовать у него жилье? Если Вайшнав является развратником, позволишь ли ты красивой одинокой женщине арендовать у него жилье? Если Гуру насилует молодых девушек-учениц, или высасывает все деньги из своих последователей, или даже если дает какие-то аморальные фиктивные наставления, является ли оскорблением предупреждать других людей об этом? Я считаю, что гораздо большей апарадхой по отношению к Вайшнаву будет дать этому Вайшнаву быть проэксплуатированным и одураченным другим Вайшнавом, который выглядит старшим или искренным, но который в действительности гнилой изнутри. Иногда цитируется текст nindāṁ doṣa kīrtanam Дживы Госвами. чтобы сказать, что человек не должен критиковать Вайшнава, даже если он неправ, но этот текст истолковывается неправильно. Он не означает, что ты не должен критиковать никаких Вайшнавов. Столько несчастий случилось из-за такого безрассудного умонастроения. Гуру должен быть мадхьяма бхагавата -  īśvare tad adhīneṣu bāliśeṣu dviṣatsu ca prema maitri kṛpopekṣā делать различия между Господом, преданным, невежественным и завистником.
Бхакта: "Но мой Гуруджи никогда никого не критикует."
Адвайтадас: "Ты можешь получить дикшу от уттама бхагавата, нет проблем, но ты не можешь имитировать такого великого святого, если ты сам не свободен от материальных желаний. И так, после получения дикши у уттама бхагаваты, иди и получай шикшу в мадхьяма бхагаваты, который даст тебе должные наставления, как вести себя в практическом мире. Однако, сказав все это, это не означает, что человек должен растрачивать свою короткую и драгоценную человеческую жизнь на сплетни или политику против Вайшнавов днем и ночью без каких-либо уважительных причин, просто из-за явной злобы или зависти. Это означает, что у тебя нет ручи к бхаджану, и положение такого человека с большой вероятностью ухудшится как результат такой истинной Вайшнава апарадхи. Но если невинный человек вот-вот может стать обманутым нечестным Вайшнавом или Гуру, несомненно следует предупредить такого человека критическими словами об этом Вайшнаве. 
Насчет публикации критики в интернете, то следует понимать, что интернет - это всемирная сеть, и невозможно сказать, сколько людей (зачастую опасно фанатичных) прочитает твои критические статьи. Мое мнение, что критика поступков конкретных вайшнавов должна быть сугубо в личном разговоре, в публичной же деятельности, лучше говорить честно, но не упоминая имен и не оскорбляя людей. Иначе, можно обеспокоить нежную веру преданных в своих лидеров преждевременно, и сделать больше вреда чем блага. 

----------------
 (из статьи Бхактивиноды Тхакура, опубликованной в журнале «Rays of the Harmonist»):

Критиковать вайшнава за те недостатки, которые были у него в прошлом и почти оставили его или за любой промах, который он, вероятно, совершил по воле провидения, является оскорблением.
Самые отвратительные черты характера, которые присутствовали в сердце преданного до пробуждения в нем бхакти и со временем стали его второй природой (нисарга), благодаря влиянию бхакти день за днем убывают и в конце концов полностью исчезают. Поэтому порицать вайшнава, не имея благих намерений, просто за то, что в его характере все еще сохраняются недостатки, которых постепенно становится все меньше, является вайшнава-апарадхой. И даже если мы явимся свидетелями случайной ошибки вайшнава, которую он совершил по воле Божественного провидения, нам все же не следует осуждать его. Святой Карабхаджана сказал в этой связи следующее:

sva-pāda-mūlam bhajataḥ priyasya
tyaktānya-bhāvasya hariḥ pareśaḥ
vikarma yac cotpatitaṁ kathañcid
dhunoti sarvaṁ hṛdi sanniviṣṭaḥ

«Тот, кто оставил все, что у него было, и занят исключительно служением (бхаджаном) лотосным стопам Шри Бхагавана, – очень дорог Ему. Даже если временами у него появляется намерение заняться греховной, запрещенной деятельностью, Парамешвара Шри Хари, который обитает в его сердце, уничтожает не только подобные склонности, но также и все реакции, которые проявляются как результат совершения греха». («Шримад-Бхагаватам», 11.5.42).

Принцип, заложенный в этом утверждении, таков: ошибочный упрек и осуждение вайшнава за любой из только что описанных недостатков, ведет к нама-апарадхе, оскорблению святого имени. К тому, кто совершает вайшнава-апарадху, никогда не придет спхурти (Божественное откровение намы), а без спхурти невозможно стать вайшнавом.
Обращать внимание на недостатки других можно исключительно с благими намерениями.
Возникает вопрос: позволяет ли этикет указать преданному на его ошибку, если она не входит в три перечисленные категории? Ответ таков: в характере вайшнава не может присутствовать недостатков, кроме трех вышеупомянутых. Если в ком-то есть другие изъяны, помимо вышеперечисленных, то, в соответствии с явленными писаниями, его нельзя назвать вайшнавом.
Следует принять во внимание, что, не имея благих намерений, нельзя обращать внимание на недостатки любого живого существа, не говоря уже о вайшнавах, – даже если мы полностью беспристрастны. Осуждать вайшнава – это оскорбление, но осуждение других джив также является грехом. Вайшнавы не желают заниматься подобной греховной деятельностью.
Однако если намерения человека благие, писания не запрещают с осторожностью осудить чьи-либо недостатки.
Благие намерения бывают трех видов: желать блага тому, кого осуждают; желать блага для всех; и желать блага для самого себя.
Существуют три вида благих намерений:
1) намерение разобраться в чьих либо грехах благоприятно, если возникает из пожелания высшего блага этой личности;
2) анализ чужих ошибок будет причислен к благоприятным действиям, если нашим мотивом является благо всего мира;
3) и наконец, размышление над недостатками других ради собственного духовного благополучия тоже может быть благоприятным.
Например, если кто-то, по одной из вышеперечисленных причин, размышляет о недостатках таких исторических личностей, как Вальмики или Джагай и Мадхай, то подобные мысли не станут причиной греха. Еще один пример: если ученик смиренно просит гуру обучить его, как распознавать вайшнавов, тогда духовный учитель, который желает блага ученику и всему миру, объяснит, что те, кто ведут себя неблагочестиво, не являются вайшнавами. Так с помощью антитезиса (или доказательства от противного) он обращает наше внимание на то, как отличить истинных вайшнавов.
Если мотив осуждения – вдохновить преданного принять прибежище у лотосных стоп истинного вайшнава и оставить неискренних, так называемых, «проповедников» религии, то нет риска совершить садху-нинду (оскорбление святой личности) или вайшнава-апарадху (оскорбление вайшнава). В подобных случаях даже критика, напрямую направленная на какую-то личность, не несет в себе греха. Все это примеры критики с благими намерениями...



1 комментарий: