Дамодар дас и Адвайта дас на берегу Радха-Кунды |
Обнаружил вот такой статус в социальной сети:
"Однажды некая дева, оставшаяся дома одна по причине того, что её родственники куда-то ушли, была вынуждена сама принять гостей, пришедших к ней домой просить её о вступлении в брак.
Когда она шелушила рис для приготовления еды в другой комнате, о царь, браслеты из раковин на её запястьях начали звенеть.
Эта умная дева, считая это унизительным, поскольку это выдавало её бедность, смутилась и сняла браслеты, оставив только по одному на каждой руке.
Но когда она продолжила шелушить рис, то даже эти два браслета продолжали издавать звуки. Поэтому она сняла один браслет, и единственный оставшийся уже не мог издавать звуков.
Странствуя по миру с целью познать образ действия людей, я выучил этот урок от неё, о сокрушитель врагов:
Там, где находится много существ, там возникают ссоры и раздор, и даже между двумя людьми может возникнуть ссора. Поэтому нужно жить одному, подобно единственному браслету девы.
Уддхава-гита"
Давайте посмотрим комментарии ачарьев на последний стих из цитаты. Это стих
11.9.10:
vāse bahūnāṁ kalaho bhaved vārtā dvayor api |
eka eva vaset tasmāt kumāryā iva kaṅkaṇaḥ ||
Вишванатха Чакраварти говорит:
atra daridra-kumārī aprāpta-patikā jhaṇatkārābhāvārthaṁ yathā kaṅkaṇān dūrīkaroti, tathaiva jñāna-yogaṁ svāśritān munīn niḥsaṅgān eva karoti
"Точно также как бедная девушка без мужа сняла свои браслеты для того, чтобы остановить звук, гьяна йога делает так, что мудрецы, которые ее практикуют, живут одни".
yathā ca rāja-kumārī patimatī patim abhisarantī jhaṇatkāra-siddhy-arthaṁ kaṅkaṇān paridhatte, tathaiva śrīmatī bhakti-devī svāśritān vaiṣṇavān madhu-madhuratara-nāma-kīrtana-dhvani-rasārthaṁ tān paraspara-saṅgina eva vidhatte | na tv asaṅgina iti jñeyam
"Также как замужняя принцесса, встречая своего супруга, одевает свои браслеты для того, чтобы они приятно звучали, Бхакти деви делает так, что преданные, которые приняли Ее прибежище, общаются друг с другом для того, чтобы издавать звуки все более и более сладкого нама-киртана. Они не остаются одни".
В данном конкретном случае, интересен также комментарий Мадхвачарьи: (он цитирует вот эту шлоку)
asaj-janais tu saṁvāso
na kartavyaḥ kathañcana
yāvad yāvac ca bahubhiḥ
saj-janaiḥ sa tu mukti-daḥ
"Человеку не следует ни при каких обстоятельствах жить с теми, кто не является преданным Господа. С другой стороны, человеку следует находиться с множеством преданных, поскольку такое общество дарует освобождение".
Также, мне бы хотелось привести тут то, как объясняет этот стих Бхактисиддханта Сарасвати:
"...Если все посвятили себя прославлению Кришны, тогда не будет никаких помех во взаимном общении. Однако, в местах, где люди имеют множество различных целей, кроме как приносить наслаждение Верховному Господу, социальные отношения, безусловно, будут нарушены...
Если человек живет в обществе, где единственным фактором является удовлетворение Господа, то тогда можно избежать противоречивых ситуаций, вызванных многими конкурирующими людьми для удовлетворения собственных материальных желаний. Этот урок брахмана разумные люди могут извлечь из этой истории о браслетах молодой девушки".
Как показала история, таких "конкурирующих людей, которые действуют ради удовлетворения собственных желаний" было полным-полно среди учеников самого Бхактисиддханты: после его ухода между учениками начались судебные тяжбы за право владения храмовой собственностью, и последствия этого были крайне деструктивны для его миссии.
Следует понимать, что даже в санге преданных в наши черные дни века Кали, люди имеют множество целей, кроме как приносить наслаждение Верховному Господу. Это касается абсолютно всех Гаудийа Вайшнавских санг: на Радха-Кунде, в Матхах, в ИСККОНе - везде, где собирается большое количество вайшнавов, начинают происходить не очень приятные вещи, такие политика, ссоры, сплетни, секс и другая "Санта-Белиберда."
Поэтому откровенно говоря, определенный смысл в этом стихе из Бхагаватам есть...
Как же разумно объединить то, о чем говорится в этом стихе, и комментарии ачарьев?
ИМХО, лучше всего жить самому (с супругой/ом) и периодически встречаться с преданными, для того чтобы попеть вместе киртан или обсудить лилы Кришны. Безусловно, комментарии ачарьев - это истина. Однако проблема в том, где же найти сангу шуддха вайнавов, для которых единственная цель - это удовлетворение Господа? Это очень недешево.
Хотелось бы процитировать из хагиографии Никунджа Гопала Госвами:
"Адвайта дас: На Радха-Кунде в сентябре 1984, Баба поздравил меня открыткой, написав мне: "Благословенен ты получить прибежище Кундешвари. Но все же, будь осторожен тут - "Четах, О ум! Поселись во Вриндаване! (Тут Баба отмечает, что важно мысленное проживание). sarva mahatAm – "Все жители Враджа святые", но...apahAya dUrAt – ”Держись от них подальше.”" ( Радха-Раса судханидхи 9)
В: А это не оскорбление?
О: Нет, иначе не было бы использовано слово mahata
В: Так почему держаться от них подальше?
О: 1. Для того чтоб не находить в них ошибки и продолжать признавать их.
2. Чтоб не быть запутанным и спокойно делать бхаджан.
3. Не будет взаимной боли если есть какие-либо различия во мнениях или стилях поклонения."
Поэтому следует понимать, что мы все нуждаемся в обществе вайшнавов - в одиночку шансов у нас практически нет никаких, однако качество и количество общения должны быть выверенными, иначе последствия для бхаджана будут трагическими.
Комментариев нет:
Отправить комментарий