воскресенье, 13 октября 2013 г.

Уход Харидаса Шастри

Шри Харидас Шастри

6 октября 2013 года пришли печальные новости, что Его Святейшество Шри Шри Харидас Шастри Махарадж джи, святой, которого почитали по всей Индии, вошел в нитья-лилу  около 9 часов утра. Хоть Шастриджи было 95 лет, и здоровье у него было очень слабое, он все же был в ясном уме и общался с посетителями и даже кормил и заботился о своих возлюбленных коровах. Шастриджи Махарадж был преданный слуга Гаудия Вайшнавской литературы. Он перевел и опубликовал большое количество книг и обучил много сотен учеников за свою долгую жизнь как ученого, бхаджана-ништха Вайшнава и наставника.
Один из последних представителей ушедшей эры -  его уход является огромной потерей для Вриндавана и для Вайшнавского мира в целом.

(приведем его краткое жизнеописание) 

Харидас Шастри появился в этом мире в богатой и благочестивой семье Брахманов Кашьяпа Готры в городе Манбхум (сейчас Пурулиа) в Западной Бенгалии. Его желание обрести Кришну привело его на святую землю Вриндавана в 1933 году, когда он все еще был подростком.
В то время, Вриндаван достаточно сильно отличался от того, что можно увидеть сегодня. Не было дорог, не было зданий из бетона, также как и электричества. Храмы были единственными прочными зданиями. Все жили в хижинах. Население было очень небольшим и большая часть земли была покрыта джунглями, через которые люди пробирались по обходным тропам.
В эти дни духовных искателей со всей Враджа мандалы посещал знаменитый святой, Шри Рамакришна дас Бабаджи. Он  был родом из семьи главного священника Джайпура, и жители Враджа Мандала его уважительно называли Пандит Баба. Последователи различных вероисповеданий приходили к нему, и получали ответы на все свои вопросы. Он отвечал на них в соответствии с индивидуальной верой человека. 
После своего приезда во Вриндаван, Махарадж джи начал находиться под заботой Пандита Бабы. Пандит Баба никогда никому не давал дикши (посвящения). Но он дал веш-дикшу (дикшу для получения отреченного уклада жизни в традиции от Шри Чайтаньи Махапрабху) одной великой личности, Шри Бинод Бихари Госвами Махараджу.
Госвами Махарадж был родом из благочестивой Бенгальской семьи, где ученые и благочестивые  традиции Шри Чайтаньи были сохранены в своей первоначальной форме через связь гуру-ученика. Вся семья была инициирована в Гададхара Париваре. Со времен Шри Чайтаньи Махапрабху, Шри Гададхар Пандит установил традицию высшей эрудиции касательно изучения священных писаний, а также искренней практики бхакти среди последователей Шри Чайтаньи. Продолжая традиции. Госвами Махарадж стал очень эрудированным и преданным Господу. Он отправился в священный город Навадвип для того чтобы изучать писания в традиционной системе.
Навадвипа тогда была центром академического образования в восточной части Индии. Его эктраординарные способности были очевидными когда он овладевал различными шастрами. Ему даровали титулы Вьякарана Тиртха, Кавья Тиртха, Пурана Тиртха, Санкья Тиртха, Санкья Ратна, Бхагават Ратна и Веданта Ратна. Это были традиционные титулы, которые получали индивидуумы за компетентность в различных ветвях духовных наук. Обычно ученый считался исключительно продвинутым, если ему давали два или три таких титула. Госвами Махарадж, однако, получил намного больше. После завершения своих семейных обязанностей, в 1932 году, Госвами Махарадж отрекся от семейной жизни и отправился во Вриндаван чтобы провести остаток своей жизни в Святой Дхаме. К тому времени, из-за множества причин, традиция изучения писаний и ученая ориентация, установленная Шрилой Рупой Госвами среди общины вайшнавов во Вриндаване практически прекратила свое существование. Госвами Махарадж приехал во Вриндаван и тяжело трудился для того чтобы восстановить эту традицию объединенную с настроением бескорыстной преданности. Он был известен во Вриндаване как "Шри Веданта-Ратна Махашайа". Он основал ашрам "Шри Гиридхари Бхаджанашрам" в древнем месте Калиядаха. И эта личность получила веш-дикшу от Пандита Бабы.
Бинод Бихари Госвами Махарадж

