понедельник, 2 июня 2014 г.

В защиту Традиционной Гаудии: культура Вайшнава апарадхи


Говинда Гопал Госвами, Никунджа Гопал Госвами, Кишор Гопал Госвами - "потомственные" вайшнавы, прямые потомки Адвайты Ачарьи
В Сарасвата Гаудие пракрита-сахаджиями  называют всех, кто следуя за Рупой Госвами, считает квалификацией для рагануга-бхакти лобху (стремление обрести чувства, подобные чувствам нитья-паршад Господа), а не достижение стадии ништхи, вслед за Бхактисиддхантой Сарасвати. В том числе, всех Традиционных Гаудиев - семейных Госвами Враджа и Бенгалии, Бабаджи Враджа и Бенгалии, и т.д., и т.п. Факт состоит в том, что  среди тех, кого называют "дешёвыми имитаторами", то и дело сравнивая  их то с собаками, то с лягушками, то с обезьянами, то ещё с кем - огромное количество  реализованных личностей, святых.
Безусловно, подобные обобщения, [да еще и в адрес тех, кто в действительности следует заветам Рупы Госвами], являются в моих глазах вайшнава-ниндой.
Учение, одним из составных неотъемлемых элементов которого является садху-нинда - методичная целенаправленная пропаганда по очернению святых, не может быть правильным, по определению.  В этом нет вины простых садхаков - их так научили, и они пока не обладают ни глубоким знанием писаний, ни способностью различения: просто как попугаи повторяют то, что им говорят "старшие преданные".  Но когда этим занимаются те, кто претендует на роль Гуру - совсем другое дело. Они ведь должны обладать глубоким знанием Писаний (шабда-брахмана), не так ли? И должны знать, что такого рода критика не полезна ни для их духовной жизни, ни, тем более, для духовной жизни их учеников. Тем не менее, как это ни прискорбно, эта компания по очернению Святых живёт и здравствует в наше время.
Другим аспектом откровенной лжи и профанации является утверждение о том, что Гаудия Вайшнавизм в 18-19 столетии пребывал в упадке. Из статьи на википедии про Гаудия Вайшнавизм:
Мадан Мохан мандир во Вриндаване, конец 18-ого столетия

В конце XVIII века наступил упадок гаудия-вайшнавизма. Проповедническая деятельность практически прекратилась и начали возникать разнообразные «толки», в которых первоначальное учение Чайтаньи передавалось в сильно изменённом виде. Эти новообразованные группы получили название апасампрадай, а их последователи стали называться сахаджиями.[34] С другой стороны, в среде бенгальских вайшнавов, под влиянием брахманской ортодоксии начали образовываться своего рода касты: появились «потомственные» вайшнавы, которые владели храмами и передавали по наследству право служения в них, что грубо противоречило первоначальным универсалистским принципам движения.[35] В результате к началу XIX века гаудия-вайшнавизм пришёл в упадок.

Фактом является то, что гауранга-нагари и сахаджии  -  существуют еще  со времен Нитьянанды и Чайтаньи. Сахаджии -  это последователи буддисткой тантрической секты Сахаджийана, которые частично приняли  Гаудийа Вашнавизм под влиянием Махапрабху и объединили свою практику Сахаджийана и философию Махапрабху.  Идеи Гауранга-нагари упоминаются в произведениях спуников Махапрабху, таких как Мурари Гупта, Васудева Гхош, Нарахари Саракар Тхакур, в "Чайтанья-мангале" Лочаны даса Тхакура...

Со времен Махапрабху эти немногочисленные секты 
мирно сосуществовали параллельно с последователями Шад Госвами Вриндавана, и они не являются "новообразованными". Естественно, что рагануга бхакты-последователи Шад Госвами не могут быть сахаджиями, которые, отожествляя себя с божеством [Кришной] практикуют майтхуну [половое соитие] c женщиной, которая не является супругой [т.е. с Радхой]. Как они верят, благодаря этому,  любовь к Кришне, которая дремлет в атме, пробуждается самым естественным образом (сахаджийа). Следует отметить, что самого слова "сахаджия" в Грантхах Госвами попросту нет.
Касательно "потомственных" вайшнавов - по сути вся Традиция в первые 2-3 столетия существовала, опираясь на этих самых потомственных вайшнавов (вамша-парампары). Существование таких семейных династий было благословлено Нитьянандой и Адвайтой Прабху.  Такие семейные Госвами были  очень преданными и хранили Традицию в чистоте и целостности, на протяжении столетий передавая духовные традиции в  не измененном виде из поколения в поколение.
Скорее, Гаудия Вайшнавизм к концу 19-ого столетия переживал свой расцвет:   так как как раз в то время во Врадже царствовала целая плеяда сиддха-махатм, последователей Госвами Вриндавана, таких как Радхиканатх Госвами, Джагатбандху Прабху, Биджой Кришна Госвами, Джагадиш дас Бабаджи, Пандита Рамакришна дас Бабаджи, Прана Гопала Госвами  и другие.
Пандита Рамакришна даса Бабаджи
В книге "Святые Враджа" [Vraja ke Bhakta] доктора Капура упоминается 37 святых, которые жили в 18-19 столетии - и это, очевидно, лишь малая толика тех святых, которые жили и практиковали бхаджан во Вриндаване во времена "упадка" Гаудия Вайшнавизма.
Естественно, что апологеты Сарасвата Гаудии будут говорить касательно этой книги вещи, подобные этой:  "Что касается книги "Святые Враджа", то у меня есть большие сомнения, что Шрила Прабхупада был бы доволен, если кто-то из его учеников ее читал", - поскольку, благодаря чтению этой книги оскорбительная теория упадка Гаудия Вайшнавизма [и, соответственно, ачарьев, которые пришли и героически спасли Гаудию из той трясины, в которую она попала] рассыпается как карточный домик.

