Автор - Шактананда - http://mahadevi.narod.ru/publ.htm
Истории, изложенные в древнеиндийских санскритских текстах, изобилуют повествованиями о богах (сурах, дэвах) и их извечных противниках — демонах (асурах, ракшасах). Несмотря на то, что и те и другие являются потомками Брахмы — творца Вселенной, между этими двумя кланами существует извечная вражда, выливающаяся в постоянную борьбу за мировое господство. Ум западного человека, воспитанного в рамках дуалистических концепций христианства или ислама, привык делить всё на темное и светлое, доброе и злое, божественное и дьявольское. И он с готовностью и уверенностью применяет эти доктрины и к текстам индуистской традиции, которая, будучи сформированной в совершенно иной культурно-философской среде, в принципе не приемлет такого рода подхода. В отличие от жёсткого и однозначного разделения на добро и зло, порок и добродетель, равно, впрочем, как и на другие диаметрально противоположные категории, общеиндуистская религиозно-философская мысль придерживается концепции, согласно которой все живые существа, как божественной, так и демонической природы — суть различные воплощения и проявления Единого и Абсолютного Бога (Брахмана), а добро и зло являются не более, чем субъективным восприятием того или иного явления, которое изначально по своей сути вне этих категорий и обретает ту или иную окраску лишь в уме познающего его субъекта, в зависимости от его индивидуальной природы. В действительности же эти категории, во всяком случае в нашем, материальном мире, настолько тесно переплетены и настолько глубоко проникают друг в друга, что провести какую-либо чёткую грань между ними попросту невозможно, как невозможно во время сумерек провести границу между светом и тьмой. Подлинным же критерием святости в индуизме является степень преданности Богу и гуру (учителю). И здесь многие демоны преуспели намного более, нежели все дэвы вместе взятые. И наиболее ярким примером этого служит жизнь Раваны — демонического царя Ланки (совр. Шри-Ланка), описанная в древнеиндийском эпосе «Рамайана», составленном мудрецом Валмики ориентировочно в VII веке до нашей эры. Во многих современных неоиндуистских культах и учениях Равану принято выставлять в очень неприглядном свете, описывая его не иначе как атеиста, материалиста, похотливого эгоиста и жестокого властолюбца, совершенно игнорируя многие другие, намного более возвышенные составляющие его личности. Восполнить этот досадный недостаток я и поставил своей целью, взявшись за написание данного исследования. Но обо всем по порядку.
Никто из дэвов никогда не достигал такого высокого положения, как Равана. В лучшие дни его жизни его именовали не иначе как Трилокешвара, то есть Владыка трех миров (бхур-локи, бхувар-локи и сварга-локи), Никому из них также не посчастливилось получить лично от Шивы имя и атмалингам, покорить девять планет — властителей судеб всех живых существ, равно как и не посчастливилось быть сражённым Личностью Бога Шри Рамой. До сих пор по всей Индии можно найти храмы, воздвигнутые в честь Раваны, а сочиненный им гимн в честь Шивы, «Шива-тандава-стотра», пройдя сквозь века, и по сей день исполняется в храмах и у домашних алтарей всеми почитателями Махадэвы, оставаясь одним из наиболее важных текстов многих шиваитских школ и традиций. Вообще, образ Раваны более чем сложен и неоднозначен. Он вовсе не был тем гнусным негодяем, каковым представлен во многих кинофильмах, снятых по мотивам «Рамайаны», и во многих произведениях современных неоиндуистских богословов, наподобие А. Ч. Бхактиведанты Свами и его последователей. Согласно первой главе седьмой песни «Бхагавата Пураны» Равана и его родной брат Кумбхакарна — никто иные, как стражи духовного мира Джайа и Виджайа, которые были вынужденны принять рождение в материальном мире в качестве демонов и врагов Вишну в силу проклятия, наложенного на них Санаткумарами, первыми сыновьями Брахмы, за то, что они, исполняя свой долг, отказались пропустить тех в духовный мир. А Госвами Тулсидас в своей «Рамачаритамрите» утверждает, что главной целью прихода Шри Рамы было освобождение Его любимых слуг Джайи и Виджайи от материального существования: "Убив его в сражении, Шри Рама даровал ему высшее совершенство. Такова была цель прихода Господа в эту эпоху" (Бала-Канда, 123).