После того как он взял молодого Махарадж джи под свою заботу, Шри Пандит Баба посоветовал ему получить дикшу от своего единственного веш-ученика, Шри Бинод Бихари Госвами Веданта Ратна Махашайа. Махараджи без остатка посвятил себя в севе своему Гурудеву.
Шри Чайтанья Махапрабху отправил Шри Рупу Госвами, Шри Санатана Госвами и других во Вриндаван для того чтобы восстановить святую Дхаму. Они тяжело трудились для того, чтобы очистить леса Вриндавана, построить храмы, библиотеки и образовательные учреждения где студенты могут обучаться и становиться квалифицированными в практиках преданности так, как этому обучал Махапрабху. Это приносило много пользы человечеству. Однако, история показывает нам, что эти академические центры были уничтожены.
Когда Шри Бинод Бихари Махарадж пришел во Вриндаван, он обнаружил, что была очень сильная нехватка знания шастр среди садху, которые жили там. Будучи чрезвычайно эрудированным, он хотел восстановить академическую и духовную культуру Вриндавана, которую установили Госвами. По желанию своего Гурудева, Махарадж джи также начал работать чтобы достичь этой цели. Махарадж джи отправился в Варанаси для того чтобы обучаться шастрам в традиционной образовательной системе. Он достиг редкого отличия, овладев множеством ветвей духовного знания. За двенадцать лет он получил девять титулов "Тиртха", титул Шастри (ньяя-вайшешика шастри) и также титул "Ачарья" (ньяя-ачарья). Получив
эти требующие необычайной эрудиции титулы, Махарадж джи вернулся обратно в хижину своего Гурудева во Вриндаване только для того, чтобы продолжать делать то, что ему нравилось больше всего - смиренно служить Господу. Он избегал мирских почестей и славы. Махараджи джи наблюдал, что из-за недостатка должного понимания шастр во Вриндаване, духовными практиками традиции Шри Чайтаньи Махапрабху стали руководить неквалифицированные личности, и традиция была искажена и деградировала. Было практически невозможно найти хоть какой-либо духовный текст традиции Шри Чайтаньи Махапрабху во всем Вриндаване,  кроме как тех, которые находились в собственности его Гурудева!  Он чувствовал, что знание священных текстов, написанных такими корифеями как Шри Руп Госвами, Шри Джива Госвами и другими ачарьями должно стать доступным для людей, и это станет для них величайшим благом. Но тогда, совсем немного людей знало санскрит, и тексты Госвами не были доступны на местных языках. Невежество еще больше развило в людях равнодушное отношение к манускриптам и старым публикациям. В результате, множество текстов, написанных святыми традиции Шри Чайтаньи Махапрабху потерялись навсегда из-за пренебрежительного отношения и невежества. Махарадж джи взял на себя задачу спасти духовные тексты, которые чрезвычайно дороги Господу. Он неутомимо трудился, собирая древние книги и манускрипты, которые были на грани исчезновения, редактировал их, переводил их на Хинди или Бенгали и публиковал. 
В 1965 году он основал Шри Харидас Нивас Ашрам в дремнем Калийадаха Гхате во Вриндаване. В главном храме ашрама посвятили себя поклонению Шри Гауранге Махапрабху, Шри Гададхаре Пандиту Госвами, Шри Радхе и Шри Говиндадеву. Это был первый большой храм во Вриндаване, где поклонялись виграхе Шри Гауры вместе со своим близким спутником, Шри Гададхарой. На территории ашрама также находится бхаджан кутир ("Шри Гиридхари Бхаджанашрам"), также как и самадхи Шри Бинода Бихари Госвами Махараджа.
Махарадж джи боролся с множеством трудностей, чтобы дать импульс академической культуре во Вриндаване. Он основал библиотеку (Шри Гаура-Гададхара Грантхаграм), которая на сегодняшний день является самой большой во всей Враджа-мандале. Он также организовал публикацию книг (Шри Гададхара Гаурахари Пресс), для того чтобы писания, которые он спасал от исчезновения, могли увидеть свет. На сегодняшний день было опубликовано более 90 книг. Также, недавно начали публиковаться книги на Английском, Испанском, Итальянском и Тамильском языках. Через издательство, Махарад джи отправляет всему миру знание, которое Верховный Господь в форме Шри Чайтаньи Махапрабху открыл человечеству, и от этого получает благо все люди, вне зависимости от цвета кожи, касты или национальности.
