Шрила Рупа Госвами |
(статья Адвайты даса)
Рагануга бхакти означает преданность по отношению к вечно совершенным рагатмика-преданным во Врадже. Таковы наставления Шрилы Рупы Госвами в Бхакти Расамрита Синдху (1.2.271):
virājantīm abhivyaktaṁ vrajavāsī janādiṣu
rāgātmikām anusṛtā yā sā rāgānugocyate
"Служение Господу, пропитанное сильнейшей спонтанной любовью и присущее вечным жителям Враджа (враджаваси), называется рагатмика-бхакти. Преданное служение в настроении и по примеру враджаваси называется рагануга-бхакти."
Прежде чем говорить о рагатмика и рагануга бхакти, следует вначале узнать, что такое рага (Бхакти Расамрита Синдху 1.2.272):
iṣṭe svārasikī rāgaḥ paramāviṣṭatā bhavet
tanmayī yā bhaved bhaktiḥ sātra rāgātmikoditā
"Рага - это глубокая естественная любовная жажда, которая становится причиной того, что мы становимся полностью сосредоточенными на нашем возлюбленном божестве."
Шрила Джива Госвами определил рагу и рагануга тамим образом:
tatra viṣayiaḥ svābhāviko viṣaya saṁsargecchātiśayamayaḥ premā rāga yathā cakṣurādīnāṁ saundaryādau tādṛśa evātra bhaktasya śrī bhagavatyapi rāga ityucyate.............yasya pūrvokte rāga viśeṣe rucir eva jātāsti na tu rāga-viśeṣa eva svayaṁ tasya tādṛśa rāga-sudhākara karābhāsa samullasita hṛdaya sphaṭika-maṇeḥ śāstrādi śrutāsu tādṛśyā rāgātmikāyā bhakteḥ paripāṭīṣvapi rucir jāyate. tatas tadīyaṁ rāgaṁ rucyānugacchantī sā rāgānugā tasyaiva pravartate (Бхакти Сандарбха 310).
"Рага означает сильное и естественное желание наслаждающегося чувствами к его возлюбленным объектам чувств. Чувства, такие как глаза, естественным образом привлекаются к их объектам, к прекрасным формам, и им для этого не нужно поощрения. Таким же образом, когда сердце преданного естественным образом привлекается к Господу, и у него есть сильная жажда к Господу, это тогда называется рагой. Когда чистый луч нектара луны такой раги падает на подобные драгоценным камням сердца тех преданных, у которых есть только некоторый вкус к определенной раге, но они еще не обладают непосредственно в полной мере этой рагой, тогда сердце радуется, и как результат слушания писаний и святых, вкус (ручи) будет рожден в сердце такого преданного для того чтобы обрести компетентность рагатмика бхакты. Это означает что вкус (ручи) рождается внутри сердца, когда мы слушаем о любовной компетенции рагатмика враджа бхакт из писаний или из уст святого, чье сердце чисто, то есть свободно от похоти, гнева и зависти. Преданность, которая следует раге рагатмика Враджа бхакт вместе с ручи, называется рагануга бхакти."
Поэтому как преданный видхи, так и преданный рага, могут одновременно начать путь преданности со стадии анартха нивритти, уничтожения нежелательных привычек, преодолевая стадии так, как это было описано Шрилой Рупой Госвами в Бхакти Расамрита Синдху 1.4.15-16 (ādau śraddhā tathā sādhu saṅgo'tha bhajana kriyā). Разница между ними находится не в сфере личной чистоты, но в настроении. Другими словами, рагануга бхакти работает параллельно с ваидхи бхакти, и не только последовательно. Шрила Рупа Госвами пишет в Бхакти Расамрита Синдху (1.2.291):
rāgātmikaika niṣṭhā ye vrajavāsī janādayaḥ
teṣāṁ bhāvāptaye lubdho bhaved atrādhikāravān
"Тот, кто страстно желает обрести настроения вечных спутников Шри Радхи-Кришны во Врадже (рагатмика-джан), развивает необходимые качества рагануга-бхакты."
Преданный рагануга находится под властью божественной иллюзии, что Кришна равен ему или вовсе занимает подчиненное положение по отношению к нему, следуя по стопам обитателей Враджа (vrajalokānusārataḥ, Бхакти Расамрита Синдху), чье отношение интимной, спонтанной любви, свободной от благоговения и почтительности, детально описано в 10-ой песне Шримад Бхагаватам
Рагануга Бхакти - не только для совершенных душ, которые находятся над этапом анартха-нивритти
Это не является фактом, что рагануга бхакти приходит после стадии садхана бхакти. Вначале давайте определим, что такое садхана бхакти? Шрила Рупа Госвами говорит в Бхакти Расамрита Синдху (1.2.2):
kṛti-sādhya bhavet sādhya bhāvā sā sādhanābdhidhā
"Цель, бхава бхакти, достигается практикой с помощью чувств (kṛti). Это называется садхана."
После этого, Бхакти Расамрита Синдху 1.2.5 декларирует:
vaidhi rāgānuga ceti sa dvidha sādhanābhidhā
"Есть 2 вида садханы - ваидхи и рагануга."
Нигде не говорится, что рагануга бхакти - это следующая стадия после ваидхи. Чайтанья Чаритамрита подтверждает это (22.108):
ei sādhana bhakti dui to prakāra;
eka vaidhi bhakti—rāgānugā bhakti āra
"Есть два вида садхана бхакти. Первый вид называется ваидхи бхакти, а второй - рагануга бхакти."
Различные ачарьи, которые следуют Бхактисиддханте Сарасвати утверждают, что рагануга бхакти начинается со ступени ништхи, ручи или даже бхавы, но этому нет хоть одного слова подтверждения в авторитетных писаниях касательно этой темы, таких как Бхакти Расамрита Синдху и комментарии к ней, Бхакти Сандарбха, Мадхурья Кадамбини или Рага-вартма-чандрика.
"Есть два вида садхана бхакти. Первый вид называется ваидхи бхакти, а второй - рагануга бхакти."
Различные ачарьи, которые следуют Бхактисиддханте Сарасвати утверждают, что рагануга бхакти начинается со ступени ништхи, ручи или даже бхавы, но этому нет хоть одного слова подтверждения в авторитетных писаниях касательно этой темы, таких как Бхакти Расамрита Синдху и комментарии к ней, Бхакти Сандарбха, Мадхурья Кадамбини или Рага-вартма-чандрика.
Комментариев нет:
Отправить комментарий