воскресенье, 14 сентября 2014 г.

О шафрановом цвете одежды


Бхакта: Вы, как великий знаток Грантх Госвами, определенно, знаете о том, что среди личных спутников Махапрабху было множество преданных, у которые были титулы, такие как Пури, Бхарати, Тиртха. Вы хотите сказать, что они неправильно поняли вайшнавский этикет касательно шафрановой одежды? Или вы предполагаете, что они носили белое? Или Махапрабху, который пришел для того, чтобы обучить дхарме других āpane nā kaile dharma śikhāna nā yāya, и который сам носил шафран, не знал о том, что такое должный вайшнавский ачар? Почему мы должны видеть все эти вещи в таком черно-белом свете? Тот же знаменитый Мадхусудан Госвами, который, хоть и был домохозяином, носил шафран - он что, также абсолютно ошибался? 

damodardas: Вы абсолютно правы касательно того, что Махапрабху пришел для того, чтобы обучать дхарме других людей. Но каким образом то, что носил Он и его духовные братья, коррелирует с тем, чему должны следовать мы? Он - Верховный Господь и может делать то, что Он пожелает. Означает ли, что если Он что-то делает, то мы должны имитировать это ? Вспомните, как ответил Бхактиведанта Свами, когда его спросили касательно того, что Господь Рамачандра ест мясо: [1] - " Рамачандра может съесть вас и всю вселенную. Сможете ли вы это сделать? "Даже Рамачандра ел мясо, так почему бы просто не имитировать мясоедение?" Но почему вы не имитируете то, как  построить мост через океан? Почему вы не говорите о том, что Рамачандра построил мост через океан? Сможете ли вы это сделать?.....Вы должны следовать наставлениям, а не поступкам".


Да, Махапрабху носил шафран, но также при этом Он делал так, что львы и тигры начинали экстатически танцевать в Его присутствии в лесу Джхарикханда; мог съесть за один раз столько прасада, сколько съедает обыкновенный человек за месяцы и т.д. т.п. Поэтому мы должны следовать наставлениям, а не имитировать поступки Господа. 
Об этом говорится в Шримад Бхагаватам (10.33.31-32):  

naitat samācarejjātu manasāpi hyanīśvaraḥ
vinaśyatyācaran mauḍhyād yathā rudro’bdhijaṁ viṣam
īśvarāṇāṁ vacaḥ satyaṁ tathaivācaritaṁ kvacit;
teṣāṁ yat sva vaco yuktaṁ buddhimāṁs tat samācaret


"Даже в своём уме человек не должен имитировать Господа, если он сам не является Господом. Такое безрассудное поведение приводит к разрушению, также как если человек будет имитировать Господа Шиву, выпив яд из океана молока. Слова Господа являются истиной, и человек должен должен поступать соответствующим образом. Разумный человек должен следовать лишь поведению, которое соответствует наставлениям".

Также, в Уджвала Ниламани (3.24) -  bhaktavan na tu kṛṣṇavat | - "[действуй как] бхакта, а не как Кришна". 
В Гранхах, определенно, нет каких-либо упоминаний о том, что  Махапрабху наставлял носить шафран. Но, однако, такой ближайший спутник Махапрабху как Санатана Госвами, неоднократно запрещает вайшнавам носить шафран. Я детально говорил об этом о одном блоге (http://damodardas.blogspot.com/2014/04/blog-post_1299.html)
Вспомните о том, что Сам Махапрабху говорил  Санатане Госвами (Ч.Ч. Мадхья 23.104) : bhakti-smṛti-śāstra kari’ kariha pracār"Составь бхакти-смрити шастры и занимайся проповедью".  И после этого, Махапрабху благословил Санатану, положив ладонь ему на голову (124) - tabe mahāprabhu tāṅra śire dhari’ kare
Поэтому идти против недвусмысленных наставлений Санатаны Госвами - означает идти против воли Самого Махапрабху. Логика "я такой смиренный, что буду носить шафран, а не белую одежду парамахамс" - согласитесь, выглядит несколько абсурдно. Если есть какой-либо приказ махаджан - то ему просто необходимо подчиняться, а не рассуждать о том, насколько это смиренно или не смиренно выглядит. Представьте, что в школе есть правило: носить школьную форму только лишь синего цвета. И вдруг появляется ученик, который говорит: "Эту форму носят самые одаренные ученики нашей школы, которые занимают первые места на олимпиадах. Я же очень глуп и низок по сравнению с ними, поэтому  из смирения я не буду ее носить, а одену красную форму". Результатом такого "смиренного" поведения ученика - будет вызов родителей в школу и воспитательная беседа. Приказ носить форму синего цвета касается как и отличников, так и троечников - никто не имеет права его ослушаться. 
Точно также и с белой одеждой в Традицинном  Гаудия Вайшнавизме: следуя указаниям Санатаны Госвами, ее носят все - и парамахамсы, и грихастхи, и брахмачари - и это есть подлинное выражение смирения и принципа tṛṇād api su-nīcena
Далее, касательно спутников Махапрабху, которые носили шафран. Упускается из внимания тот  ключевой момент, который состоит в том, что этикет касательно цвета одежды был введен позже -  не тогда, когда происходили лилы Махапрабху и Его спутников. Опять-таки другой аспект -  у Махапрабху были различные спутники, означает ли это, что имеем право имитировать их поведение и цвет одежды? Оденем шафрановый цвет как Парамананда Пури и начнем умащивать и прикасаться к голым телам юных танцовщиц девадаси как Рамананда Райа? :-) Глупости. Быть подлинным рупанугой означает - sādhaka rūpeṇa tu kāyikyādi sevā tu śrī rūpa sanātanādi - "человек должен в садхака-рупе  служить в соответствии с Рупой и Санатаной" . 
Также, следует отметить, что последователи Махапрабху не ограничиваются лишь теми, кто принимает авторитет Шад Госвами как высший для себя  - те же баулы или гауранга-нагари ведут свою генеалогию со времен Махапрабху -  и они интерпретировали учение и наставления Махапрабху неким своим, особым образом, который, однако,  не слишком сильно коррелирует с Грантхами Госвами. Давайте же не будем уподобляться им, и будем следовать за Рупой-Санатаной -  ведь в конце-концов, сам Рупа Госвами говорит в БРС 1.1.2:

hṛdi yasya preraṇayā
pravartito 'haḿ varāka-rūpo 'pi
tasya hareḥ pada-kamalam
vande caitanya-devasya


"Хоть я наиболее низкий из всех людей и ничего не знаю, Господь милостиво вдохновил меня [написать книги про преданное служение]. Поэтому я приношу свои поклоны лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, Верховному Господу."


Напоследок, касательно Мадхусудана Госвами. Безусловно в истории Гаудия Сампрадаи есть несколько личностей, которые носили шафран -  также можно, например, вспомнить о Радхиканатхе Госвами... однако это их личное решение, и, по правде говоря, не очень понятно, на чём основанное. Как говорится: "Два заблуждения - еще не правда". Наставления Санатаны Госвами  - предельно ясные и миллионы вайшнавов следовали этому в течении последних 500 лет, и эти несколько исключений - они вообще не должны браться во внимание. Ничтожная статистическая погрешность выборки.
 
 


----------------------------------


Комментариев нет:

Отправить комментарий