среда, 24 декабря 2014 г.

Вишрамбхена Гурор сева


Как говорит Рупа Госвами в знаменитом стихе из Бхакти-расамрита-синдху (1.2.74) :  guru-pādāśrayas tasmāt kṛṣṇa-dīkṣādi-śikṣāṇam viśrambhena guroḥ sevā.

Как правильно перевести это слово -  viśrambha?

Моньер-Вильямс дает такой перевод: 'доверие', 'уверенность в', 'отсутствие сдержанности', 'близость', 'конфиденциальность'.

Но где это слово упоминается в бхакти-шастрах? Вишрамбха является одним из важных аспектов сакха-бхавы. Как описывается в 'Бхакти-расамрита-синдху' 3.3.8:

rūpa-veṣa-guṇādyais tu samāḥ samyag-ayantritāḥ |
viśrambha-sambhṛtātmāno vayasyās tasya kīrtitāḥ 


 "Друзья Кришны (vayasya) одеваются как Он и равны Ему в красоте. Они действуют совершенно свободно от Его контроля [samyag-ayantritāḥ], поскольку преисполнены чувства вишрамбхи".

Аспект касательно свободы от контроля используется для того, чтобы показать отличие от дасья бхавы. И далее в БРС 3.3.106 дается определение слова 'вишрамбха'viśrambho gāḍha-viśvāsa-viśeṣo yantraṇojjhitaḥ  - "особый тип глубокой веры [в друга], который свободен от контроля". Джива Госвами говорит в комментарии: vimukta-sambhramā gāḍha-viśvāsa-viśeṣo’tra parasparaṁ sarvathā svābheda-pratītiḥ | ata eva yantraṇojjhitaś ca,  - "Вишрамбха означает свободу от страха или чрезмерного благоговения (sambhrama). Это особый вид глубокой веры в другого, который означает, что друзья имеют чувство не-отличия друг от друга".
Друзья Кришны :-) Рядом с Кришной стоит Мадху-мангал

 В 'Уджвала-ниламани', слово слово вишрамбха связана с pranaya, которая является стхайи бхавой, которая следует за māna, которая является состоянием вновь обретенного доверия -  доверия, которое принимает доводы аргументов и извинения (14.108):

māno dadhāno viśrambhaṁ
praṇayaḥ procyate budhaiḥ


"Когда мана дает путь вишрамбхе, тогда это состояние называется пранайа теми, у кого есть буддхи". 

В комментарии Джива Госвами опять говорит: visrambhaṁ priya-janena saha svayābheda-mananam "Вишрамбха означает думать о себе как о том, кто не отличен от возлюбленного". Вишванатха Чакраварти Тхакур: visrambho viśvāsaḥ sambhrama-rāhityaṁ, tac ca sva-prāṇa-mano-buddhi-deha-paricchadādibhiḥ kānta-prāṇa-mano-buddhy-āder aikya-bhāvana-janyaṁ tatra saty api roṣādikaṁ tu rasa-svābhāvyād eva nānupapannaṁ jñeyam |  "Вишрамбха - это вера без страха, трепета или благоговения. Она появляется из-за чувства того, что жизнь, ум, разум, тело, одежда и все остальное являются едиными с возлюбленным. В этом состоянии, не возникает гнева". 


-------------------

Однако, вот эта близость и доверие  могут стать причиной фамильярности и пренебрежительного отношения, и, как результат - падения ученика. Шукадев Госвами предостерегает в 'Шри-шри Гуру-Таттве':

"Если человек начинает считать Гуру обыкновенным родственником, вместо того, чтобы почитать  Его как идентичного Господу, тогда это будет коренной причиной всех бед. Не существует более серьезной причины падения с пути садханы чем эта. Все возвышенные любящие экстазы царства садханы погибают из-за такого умонастроения. Каким бы возвышенным садхака не становился, Гуру всегда остается Гуру (старшим), а ученик остается лагху (младшим). Когда Гуру не считается идентичным Господу, теряется неподдельная совершенная сладость равноправия в отношениях Гуру-ученик. Посмотрите, до тех пор, пока ученик имеет твердую и несокрушимую осведомленность, что Гуру равен Господу, ученик может служить, предлагая чашку молока Гуру, в беспокойстве держа эту чашку, становясь на колени со слезами на глазах, сидя у стоп Гуру и смотря на него. Когда Прабху принимает молоко, ученик чувствует, что его служение достигло успеха, и он считает себя благословленным. Но если ученик настолько неудачлив оставить эту Гуру-осведомленность из-за жизни рядом с Гуру в течении слишком долгого времени, и таким образом, развив неправильное видение, тогда он начинает считать Гуру просто обыкновенным родственником и думать: «Почему он получает чашку молока, а я – нет? Выглядит так, что мы тут ничего не значим!» Не имея зрелого знания и из-за тесной связи и близости, такой неблагодарный ученик может начать считать Гуру обыкновенным родственником. Когда ученик развивает такую концепцию Гуру как своего рода обыкновенного родственника, тогда весь его садхана бхаджан, который он получил от Гуру, вне его сознания, пропадает. Исключительная преданность и благодарность к Шри Гуру – основа религии. Все возможные анартхи садхаки происходят из-за того, что он действует независимо от Гуру, считая Гуру обыкновенным родственником и не испытывая благодарности по отношению к своему Учителю".


Комментариев нет:

Отправить комментарий