Изначально Равана носил другое имя - Дашагрива (Десятишеий). По рождению он принадлежал к касте браминов — высшему жреческому сословию ведического общества и являлся внуком мудреца Пуластьи, одного из праджапати, прародителей человечества, и правнуком самого Брахмы — творца Вселенной. Матерью его была демоница Кешини, дочь тогдашнего правителя демонов, а отцом — святой подвижник Вишрава, сын риши Пуластьи. Дашагрива был незаурядным знатоком Вед и настолько искусным исполнителем ведических гимнов, что дэвы даже приглашали его в своё время в качестве чтеца на свои жертвоприношения, поскольку, обладая десятью головами, он один был способен заменить собой десять жрецов высочайшей квалификации. При этом он мог принимать и форму обычного, одноголового человека. Он в совершенстве владел шестьюдесятью четырьмя искусствами, был выдающимся поэтом, музыкантом, танцором и астрологом. Дашагрива был ревностным шиваитом, и его преданность Шиве была поистине беспримерной. Однажды, когда он воспевал славу Махадэвы, аккомпанируя себе на вине, на ней лопнула струна, и он, не желая прерывать бхаджан, быстро выдернул сухожилие из собственной ноги и продолжил играть на нём. Такую преданность Шиве Равана унаследовал от своей матери, которая всю свою жизнь поклонялась Лингаму Шивы. Но однажды случилось так, что царь дэвов, Индра, выкрал у неё предмет её почитания и поклонения. Несчастная женщина от нестерпимого горя отказалась от пищи. Дашагрива же просил её прекратить голодовку, пообещав достать ей взамен утраченного атмалингам Шивы. Успокоив мать таким образом, он отправился в обитель Шивы на гору Каиласа. Достигнув Каиласы, он предался очень суровым аскетическим подвигам. Настолько суровым, что никто во всем мироздании прежде не совершал ничего подобного. Десять тысяч лет Дашагрива стоял на голове посредине четырёх костров под палящим солнцем без сна и еды.
В конце каждого тысячелетия он отрубал одну из своих голов и бросал в огонь в качестве жертвоприношения. На протяжении всего этого времени он медитировал на имена Шивы. И, когда он, наконец, намерен был отрубить и последнюю, десятую голову, Шива явился перед ним, попросил прекратить аскезу и спросил, каких даров он желает. Равана попросил три дара: атмалингам, бессмертия, и женщину себе в жены такой же красоты, как Ума, супруга Шивы. Восхищённый преданностью и аскетизмом Раваны Шива не раздумывая отдал ему атмалингам, сказав, что его мать может более не бояться, что его у неё украдут, ибо атмалингам обладает таким свойством, что если он где-либо коснётся земли, то останется там навечно и никто и ничто не сможет его с этого места сдвинуть.
Также Шива сказал, что Равана будет оставаться бессмертным до тех пор, пока снова Его не побеспокоит. Насчёт же супруги Шива сказал, что нет нигде, во всём мироздании женщины, способной сравниться по красоте с Умой, и поэтому отдал своему преданному Свою собственную супругу. Получив дар бессмертия, взяв атмалингам и водрузив себе на плечи Уму, Равана отправился в обратный путь. Но о случившемся стало известно Нараде муни, великому преданному Вишну. Мудрец Нарада, также как и Вишну, симпатизировал дэвам, и он испугался того, что Равана, приходившийся ему, кстати, внучатым племянником, будучи наделён бессмертием, имеющий атмалингам и обладающий Умой, олицетворённой шакти (энергией) Господа Шивы, без труда сможет свергнуть дэвов с небес и узурпировать их власть. И Нарада, представ перед Раваной, спросил его, кто эта уродливая старуха, что сидит у него на плечах. Равана опешил и сказал, что это самая прекрасная женщина во всем мироздании, бывшая Господа Шивы, а ныне его, Раваны, супруга. Тогда Нарада муни наврал Раване, что Шива на самом деле его надул и, напустив на него майю, иллюзию, подсунул ему вместо Умы какую-то старуху. Ума же не хотела становиться супругой Раваны и, услышав их с Нарадой диалог, быстро превратилась в старуху. Выслушав Нараду, Равана обернулся и действительно увидел вместо красавицы Умы уродливую старую женщину с обвислой грудью и сломанными зубами. Тогда он очень разозлился на Шиву, сбросил с плеч Уму и пошел дальше, держа в руке атмалингам. Но наступил вечер, и Равана, будучи брамином, должен был совершить сандхйа-вандану. Неподалёку была река и Он пошёл к ней. Ему нужно было, стоя по пояс в воде, прочесть надлежащие молитвы и мантры и сделать руками возлияния воды. На это время нужно было куда-то поместить атмалингам, при том, что он помнил о том, что лингам ни в коем случае не должен касаться земли.