Традиционно, когда ачарья начинает говорить о Веданте, сущности всего духовного знания, которое доступно человечеству, он пишет комментарии на Брахма Сутры, чтобы установить свою точку зрения. Шри Шанкара написал Шарирака Бхашью, Шри Рамануджа написал Шри Бхашью, Шри Мадхвачарья - Мадхва Бхашью, Шри Нимбаркачарья написал Веданта Париджата Саурабх и тд. Однако, когда Махапрабху обучал высшему знанию, Он не написал никакого комментария к Брахма Сутрам.
Он сказал, что автор сутр, Шри Вьясадева, сам написал обширный комментарий, который глубоко объясняет смысл Сутр, и поэтому никакой иной комментарий не нужен для того чтобы понять Высшую Истину Брахма Сутр. Естественным комментарием на Брахма Сутры был Шримад Бхагаватам. Последователи Шри Чайтаньи поэтому изучали Бхагаватам для того, чтобы понять высшее знание, которое доступно для человечества. Позже, во времена Шри Баладева Видьябхушана, ученые из различных традиций начали провозглашать, что традиция Шри Чайтаньи является апа-сампрадаей (не аутентичной традицией), поскольку у них нет комментария на Брахма Сутры. Они не принимали тот факт, что Шримад Бхагаватам является комментарием самого Вьясы к Веданта Сутре. Поэтому Баладева должен был написать детальный сутра-к-сутре комментарий в стиле написания других ачарий. Он назвал его "Говинда Бхашья". После этого Говинда Бхашья была признана как комментарий Гаудия Вайшнавов (традиции Шри Чайтаньи). Махарадж джи, однако чувствовал, что следует дать ответ на изначальный вопрос, который задали Баладеве. Почему Шримад Бхагаватам является комментарием на Брахма Сутры? Проливая свою милость на человечество, Махарадж джи пролил свет на ум Махапрабху, показав каким образом Шримад Бхагаватам объясняет знание, которое содержится в каждой сутре Веданты. Он написал книгу  "Веданта Даршанама Бхагавата-Бхашйопетам". В этой книге он последовательно перечислил все сутры Веданты, и к каждой сутре он привел соответствующий стих из Бхагаватам, в котором Шри Вьясадев объясняет смысл сутры. И тогда он еще глубже на Хинди объяснил смысл для обыкновенных людей. Таким образом, среди множества комментариев различных ачарьев, находится самый последний комментарий на них, под названием "Бхагавата Бхашья" Шри Харидаса Шастри Махараджа. Тот, кто понимает наставления Шри Чайтаньи, сможет легко оценить, что эта великая работа сводит на нет нужду человечества давать еще какие-либо комментарии на Брахма Сутры в будущем. После публикации этой работы, Махараджа наградили титулом "Видья-ратна" в Видван Прачарини Шабха в Варанаси.
Другим желанием Шри Чайтаньи, которое Махараджи стремился исполнить во Вриндаване - это изначальная культура Враджа, которая превалировала во времена Шри Кришны. Культура Враджа вращалась вокруг служения Го, особого создания Верховного Творца Шри Кришны. Го на санскрите означает множество коров, быков и телят, которые берут родословную в Индии. (другие виды коров называются "Гавай", а не Го. Слава Го севы никак не не связана с Гавай). Веды, Пураны, Итихасы и все другие писания прославляют Го. Однако, из-за влияния современной образовательной системы, важность того, что человеческое общество связано с Го, быстро уменьшается. Страшный грех убийства Го проникает даже в святые места Индии. Концепция Го-севы искажена. Махарадж джи почувствовал, что идеал практики Го-севы не сохранился в обществе, без которой не может практиковаться истинное служение Богу. Господь никогда не сможет быть удовлетворен совершением каких-либо ритуалов, при этом если поддерживаются действия по уничтожению существ, которых Он любит больше всего. Махарадж джи начал идеальную Го севу в Шри Харидас Нивасе. Махарадж джи является также пионером в установлении системы органического фермерства для того чтобы выращивать корм для Го. Для того чтобы установить и распространить послание Го-севы в обществе, Махарадж джи открыл "Шри Харидас Шастри Го-сева Санстхан." Эта организация зарегистрирована в правительстве Индии. Ею до самого последнего времени управлял сам Махарадж джи.

Шри Харидас Шастри всегда стремился установить правильное образование в обществе, в котором он давал руководство людям со всего мира, которые принимали прибежище у Его лотосных стоп. Искренний искатель Абсолютной Истины может найти вдохновения в словах Шри Кришны в Бхагавад-гите (4.34):

tad viddhi praNipAtena
paripraznena sevayA
upadekSyanti te jJAnaM
jJAninas tattva-darzinaH


Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину.

1 комментарий:

  1. джай Махараджа!!
    По моему мы были и у него на даршане пару лет назад...

    ОтветитьУдалить