вторник, 10 июня 2014 г.

О разнообразии духовных Путей, о Традиции


Ачьюта-прия дас

Ачьюта-прия дас, лидер украинского ИСККОНа:
"Все религиозные люди заняты определенной хорошей деятельностью, и эта деятельность не мешает одна другой. Самое главное -  чтобы мы научились уважать, несмотря на такое разнообразие [Путей] , чтобы мы понимали, что мы часть целого. Так же как цветы в букете: каждый цветок имеет свой цвет и форму. Но тем не менее , все эти цветы - большие и малые , яркие и скромные составляют прекрасный букет и взаимообогащают друг друга. Так же и мы должны понимать, что в этом мире есть место многообразию: мы все разные и будем разными, но вместе с тем, существует то , что объединяет всех нас и нет причин для вражды, для ревности в отношении друг к другу. И это - самое главное сотрудничество. Я бы сказал - попытаться понять других".[1]


-----------

Согласно одному суфийскому трактату, "Накшбанди", существует только один Путь. Он называет этот Путь "хваджаган" - т.е., просто "Учителя": любые школы, направления, сампрадаи и т.п. - это её локальные формы, призванные решать локальные задачи. Каждому паззлу - своё место. А Узор, букет - он один.
Но что следует отметить: для того чтобы пройти этот путь, должна существовать определенная Традиция.  Рассмотрим это на примере Гаудия Вайшнавизма.

Традиция подразумевает наличие определенного идеала, или "высшей цели" ("парамартха") и метода его достижения ("упайя"), таким образом, образуя неразделимое единство "средства и цели" ("упайопея"). Она подразумевает существования 2 состояний "до" и "после", которые кардинально отличаются друг от друга - должна быть трансформация, преображение - из гусеницы в бабочку. Если этого не происходит, если с  человеком за десятки лет духовной практики не произошло настоящих духовных изменений, то значит что он не соприкоснулся с Традицией: он просто впустую потратил время, занимаясь ерундой.
Для Гаудиев парамартха -  это бхава-бхакти. Метод - рагануга-садхана бхакти. Следовательно, если человек в этой жизни не достиг бхава-бхакти, значит он просто валял дурака. :-) Средство также является и целью - поклоняясь Кришне здесь, мы еще больше будем поклоняться Ему когда достигнем совершенства. 
Традиция не монумент сама себе, а живой поток - поток знания, передающегося по парампаре, и постоянно обновляющегося откровения. Есть чистая горная река, а есть канава. Традиция подразумевает то, что есть люди, которые действительно, а не на словах прогрессируют, чья духовная жизнь по настоящему  бьет ключом - не то, что люди переоделись в одежды религиозных людей, и десятилетиями устраивают спектакль из духовной жизни, находясь при этом в болоте своих гнилых устремлений и ничтожных желаний.
Традиция должна опираться на опоры: садху, Гуру, шастры, а также дикша-парампара. В традиции должны быть живые садху - адепты, которые достигли определенных высоких реализаций, и чье общение можно получить. В Гаудия Вайшнавизме, безусловно, есть такие личности, такие как Бинод Баба, Пран Кришна Баба и тд. Гуру - должны существовать Учителя, которые соответствуют всем критериям, которые описаны в шастре, и способны привести своих учеников к парамартхе. Шастры - традиция должна опираться на Священные Писания. Об этом я уже много-много писал. Гаудии-рупануги опираются на Писания, написанные Шад Госвами. Дикша-парампара - парампара означает "один за другим" - должна быть цепь учителей, которые передавали духовное знание в неизменном виде из уст в уста. При всем уважении, идея "шикша парампары" - новодел, который не имеет ничего общего с Традицией.
Оптимальный режим - наличие всех четырех опор, отсутствие любой из них - "хромота" на одну ногу, как минимум.
В Традиции главное - это результат, преображение. Сама внешняя методология и практика -  имеет вторичное значение. То есть не очень очень важно, как человек смог достичь Совершенства, главное сам факт - что человек стал сиддхой, махатмой, дживан-муктой.  Определение садханы у Гаудиев дает Рупа Госвами в БРС 1.2.2: kṛti-sādhya bhavet sādhya bhāvā sā sādhanābdhidhā  "Цель, бхава бхакти, достигается практикой, благодаря задействованию чувств (kṛti). Это называется садхана.
То есть садхана – это духовная практика, которая задействует чувства (познающие и действующие, а также ум),  у которой есть определенная цель, и которая способна к этой цели привести . Просто повторяющиеся механические действия (какими бы хорошими или плохими они ни были) садханой никак назвать нельзя. Человек, который не ставит перед собой цели обретения бхава бхакти, не совершает никакой садханы.
У Традиции должно быть 2 крыла: Знание и Мистический опыт духовных реализаций. С одной стороны, если опираться исключительно на некий внутренний мистический опыт, то практика может очень легко превратиться в некий сентиментализм. С другой стороны, если человек становится книжным червем, и пытается опираться исключительно на теоретическую шушка-джняну, он также ничего не сможет достичь. Мое глубокое убеждение состоит в том, что только симбиоз Знания и Глубокого мистического опыта способен привести к парамартхе: т.е. получение знаний, и реализация их на практике.

Подводя итоги, Традиция - это некий инициатический [т.е, подразумевает наличие "посвящения" и "посвященных"] путь к Истине, результатом которого являются духовное преображение, трансформация, и который опирается на 4 опоры: Садху, Гуру, Шастра и непрерывная парампара Учителей. Следует отметить, что формальная принадлежность к Традиции, или некий "уровень" в её "иерархии" не являются залогом самой трансформации. Трансформация есть результат прохождения Пути, а не "присвоенного звания". К сожалению, в наше время чаще всего происходит именно так, что люди, которые держатся где-то вдалеке, на задворках, на которых никто не обращает внимания - и обладают наибольшим духовным уровнем.
Только ежедневная, ежечасная, ежеминутная работа над собой и постоянная устремленность  могут привести к парамартхе. Цель должна всегда быть перед глазами, и мы должны идти по направлению к ней. Если цель поставлена правильно, и усилия, которые мы совершаем, приводят нас ближе к этой Цели, это значит - что мы сможем рано или поздно ее достичь. Из Нити Шастры:

gacchan pipīlako yāti yojanānāṁ śatānyapi |
agacchan vainateyo 'pi padam ekaṁ na gacchati ||


"Идущий муравей проходит даже тысячи километров, а (кто) не идущий, (будь он) даже (царь птиц) Гаруда, (и) одного шага не проходит".



-------------------
Какие есть Традиции в наше время, которые соответствуют тем критериям, которые я описал? По правде говоря, их совсем немного:
 
1) шаманизм (сибирский и индейский, японское Синто)
2) афро-американские традиции - Йоруба, Водун и тд

3) раличные индийские школы - от Адвайта Веданты до таттвавады
4) буддийские направления - от Тхеравады до Дзогчен и Дзен
5) Каббала 

6) Суфизм
7) ? :-)

----------------
[1]  http://gurt.org.ua/interviews/20074/bull/

Комментариев нет:

Отправить комментарий