суббота, 14 сентября 2013 г.

Почему Гаудийа-вайшнавы не проводят Агни-хотры?


Ш.Б. 12.3.52:

 kṛte yad dhyāyato viṣṇuṁ tretāyāṁ yajato makhaiḥ |
dvāpare paricaryāyāṁ kalau tad dhari-kīrtanāt ||
 

"То, что можно достичь во время Крита Юги медитацией на Вишну, во время Треты совершением жертвоприношений, и во время Двапары благодаря поклонению божествам в храме, во время века Кали достигается Хари-киртаном". 

Однако, можно заметить, что дхармы Сатья, Двапары и Кали юг являются неотъемлимыми частями методологии поклонения Гаудиев: смарана является самым сердцем всей практики, арчана тоже играет важнейшую роль, что уж тут говорить о киртане, проведение которого является самой практичной и сильной духовной практикой у Гаудиев. Отсутствие же агни-хотр поэтому выглядит достаточно подозрительно. 
Возможным объяснением этого является желание, чтобы эти жертвоприношения совершали брахманы, а не сами практикующие. Совершение агни-хотр является установленной сферой деятельности брахманов в различных дхарма-шастрах, и в действительности, такие прецеденты мы можем увидеть в таких работах, как Шримад Бхагаватам. (также следует помнить, что философия "все становятся брахманами" не является обоснованным подходом к этому вопросу.) 

В этой связи, иллюстрируя причину отсутствия такой практики, Рупа Госвами объясняет критерий уттама-бхакти таким образом: 

dhana-śiṣyādibhir dvārair yā bhaktir upapādyate |
vidūratvād uttamatā-hānyā tasyāś ca nāṅgatā || Б.Р.С. 1.2.259

  
"Такая преданность, которая совершается посредством богатства, учениками и тд, не является ангой уттама-бхакти из-за своей удаленности".
Из этого следует, что разновидности анг преданности, которые совершаются другими людьми ради чьего-то блага, не могут даровать желаемый плод в виде рати в сердце садхаки. Плод древа преданности всегда достается тому, кто совершает практику сам, без чьей-либо помощи - другие не могут повторять джапу за тебя, петь киртан за тебя, поклоняться твоим божествам за тебя или памятовать Кришну от твоего имени.
В этой связи, Джива Госвами комментирует, что zaithilya, вялость или небрежность (в вопросе личного участия) включается в "и тому подобное" в определении  jJAna-karmAdy-anAvRtam уттама бхакти Рупы Госвами. Вишванатх Чакраварти Тхакур отмечает, что, в то время как касательно шраванам и киртанам, материальное богатство для этих процессов не нужно, но для пышного поклонения божествам в храме (paricaryA), богатство необходимо, поэтому оно иногда совершается посредством богатства или учеников (и поэтому более проблематично по своей природе, чем вышеупомянутые другие практики преданности).

Если арчанам (поклонение божествам) проблематично по своей природе, тогда почему ему уделяется такое внимание у Гаудиев? Ответ можно найти в Бхакти Сандарбхе Дживы Госвами (284):  
nanu bhagavan-nāmātmakā eva mantrāḥ | tatra viśeṣeṇa namaḥ-śabdādy-alaṁkṛtāḥ śrī-bhagavatā śrīmad-ṛṣibhiś cāhita-śakti-viśeṣāḥ śrī-bhagavatā samam ātma-sambandha-viśeṣa-pratipādakāś ca | tatra kevalāni śrī-bhagavan-nāmāny api nirapekṣāṇy eva parama-puruṣārtha-phala-paryanta-dāna-samarthāni | tato mantreṣu nāmato'py adhika-sāmarthye labdhe kathaṁ dīkṣādy-apekṣā | ucyate | yadyapi svarūpato nāsti tathāpi prāyaḥ svabhāvato dehādi-sambandhena kadartha-śīlānāṁ vikṣipta-cittānāṁ janānāṁ tat-tat-saṁkocīkaraṇāya śrīmad-ṛṣi-prabhṛtibhir atrārcana-mārge kvacit kvacit kācit kācin maryādā sthāpitāsti | tatas tad-ullaṅghane śāstraṁ prāyaścittam udbhāvayati | tata ubhayam api nāsamañjasam iti tatra tat-tad-apekṣā nāst 

"В действительности мантра состоит из имен Бхагавана. Поэтому мантры, которые повторяют великие преданные и мудрецы, характеризуются украшением namah, и содержат особую энергию, не отличную от Шри Бхагавана,  и они являются причиной достижения особых взаимоотношений с Господом. Поэтому одного лишь воспевания имени Бхагавана достаточно для достижения плода высшей цели жизни. Кто-то может сказать: "Если одного имени достаточно для достижения цели, могут ли тогда дикша и тд. быть отвергнутыми?"
На это можно ответить: "Хоть по сути и в этом нет нужды, из-за связи с материальным телом, люди заняты в бессмысленных действиях, которые будоражат сознание. Чтобы преодолеть это, мудрецы установили путь арчана-марга, благодаря которому человек достигает должных стандартов. Чтобы преодолеть это, священные писания представляют подготовительные действия. Поэтому неправильно отвергать что-либо из двух".

Как очевидно из цитаты, практика арчаны играет достаточно важную вспомогательную роль при совершении нама-бхаджана. Поэтому ей уделяется такое внимание в практике Гаудиев.

Также, напоследок следует отметить,  что в "Бхагавад-Гите" (10.25) говорится: yajnAnAM japa-yajno'smi - "Из всех жертвоприношений, Я - ягья джапы."

Поэтому, может быть Гаудии и не совершают агни-хотры, однако высшему виду ягьи, уединенному повторению джапы, они уделяют пристальное внимание :-)

Комментариев нет:

Отправить комментарий