понедельник, 16 сентября 2013 г.

О том как нужно изучать шастры (часть 1)




(манускрипт "Говинда Бхашьи", написанный Баладевой Видьябхушаной)  

Процесс должного изучения шастр садхакой приводится в Бхакти Сандарбхе (202): 

tatra prathamaṁ tāvat tat-tat-saṅgāj jātena tat-tac-chraddhā-tat-tat- paramparā-kathā-rucy-ādinā jāta-bhagavat-sāmmukhyasya tat-tad-anuṣaṅgenaiva tat-tad-bhajanīye bhagavad-āvirbhāva-viśeṣe tat-tad-bhajana-mārga-viśeṣe ca rucir jāyate | tataś ca viśeṣa-bubhutsāyāṁ satyāṁ teṣv ekato’nekato vā śrī-gurutvenāśritāc chravaṇaṁ kriyate | tac copakramopasaṁhārādibhir arthāvadhāraṇaṁ punaś cāsambhāvanāviparīta-bhāvanā-viśeṣevatā svayaṁ tad-vicāra-rūpaṁ mananam api kriyate | tato bhagavataḥ sarvasminn evāvirbhāve tathāvidho’sau sadā sarvatra virājata ity evaṁrūpā śraddhā jāyate |

"Процесс, которому следуют интеллектуальные преданные (vicAra-pradhAna), таков: через общение с садху они получают конкретный вид веры в Высшую Истину, и, соответственно, вкус к обсуждению этих тем. Таким образом обращенные к Господу, они одновременно развивают вкус к определенной форме почитаемого Господа и определенному пути поклонения ему. Когда у них возникает желание более подробно узнать об этих предметах, они принимают прибежище у одного или нескольких этих садху, как у шравана-гуру, чтобы изучить писания. Детальное изучение писаний означает их анализ в отношении upakrama-upasaMhAra (начала и вывода), abhyAsa (повторяющихся тем), apUrvatA (оригинальных идей), phala (обещанных благ), artha-vAda (элементов, выбранных для особого восхваления) и upapatti (доказательств и аргументов). Услышав все это, садхака начинает manana, размышлять о том, что он услышал, с целью избавиться от двух видов сомнений: asambhAvanA (думать, что то, что он услышал – невозможно) и viparIta-bhAvanA (думать, что это ложно). В результате следования этому процессу, он развивает веру, что всемилостивый, всесильный и всеведущий Господь пребывает везде во всех проявлениях, и что нужно служить ему с преданностью. [Это называется верой в писания.]

tatraikasmiṁs tv anayā prathama-jātayā rucyā saha nijābhīṣṭa-dāna-sāmarthyādy-atiśayavattā-nirdhāraṇa-rūpatvena saiva śraddhā samullasati | tatra yadyapy ekatraivātiśayitā-paryavasānaṁ sambhavati na tu sarvatra, tathāpi keṣāṁcit tato viśiṣṭasyājñānād anyatrāpi tathā-buddhi-rūpā śraddhā sambhavaty evaṁ bhajana-mārga-viśeṣaś ca vyākhyātavyaḥ | tad evaṁ siddhe jñāna-vijñānārthaṁ nididhyāsana-lakṣaṇa-tat-tad-upāsanā-mārga-bhedo’nuṣṭhīyata ity evaṁ vicāra-pradhānānāṁ mārgo darśitaḥ |
"Вера преданного-интеллектуала затем соединяется с конкретными предпочтениями, которые он выработал вначале слушания от садху, образуя сильное предпочтение одной конкретной формы, способной удовлетворить его желания. В качестве замечания, нужно сказать, что хотя обычно это усиление веры направлено на конкретную форму Господа, а не на все, изредка случается, что те, кто не знаком с особыми атрибутами этих форм, могут одновременно иметь веру в другие формы тоже.
Затем следует конкретный путь бхаджана: когда это конкретное состояние знания утвердилось, он начитает служение Господу, чтобы осознать его. Это называется [в данном контексте] nididhyAsana. Итак, таков путь, по которому следуют преданные-интеллектуалы".


ruci-pradhānānāṁ tu na tādṛg-vicārāpekṣā jāyate | kintu sādhu-saṅga-līlā-kathana-śravaṇa-ruci-śraddhā-śravaṇādy-āvṛtti-rūpa evāsau mārgaḥ


"Те преданные, которые в основном мотивируются своим вкусом (ruci-pradhAna) не зависят от этого вида интеллектуального процесса. Они просто слышат об играх Господа от садху, и обретают вкус к ним. За этим следует шраддха. Дальше их путь состоит из продолжения слушания, воспевания, и т.д., с верой.)...."