И тут он увидел на берегу реки толстенького мальчугана, который был никем иным, как Господом Ганешей, повелителем всевозможных препятствий, которого Нарада муни к тому моменту уже успел подговорить воспрепятствовать Раване доставить атмалингам в свою обитель. Равана подошёл к мальчику и попросил его подержать в руках атмалингам, пока он будет выполнять ритуал. Тот согласился, но как только Равана вошел в воду и стал совершать возлияния, Ганеша поставил лингам на землю и удалился. Закончив обряд, Равана вышел из реки и, к своему ужасу, увидел, что мальчугана нет, а лингам стоит на земле. В гневе он стал тянуть его и пытаться поднять, но тщетно. Под действием огромной силы Раваны лингам деформировался и принял форму, напоминающую коровье ухо, вследствие чего позднее получил наименования «Гокарна» (коровье ухо) и «Махабалешвара» (Повелитель великой силы).
Лингам Махабалешвара и по сей день стоит на том самом месте, куда его поставил Господь Ганеша. Вокруг него воздвигнут огромный храмовый комплекс, привлекающий ежегодно миллионы паломников. В отчаянии Равана возвратился обратно на Каиласу и стал стараться привлечь внимание Шивы. Но Шива пребывал в глубокой медитации и никак не реагировал на взывания Раваны. Тогда Равана решил, что раз уж он не может выполнить обещание и доставить своей матери атмалингам, полученный от Шивы, то он доставит ей самого Шиву, ибо атмалингам вечно пребывает в сердце Махадэвы. И он решил поднять Каиласу вместе с восседавшей на ней божественной четой и доставить к себе на Ланку. Это было ему вполне под силу, ибо о его колоссальной силе даже при его жизни ходили легенды. В «Рамайане» на этот счет говорится: «Мощь его была такова, что он мог колыхать моря и раскалывать горные вершины; будучи ростом с высокую гору, он останавливал рукой движение солнца и луны и препятствовал их восхождению». Но когда он немного приподнял гору и она заколыхалась, Ума очень испугалась, вскрикнула и обняла Шиву. Шива вышел из состояния медитации и надавил на вершину горы пальцем. Гора тотчас же встала на место, придавив Раване руки. От дикой боли Равана взревел настолько громко, что от рёва его содрогнулись земля и небеса. И тогда Махадэва предстал перед ним и сказал: «Да будет отныне имя тебе Равана», что означает «вынуждающий кричать». А после добавил: «Поскольку ты побеспокоил Меня, то отныне ты лишаешься дара бессмертия. Ты умрешь, когда украдешь чужую жену». По преданию, именно в этот момент Раваной и была сложена экспромтом знаменитая «Шива-тандава-стотра»
После этого Равана, не решаясь более беспокоить Шиву, совершил не менее суровую аскезу в честь своего прадеда Брахмы и, получив от него дар неуязвимости от богов и демонов и собрав огромную, состоявшую из бесконечного числа легионов армию, разгромил с её помощью войска дэвов во главе с Индрой, обидчиком его матери. Равана изгнал их с небес и заставил работать в своем дворце. Равана считал, что занимая посты богов, дэвы плохо справлялись со своими обязанностями, погрязли в наслаждениях и забыли о Боге, наплевательски относились к людям и демонам и вообще, незаслуженно наслаждались долями в проводимых людьми жертвоприношениях. А дабы они могли совершенствоваться, он дал им работу в своем дворце. Индра делал цветочные гирлянды, Агни служил поваром. Сурья освещал дворец днем, а Сома — ночью. Варуна был водоносом, а Кубера казначеем. Божества девяти планет образовывали лестницу, по которой Равана всходил на свой трон. Он сам в одиночку одновременно исполнял обязанности всех дэвов, причем делал это намного лучше, нежели весь сонм богов. Он был идеальным царём и правителем, поэтому его подданные процветали. Он также запретил проведение жертвоприношений дэвам, поскольку считал, что они попросту используют людей и поэтому недостойны принимать жертвы.
Как видим, эта история говорит нам о многих и многих качествах Раваны, достойных если не восхищения, то как минимум уважения. Будучи хорошим сыном, он отправился к Шиве и принялся за совершение жесточайшей аскезы вовсе не ради реализации каких-то своекорыстных мотивов, но для того, чтобы избавить мать от безутешного горя, причиненного ей царем дэвов Индрой. Его целеустремленность была настолько сильной, что он оказался способен ради достижения своей цели отрубать себе головы, при том, что каждая из них была дорога ему как единственная и являлась самостоятельной личностью, причем в совершенстве владевшей определённым видом знания. Индре было далеко до такой самоотверженности. Равана считал, что царь, а уж тем более царь богов не имеет права опускаться до воровства, а если такое происходит, то он не имеет более права называться царём. И Индра жестоко поплатился за свой неблаговидный поступок. Он был побеждён, и унижен, будучи вынужденным прислуживать Раване в его дворце. Равана же был идеальным царём, и его подданные жили в достатке и ни в чем не испытывали нужды, чувствуя заботу и защиту своего повелителя. История с похищением Раваной Ситы, жены Рамачандры, связана именно с этим. Как известно, сестра Раваны, демоница Шурпанакха, влюбилась в царевича Раму и пыталась соблазнить его, приняв облик прекрасной девушки. Но всё кончилось тем, что Рама со своим братом Лакшманой её разоблачили и прогнали, отрубив нос. Так как же должен был реагировать царь ведических времён, когда над его подданным учиняли подобное надругательство, тем более, если речь идёт о сестре царя? Это было верхом бесчестья и неуважения. Естественно, он должен, обязан был отомстить. С позиции царя он действовал совершенно верно. К тому времени Равана достиг всего, чего только можно было достичь в материальном мире, и единственной возможностью для него попасть в мир духовный была смерть. А умереть он мог, согласно слову Шивы, только украв чужую жену. И Равана сознательно запустил этот механизм. К тому времени он уже выполнил своё предназначение — указал дэвам на их несовершенства и уязвимые стороны, показал всем живым существам пример выдающейся преданности Шиве и обеспечил для Вишну возможность прихода в этот мир в образе человека — царевича Рамачандры, ибо, собгласно благословению Брахмы, убить Равану мог только человек, поскольку для богов и демонов он был совершенно неуязвим.
Как известно, всеми событиями, происходящими в мире, равно как и судьбами живых существ управляют божества девяти планет, от положения которых в гороскопе зависит то, какие события и как именно будут происходить. О беспрецедентной мощи Раваны говорит тот факт, что он покорил все эти божества. Сила его духа была такова, что рок над ним был не властен. Он сам управлял собственной судьбой. Поэтому глупо говорить о том, что он пал жертвой глупости и вожделения. Он в совершенстве контролировал эти вещи. Более правильным будет считать, что Господь Шива, зная о желании своего преданного умереть, удовлетворил его посредством такого своего проявления, как Шани — божество планеты Сатурн, который настолько могущественен, что один только его взгляд сулит большие трудности и несчастья. После того как Равана покорил божества девяти планет, он выложил их телами лестницу к своему трону. Они лежали связанные лицами вниз, и он, восходя на него, ступал по их спинам. Но однажды мудрец Нарада муни пришёл к Раване во дворец. Равана принял его со всеми полагающимися почестями и лично устроил ему экскурсию по дворцу. Показал он ему и свой трон. Нарада увидел, что все боги планет лежат ничком связанные. И даже могущественный Шани, частичное проявление самого Шивы. И Нарада посоветовал Раване перевернуть их лицом вверх, чтобы при каждом шаге смотреть в глаза своим поверженным противникам. Идея эта Раване очень понравилась, но как только он сделал так, как посоветовал Нарада, Шани взглянул на него и разум его помутился ровно настолько, чтобы оскорбить Нандикешвару, великого преданного Шивы и похитить Ситу, супругу Рамачандры. Нандикешвара проклял Равану после того, как тот пренебрежительно назвал его обезьяной. Нанди разозлился и сказал, что царство Раваны будет уничтожено обезьянами, после того, как обезьяна оплюёт ему лицо. Так и случилось. Проклятия великих преданных Шивы всегда сбываются в точности. Сугрива, царь обезьян плюнул Раване в лицо, а потом армия обезьян под предводительством Ханумана разрушила его царство.
