Maya: говорится что для оскверненного материализмом сердца пракрита бхакты Нама-это горькая пилюля (пока горькая..из-за болезни авидьи)..какая уж там вигьяна..
damodardas: Да, в Упадешамрите (7) говорится:
syāt kṛṣṇa-nāma-caritādi-sitāpy avidyā-
pittopatapta-rasanasya na rocikā nu
kintv ādarād anudinaṁ khalu saiva juṣṭā
svādvī kramād bhavati tad-gada-mūla-hantrī
"Святое имя, качества, игры и деяния Кришны трансцендентны и сладки, словно леденцы. Хотя язык больного желтухой авидьи [невежества] не способен ощущать вкус сладкого, самое удивительное в том, что, если изо дня в день внимательно повторять эти сладостные имена, язык обретает свою естественную способность ощущать сладкий вкус, и со временем сам корень болезни будет уничтожен".
Как описывает Гауренду дас:
Существует пять уровней воспевания Святого Имени.
Первый — оскорбительный. Он называется нама-апарадха, человек еще не имеет знаний об Имени и несерьезно относится к своей практике. Хоть он и воспевает, его нельзя назвать вайшнавом. Он — вайшнава-прайха, подобие вайшнава. Такой человек принимает Кришну как Бога, но сохраняет материальные мотивы своего служения. Он слишком занят собой, чтобы интересоваться Святым Именем. Для него Имя — пустой звук.
Второй уровень — нама-абхаса или Имя, проявленное в незначительной степени. Человек осознает свое несовершенство и начинает прилагать усилия. Он страдает от неудач и молит Господа о милости. Такой человек с жадностью ищет знаний о Святом Имени, чтобы улучшить свое повторение. В ответ на его мольбы, Господь постепенно проявляет Себя в Имени.
Третий уровень — когда человеку после долгого труда удается один раз произнести Имя чисто. С этого момента он считается вайшнавом, и «домохозяева должны склоняться перед ним». Хотя он пока не может постоянно оставаться на этом уровне, Святое Имя, произнесенное один раз чисто, сразу сжигает дотла все грехи такого человека.
Четвертый уровень — когда человек постоянно повторяет чистое Имя, шуддха-нам. Его служение устойчиво — ништха, и с этого уровня он считается мадхйама-адхикари. Человек, находящийся на трех предыдущих уровнях, называется каништха, то есть не достигший уровня ништхи. Мадхйама-адхикари развивает в себе любовное чувство к Кришне. Он дружит с преданными, помогает невинным и избегает общества атеистов. С уровня ручи человек должен во время джапы медитировать на образ Господа. Он может делать это, представляя форму Господа в уме или сидя перед мурти в храме. Со временем его воспевание автоматически начнет вызывать облик Господа в уме. Имя станет неотличным от формы. После этого необходимо медитировать на 64 качества Господа, сверяясь с писаниями. Когда преданный осознает, что и они неотличны от Имени, он должен начать медитацию на развлечения Кришны (ашта-калия-лила-смарана). Постепенно, с помощью гуру, преданный, воспевая, входит в эти игры и осознает свою вечную роль в них.
Это — пятый уровень воспевания. Человек достигает высшего совершенства и становится уттама-адхикари. Экстаз любви к Богу поселяется в его сердце. Один только вид такого преданного вдохновляет других на повторение Святого Имени.
-----------
Ключевой момент происходит тогда, когда человеку наконец надоедает постоянно радоваться от факта "вычитывания" кругов, и он задается вопросом, как же сделать так, чтобы Святое Имя раскрыло Себя? Как я мог наблюдать, что для большинства преданных в храме, с которыми я соприкасался - повторение Имен было своего рода горькой рутиной и "обязаловкой". И, таким образом, даже за десятки лет практики, никаких качественных улучшений не происходит - язык не приобретает способности ощущать этот сладкий вкус. Встать на духовный путь - этого мало, нужно еще по нему идти. :-) [gacchan pipīlako yāti yojanānāṁ śatānyapi | agacchan vainateyo 'pi padam ekaṁ na gacchati || - "Идущий муравей проходит даже тысячи километров, а (кто) не идущий, (будь он) даже (царь птиц) Гаруда, (и) одного шага не проходит."]
Если принять умонастроение, что "если я просто как-то буду повторять Святые Имена - и в конце жизни мне удастся ухватиться за кончик дхоти Гурудева" - это приведет не к тем последствиям, которые ожидаются.