Разные школы могут иметь одинаковые шастры в качестве прамана, но при этом трактовать их совершенно по разному.Понимание шастр Гаудийами исходит от Шримана Махапрабху и Госвами.
Например, касательно Бхагаватам, для Гаудиев приоритетными являются комментарии Шридхары Свами:

śrīdhara-svāmi-prasāde 'bhāgavata' jāni
jagad-guru śrīdhara-svāmī 'guru' kari' māni (Ч.Ч. Антья 7.133)

 
"Махапрабху сказал: "Шридхара Свами является духовным учителем всего мира, потому что по его милости мы можем понимать Бхагаватам. Я поэтому принимаю его как духовного учителя."

Также Гаудиями принимаются комментарии Дживы Госвами и Вишванатхи Чакраварти, написанные последователями Махапрабху.
Бхагаватам можно сравнить с вайдурья-мани, кристаллом, который сияет совершенно по разному, в зависимости от того, как направить свет на него.
Если почитать тики Валлабхачарьи или Мадхвы на Бхагаватам, то у них совершенно другая трактовка многих вещей, которые принимаются как аксиома для Гаудиев, К примеру, для Мадхвы гопи - это просто апсары, куртизанки с райских планет :-)
Также в Бхагаватам можно встретить откровенную Адвайта Ваду, как например:

puruṣheshvarayor atra na vailakṣhaṇyam aṇv api
tad-anya-kalpanāpārthā jnānaṁ cha prakṛiter guṇaḥ ||

"Поистине, нет ни малейшей разницы в характерных признаках между пурушей (дживой) и Ишварой (Господом). Идея о их отличии - выдуманное бесполезное знание, и является следствием обусловленности гунами Пракрити". (Ш. Б. 11.22.11)

Или же, к примеру,  прославление Шивы как Сваям Бхагавана:

guṇa-mayyā sva-śaktyāsya
sarga-sthity-apyayān vibho
dhatse yadā sva-dṛg bhūman
brahma-viṣṇu-śivābhidhām


"О всемогущий, лучезарный Господь! Когда Ты творишь материальный мир с помощью Cвоей энергии, создавая его, храня и разрушая, Ты принимаешь имена Брахмы, Вишну и Шивы". (8.7.23)

Что уж тут говорить о Бхагавад Гите, которая описывает множество видов йоги. И тику на которую написали представители абсолютно разных (в отличии от Бхагаватам, не только вайшнавских)  школ?

То есть, подводя промежуточные итоги: для садхаки совершенно необходимо для того чтобы продвигаться по своему духовному пути  владение своей специфической "школьной" экзегезой. При этом комментарии "других" школ, зачастую, могут запутать или вовсе увести в сторону от искомых смыслов.

Конкретно для Гаудиев это выражается в том, что им следует изучать Бхагаватам или Гиту только с комментариями Шридхара, Дживы, Вишванатха, а также принять духовного наставника, который сможет развеять все противоречия, и дать ответы на все вопросы, которые будут возникникать у садхаки в процессе изучения шастр. Что это за садху-наставник, о котором говорит Джива Госвами в своей Бхакти Сандарбхе?

Ответ можно найти в Чайтанья-Чаритамрите (Мадхья 22.131):

śrīmad-bhāgavatārthānām
āsvādo rasikaiḥ saha
sajātīyāśaye snigdhe
sādhau sańgaḥ svato vare


"Познать смысл «Шримад-Бхагаватам» садхака сможет только в общении с расика-вайшнавами, которые духовно более зрелы (свато варе), обладают таким же настроением в служении Господу (саджатийа-ашайе) и относятся к нему с любовью (снигдхе)".

1 комментарий: