суббота, 14 сентября 2013 г.

Проповедь сознания Кришны играет первостепенную роль?


бхакта: Проповедь Сознания Кришны в Кали-югу играет первостепенную роль, ведь только так можно удовлетворить Господа Чайтанью, который не может спокойно смотреть на бесконечные страдания людей, не сознающих Кришну, которые с каждым днем погружаются все больше и больше в иллюзию и прямиком идут в ад при этом ведя за собой туда других.

damodardas: Проповедь Сознания Кришны не играет первостепенную роль. Часто, чтобы доказать превосходство проповедников над остальными вайшнавами, цитируется вот этот стих из Гиты (18.68):  

ya idam paramam guhyam 
mad-bhakteṣv abhidhāsyati
bhaktim mayi parām kṛtvā 
mām evaiṣyaty asaṁśayah  

"Тот, кто открывает эту высшую тайну Моим преданным, непременно обретет дар чистого преданного служения и в конце жизни вернется ко Мне".

Этот стих содержит слова mad bhakteṣu, которые доказывают, что в этом стихе речь идет о Кришна-катхе среди преданных, не беспокоя при этом умы невежественных людей, которые отвергнуты до этого в 3.29 (tan akṛtsno-vido mandan kṛtsnavin na vicālaye), и что также может стать оскорблением при повторении Святого имени — aśraddadhāne vimukhe'pyaśṛṇvati yaś copadeśaḥ śiva nāmāparādha. Более того, стих 18.68 упоминает слова  paramaṁ guhyaṁ, которые  означают "величайший секрет", жемчужинами не следует разбрасываться перед свиньями.
Всего лишь 3-4 стихами выше, Гита описывает то, что в действительности является высочайшим поклонением, и является первостепенно важным: sarva guhyatamaṁ bhūya sṛṇu me paramaṁ vacaḥ. Кришна Говорит: (в 18.64)  - "Сейчас послушай снова мои высочайшие слова..." man manā bhava mad bhakto mad yaji māṁ namaskuru "Думай обо Мне (смарана), будь моим преданным, поклоняйся Мне, падай ниц передо Мной." (18.65).
Таковы составляющие бхаджана. Кришна говорит что mam eva eṣyasi - "Несомненно ты придешь ко Мне. satyam - "в действительности" te pratijāne - "я обещаю тебе это."
Абсолютно недвусмысленные и сильные слова, и важность этого стиха подчеркивает то, что он появляется дважды в Гите (9.34 и 18.65). Большинство людей, которые совершают бхаджан, также  каким-то образом проповедуют, очень редко бывает "черно-белая картина" - что человек занимается только бхаджаном, или только проповедью. Контекст стиха 18.68 можно легко понять, посмотрев на предыдущий стих (18.67): 

idam te nātapaskāya 
nābhaktāya kadācanana 
cāśuśrūsave vācyam 
na ca mām yo 'bhyasūyati

"Никогда не открывай этого сокровенного знания тому, кто не воздержан, не предан Мне, кто не хочет служить и завидует Мне".

Факт что бхаджан выше проповеди, делает его менее доступным. Другими словами, проповедь - это более легкая деятельность чем бхаджан, и поэтому не имеющим покоя находящимся в гуне страсти падшим душам века Кали рекомендуют именно проповедовать. Однако, все летит в тартарары, если горе-проповедники начинают заявлять, что они выше других вайшнавов из-за того что они занимаются этим.
Также очень важно понять, что перед тем как начать проповедовать, следует хорошо знать и понимать вайшнавскую философию, обладать духовной зрелостью и состраданием. Сейчас же, увы, из-за невежественной твердолобости и агрессивности в проповеди многих адептов Гаудийа Вайшнавизма, репутация кришнаитов в обществе очень сильно испорчена -  мало кто воспринимает Гаудиев всерьез. Неквалифицированная проповедь неофитов может привести к катастрофическим последствиям.
В трансцендентной Навадвипа Дхаме, которая является обителью вечного чистого бхакти, Адвайта Прабху управлял школой, и большинство нитья-сиддха вайшнавов в Навадвипе работали, или имели какой-то бизнес. Они не занимались распространением книг, или даже Нагар Киртаном 24/7. Традиционно, проповедь не требовала полной концентрации своих усилий на ней, хоть и действительно такие личности как Нитьянанда Прабху и Харидас Тхакур, а позже Нароттама, Шринивас и Шьямананда были активными проповедниками.
Проповедь действительно является великим служением, но Шрила Рамананда Райа сказал Махапрабху:

nija gūḍha kārya tomāra prema āsvādana;
ānusaṅge premodoy koile tribhuvana

"Твоей сокровенной деятельностью является наслаждение премой - наполнение премой вселенной является Твоей сопутствующей деятельностью".

Напоследок хочу отметить, что разграничения на  гоштхьянанди и бхаджанананди (этими определениями часто оперируют люди, которые стремятся принизить положение тех, кто занимается уединенным бхаджаном) вы не найдете в Грантхах Госвами. Эта терминология была введена лишь в конце 19-го века.

1 комментарий:

  1. хороший пост!спасибо!

    А блоги и форумы в интернете? Не вайшнавские порталы, а когда ты имеешь ветку на каком то про-индийском форуме и там пишешь о вайшнавизме и тп...
    Это не является раскрытие сарва гухьи кому попало? Мы ведь не знаем кто там аудитория..особенно когда люди просто читают и помалкивают...Ъ

    и еще вопрос, если можно.
    3а проповедничество обычно приводят в пример Нитьянанду прабху, который падал всем в ноги, прося повторять Гаура Хари, гаура Хари и Кришна Кришна..

    и мечта Бхактивинода Тхакура, чтобы СК распространилось в каждую деревню и город..он же знал, что не все достойны принять в городе и деревне...т е намек, что проповедовать надо всем..но ведь не всем интересно становиться служанкой Шри Радхи..многим интересна культура Индиийская, правила поведения, дхарма и тп..и их запросы тоже надо удовлетворять видимо....

    ОтветитьУдалить