воскресенье, 11 мая 2014 г.

Читра сакхи и Тунгавидья сакхи

Читра сакхи
Читра четвёртая из восьми  ашта-сакхи Читра на 26 дней старше Радхи. Как описывается в Радха-кришна-ганнодеша дипике Рупы Госвами, что её кожа красноватого цвета подобно кункуме и она одета в блестящие как кристалл одежды. Она может читать между строк и легко разгадывает скрытые намерения автора. Она обладает очень кротким нравом и является искусным поваром, в особенности в приготовлении различных нектарных напитков для Радхи и Кришны. Говорится также, что она учёный астролог и астроном и умелая садовница. Другим её служением является плетение гирлянд для Радхи и Кришны. Родом она из деревни Чиксоли, в полутора километрах к юго-западу от Варшаны в районе Вриндаваны. Её отца зовут Чатура, а мать — Чарвика. Замужем она за Питхарой.

-----------------
Как описывается в 8 главе Уджвала Ниламани: Сакхи в группах, которые подчиняются группе лидеров и стремятся стать такими же, называются апекшика-адхика. В кругу ближайших подруг Радхарани Читра и Мадхурика являются лидерами апекшика-адхика-мридви-сакхи.
Кришна, желая обуздать непомерную гордость Радхарани, стал уделять особое внимание Читре. Радхарани, возбужденная ревнивом гневом, отчитала Читру, которая защищала себя следующими словами: «Моя дорогая разгневанная подруга, я не бросила даже мимолетного взгляда на Кришну, украшенного короной из павлиньих перьев. Будь милостива ко мне. Не брани меня без всякой причины. Если Кришна хитро танцует, как Его собственные серьги-акулы, пытаясь заигрывать со мной, как мне защититься от этого танца? Как мне спастись от Его цепких объятий?»

(из комментария к Уткаллика валлари 22): Однажды Шри Радха стала манини [гневной], и Кришна, желая умиротворить Ее, принял- прибежище у Читра сакхи. Используя множество жалостливых и льстивых слов, Он уговаривает Читра сакхи пойти к Радхе и смягчить Ее гнев. Когда Читра обращается с этой целью к Шримати, Лалита замечает это и говорит: «О глупая девушка! Успокойся! Я поняла, что Этот Царь обманщиков(Кришна) закружил тебе голову, посылая тебя сюда! Как замечательно! Вся слава твоей миссии! Шри Радха провела бессонную ночь в роще, у Говардхана, напрасно ожидая Кришну в Их назначенном месте встречи, и ты, зная об этом, используешь льстивые слова, чтобы смягчить Ее чувства к Кришне! Чем дальше, тем больше! Не говори мне больше никаких смиренных слов! Иди! Иди отсюда!»

---------------------------

Тунгавидья сакхи
Тунгавидья - пятая из восьми ашта-сакхи. Как описывается в Радха-кришна-ганнодеша-дипике, что она на 15 дней младше Радхи, что её кожа красноватого цвета подобно кункуме, что она носит одежду белого цвета и имеет горячий нрав. Также говорится, что Тунгавидья обладает совершенными знаниями всех восемнадцати ветвей ведийского знания. Она известна как знаток музыки и для удовольствия Радхи и Кришны красиво поёт и умело играет на вине. Она очень искусно устраивает свидания Радхи и Кришны. Утверждается, что местом её рождения является деревня Дабхаро (Дамала) в районе Вриндаваны. Её отца зовут Паушкара и мать Медха и она замужем за Балишей.

(Из 4 главы Уджвала ниламани): Тунгавидья-сакхи сказала Шри Радхике: «О Мадхави! Ты самая важная личность во Вриндаване. Ты никогда не сможешь спрятаться. Ты лишь напрасно прилагаешь усилия, стараясь скрыться в кустах и побегах! Твой, сводящий с ума аромат распространяется повсюду и не может терпеть Твои усилия спрятаться. Несомненно, он раскроет Твоѐ присутствие. Смелый Царь шмелей Шри Кришна не считается со временем и обстоятельствами. Он неистово трясется и, несомненно, придет пить, наслаждаясь Тобой».

(Из 8 главы Уджвала Ниламани): Тунгавидья сакхи относится к гопи, питающим глубокое доверие к своим подругам и стремящиеся удовлетворить их - к лагху-пракара-сакхи.
Лагху-пракара-сакхи делятся на две категории:
1. вама (левое крыло);
2. дакшина (правое крыло).
Тунгавидья — лидер дакшина-пракхара сакхи.
Гопи, которой чужды гордость и гнев, которая открыта, честна, покорна герою, всегда доверяет ему и говорит ему подходящие слова, а также удовлетворена его сладкими речами, называется дакшина, или гопи правого крыла.
В «Гита-говинде» (9.10) Тунгавидья-сакхи говорит Радхарани: «Даже если Твой возлюбленный Кришна проявляет нежную любовь к Тебе, — Ты груба с Ним, поскольку, когда Он склоняется в почтении перед Тобой, Ты остаешься бесстрастной и безразличной, потому что даже несмотря на то, что Он любит Тебя, Ты ненавидишь Его, и поскольку даже несмотря на то, что Он дружелюбно и жадно стремится увидеть Тебя, Ты не расположена к Нему. Поэтому все обернулось против Тебя. Сандаловая паста, умащающая Твое тело, стала подобна яду, прохладная луна стала для Тебя как палящее солнце, камфара, охлаждающая Твое тело, теперь подобна обжигающему пламени, а счастье Твоих веселых игр превратилось в жестокие мучения». Кришна покинул арену танца раса и забрал Радхарани с Собою в лес. Спустя какое-то время Он оставил и Ее, внезапно исчезнув. Затем другой гопи посчастливилось встретиться с Ним. Она обратилась к Нему с такими словами: «О принц Враджа, кто может сказать, совершил ли Ты грех, или не совершил, покинув эту девушку? Кто скажет, благоприятны ли Твои действия или неблагоприятны? Все же, о великолепная тилака семьи Махараджи Нанды, мое жестокое сердце помнит, как эта девушка ради Тебя вошла в опасный лес, не заботясь о самой Себе» (Падьявали, 297).
Тунгавидья обратилась к Радхарани, поссорившейся с Кришной и отказавшейся разговаривать с Ним: «О тонкостанная Радхика, пожалуйста, не отвергай слова, которые я сказала нашим подругам. Когда Кришна услышал о Твоей славе, Он принял у меня прибежище и умолял меня примирить Вас. О Радхика, посмотри на меня. Пожалуйста, будь добра к Нему. Прими Его и затопи благоприятными волнами Своих косящихся любовных взглядов».

Комментариев нет:

Отправить комментарий