Maya: Но единственное лекарство от авидьи-это Нама...Повторять даже не внимательно полезнее чем вообще не повторять?
damodardas: Если человек находится в замкнутом круге и не испытывает никакого вкуса к повторению, и не пытается при этом этот вкус развить, просто "плывя по течению", то, имхо, подобное повторение - хуже чем не повторение. Если ты назначаешь встречу с девушкой, приходишь на свидание и...не обращаешь на нее никакого внимания, показательно смотря куда-то в сторону и говоря при это с кем-то другим - то лучше уж совсем не приходить ни на какое свидание. Таким же образом, если из года в год как бы взывать к Кришне, но при этом не обращать на Него никакого внимания, показательно игнорируя Его - то в конце концов, Он может обидеться...и человек либо полностью оставляет Духовную Практику, либо, продолжая формально следовать Практике, выглядит абсолютно "потухшим", с глазами, полными невыразимой тоски. Потому что если повторять бессмысленную процедуру, которая не приносит никакой радости и вкуса изо дня в день, из-за веры "надо просто продолжать и однажды придет" - в конце концов это станет совершенно невыносим.
Вкус можно развить, если начать прилагать определенные усилия. Если у парня не получается общаться с девушками - они совершенно не обращают на него никакого внимания, и ему мучительно трудно общаться с ними, но ему все-таки хочется жениться и построить отношения с девушкой, то ему необходимо проанализировать, что конкретно ему мешает это сделать, и начать совершать целенаправленные конкретные усилия для того, чтобы, для начала, девушка им заинтересовалась, и потом построить с ней отношения. Просто так, благодаря пассивному ожиданию, это не свалится с неба. Аналогичным образом, для того чтобы построить отношения с Господом, необходимо, во-первых понять, что же конкретно мешает это сейчас сделать, и начать прилагать целенаправленные усилия, которые заключаются в анализе и выкорчевывании нама-апарадх, которые совершаются при повторении. В ответ на такие усилия и мольбы, Господь постепенно начинает проявлять Себя в Имени. "Москва не сразу строилась.." И тогда, постепенно, в соответствии со стихом Рупы Госвамипада, сладость раскрывается все больше и больше...
Как описывает Пран Кришна даса Бабаджи:
Ишвар Да и Пран Кришна Баба |
...Совершая джапу, повторение Имен Господа, воспевая Имена Господа в киртане, человек трансформируется в любовь, в прему. Любовь не существует где-либо в другом месте. Когда према прорастает, когда любовь прорастает посредством совершения джапы, духовный соискатель узнает садхья садхан басту (объект медитации). Садхья означает Бхагаван, Верховная Личность. Харинам - это имя Верховной Личности. Вы знаете, что такое манго? Внутри семечка манго находится скрытое дерево. Когда вы сажаете это семечко, оно трансформируется в гигантское дерево.
----------------
Безусловно, сам процесс роста семечка - это есть милость Господа. Но если просто посадить семечко в землю, уповая лишь на то, что оно само каким-то образом сможет вырасти в прекрасное дерево [а именно на это расчитывают преданные, которые "просто продолжают" в надежде на манну небесную], без ухода и заботы о нем, выкорчевывания сорняков и тд тп - то, с огромной долей вероятности оно не сможет вырасти. Как описывает Вишванатха Чакравартипад в комментарии к ШБ 10.9.18: "Милость Кришны, которая правит как король всех Его энергий, и превосходит их, тает в сердце Господа и превращает его в масло. При появлении милости Кришны, его сатьясанкалпа и вибхути шакти немедленно исчезают. Расстояние 2 пальцев было заполнено благодаря усилиям преданного и тяжелой работы (паришрама), а также беспричинной милости Господа (кришна крипа). Бхакта-ништха (твердая вера преданного), которую можно увидеть в его неутомимым усилиям в служении и поклонении Господу, и сва-ништха [стабильное качество Господа], которая являет милость преданному, видя его усилия и усталость - приводят к тому, что Господь становится связанным. В отсутствии этих двух компонентов, всегда будет не хватать двух пальцев. Но, когда присутствуют бхакта-ништха и сва-ништха, Господь может стать связанным. В этой лиле, Кришна показал Яшоде и всему миру, что только любовь может связать Господа".
джай)
ОтветитьУдалитьспасибо
Чудесное разъяснение.Гауренду дас - кто он, чей ученик?
ОтветитьУдалитьОчень нравится имя Майа https://imya.online/maja/
ОтветитьУдалить