satāṁ nindāṁ paramam aparādhaṁ vitanute - "Оскорбления Святых является первым и самым сильным оскорблением Святого Имени". Если человек не оставит общество таких людей, он, несомненно, падет. Шримад Бхагаватам (10.74.40) подтверждает это:

nindaṁ bhagavataṁ śṛṇvan tat-parasya janasya vā
tato nāpaiti yaḥ so'pi yātyadhaḥ sukṛtāccyuta


"Тот, кто слышит нинду в адрес Господа или Его преданного, и не уходит [из этого места] - упадет".

Прана Гопала Госвами
Сказав все это, следует отметить, что не следует одевать "розовые очки" и смотреть на всех последователей Традиционной Гаудии как на Святых. Безусловно, что в начале 20-ого столетия, что сейчас, среди Традиционных Гаудиев существовали и существуют личности, поведение которых не слишком соответствует высокому статусу вайшнавов. Но однако, поголовная критика всего сообщества является абсолютно недопустимой. Допустим, сказать что "все вайшнавы во Вриндаване являются каништха адхикари" -  увидев несоответствующее стандартам поведение некоторых Вриндаванских вайшнавов.  Таким образом хулятся невинные уттама вайшнавы, которые живут там. Обобщения, несомненно, неминуемо ведут к вайшнава-апарадхам.



5 комментариев:

  1. Харе Кришна) Спасибо за пост

    "Традиция в первые 2-3 столетия существовала, опираясь на этих самых потомственных вайшнавов (вамша-парампары). Существование таких семейных династий было благословлено Нитьянандой и Адвайтой Прабху."

    Ни в коем случае не оспариваю благословения наших дорогих Шри Нитьянанды прабху и Шри Адвайты Ачарии...но все ли их отпрыски были вайшнавами?Все ли отпрыски их отпрысков сохраняли то же настроение и были на том же уровне, что и их Предки- Кришна паршады?

    Не могло ли случиться так, что передача "высокого статуса" по наследству могла навредить чистоте настроения и учения Махапрабху? (аналогия с царскими династиями..ну скажем как в Махабхарате..вроде в линии должны рождаться сплошь кшатрии с отличными качествами а раз и родился Дурьодхана или Вичитравирья..."

    Бхагавата парампара кажется более "надежной" что ли...

    ОтветитьУдалить
  2. книга Святые Враджа-чудесная! Очень вдохновляет

    Ждем "Святых Бенгалии"!

    ОтветитьУдалить
  3. В Адвайта Пракаше описывается встреча в Шантипуре Мадхавендры Пури и Адвайты Ачарьи:
    ...Адвайта Прабху возразил: "Поклонение Божеству очень благоприятно, но если кто-либо из членов семьи наносит оскорбление, то вся семья идет в ад".
    Мадхавендра Пури ответил: "Кришна - океан милости. Он не будет принимать в счет никаких оскорблений от четырнадцати поколений Твоих потомков".
    Следуя указанию Своего гуру, Адвайта Прабху с радостью сделал изображение Шри Радхикй. Любуясь изображениями Радхи и Кришны, можно легко развить любовь к Ним...."
    ------------------
    Эта лила подтверждает легитимность вамша-парампары. Кстати говоря, Никунджа Гопала Госвами - 13-ый потомок Ситанатха :)

    Безусловно, "в семье не без урода". Но процент Святых среди прямых потомков нитья-паршадов - необычайно высокий (поскольку в таких семьях зачастую рождаются личности с сильнейшими бхакти-самскарами). Семьи истинных достойных брахманов (тем более прямых потомков нитья-паршадов) очень-очень часто как магнит притягивают душ, которые практически до конца все реализовали в прошлых рождениях. Как пример, можно увидеть в комментарии Бхактиведанты Свами к БГ 6.43:

    "Примером человека, в котором пробудилось божественное сознание, развитое в предыдущих жизнях, является царь Бхарата: в третьем своем воплощении он появился на свет в семье достойного брахмана. Когда-то царь Бхарата был императором мира, и с тех пор полубоги стали называть эту планету Бхарата-варшей (до этого она называлась Илаврита-варшей). Еще в молодые годы царь отошел от дел и удалился в лес, чтобы обрести духовное совершенство, но не сумел достичь этой цели. Позже он родился в семье истинного брахмана и был известен под именем Джады Бхараты, потому что всегда искал уединения и ни с кем не хотел разговаривать".

    ОтветитьУдалить
  4. с другой стороны говорится что Бхакти деви в высшей степени независима ( и непредсказуема как сам Кришначандра)и Святой может появиться в неблагоприятной внешне обстановке (в низкокастовой или внекастовой семье или даже за пределами Индии)

    Идея Бхагавата парампары очень здравая и логичная поэтому...Если бы правило вамша-парампары было железным- не было бы шанса к вариативности и игре, которую так любит сам Кришна.

    Когда настроение вечных Враджаваси входит в сердце удачливой дживы, какая разница какого он рождения или культурного слоя...Он уже носитель Божественной любви и это бесценно

    в истории Гаудиев и Нитья паршады приходили в мусульманские и низкокастовые семьи

    ОтветитьУдалить