Равана оставил огромный след в истории. Легенды о нём пересказываются до сих пор, его именем названо много мест как в Индии, так и на Шри-Ланке, в его честь воздвигнуты храмы, а сочиненная им проникнутая шайва-бхакти «Шива-тандава-стотра» считается одним из шедевров санскритской поэзии, наравне со стихами Ади Шанкарачарьи. Благодаря ему милионы паломников имеют возможность лицезреть лингам Махабалешвара в Карнатаке. Такие почести, согласно закону кармы, возможны только при наличии больших благих заслуг, которых у Раваны, несмотря на некоторые его изъяны, было больше, чем у любого дэвы.
Истории, изложенные в древнеиндийских санскритских текстах, изобилуют повествованиями о богах (сурах, дэвах) и их извечных противниках — демонах (асурах, ракшасах). Несмотря на то, что и те и другие являются потомками Брахмы — творца Вселенной, между этими двумя кланами существует извечная вражда, выливающаяся в постоянную борьбу за мировое господство. Ум западного человека, воспитанного в рамках дуалистических концепций христианства или ислама, привык делить всё на темное и светлое, доброе и злое, божественное и дьявольское. И он с готовностью и уверенностью применяет эти доктрины и к текстам индуистской традиции, которая, будучи сформированной в совершенно иной культурно-философской среде, в принципе не приемлет такого рода подхода. В отличие от жёсткого и однозначного разделения на добро и зло, порок и добродетель, равно, впрочем, как и на другие диаметрально противоположные категории, общеиндуистская религиозно-философская мысль придерживается концепции, согласно которой все живые существа, как божественной, так и демонической природы — суть различные воплощения и проявления Единого и Абсолютного Бога (Брахмана), а добро и зло являются не более, чем субъективным восприятием того или иного явления, которое изначально по своей сути вне этих категорий и обретает ту или иную окраску лишь в уме познающего его субъекта, в зависимости от его индивидуальной природы. В действительности же эти категории, во всяком случае в нашем, материальном мире, настолько тесно переплетены и настолько глубоко проникают друг в друга, что провести какую-либо чёткую грань между ними попросту невозможно, как невозможно во время сумерек провести границу между светом и тьмой. Подлинным же критерием святости в индуизме является степень преданности Богу и гуру (учителю). И здесь многие демоны преуспели намного более, нежели все дэвы вместе взятые. И наиболее ярким примером этого служит жизнь Раваны — демонического царя Ланки (совр. Шри-Ланка), описанная в древнеиндийском эпосе «Рамайана», составленном мудрецом Валмики ориентировочно в VII веке до нашей эры. Во многих современных неоиндуистских культах и учениях Равану принято выставлять в очень неприглядном свете, описывая его не иначе как атеиста, материалиста, похотливого эгоиста и жестокого властолюбца, совершенно игнорируя многие другие, намного более возвышенные составляющие его личности. Восполнить этот досадный недостаток я и поставил своей целью, взявшись за написание данного исследования. Но обо всем по порядку.
Дашагрива |
Изначально Равана носил другое имя - Дашагрива (Десятишеий). По рождению он принадлежал к касте браминов — высшему жреческому сословию ведического общества и являлся внуком мудреца Пуластьи, одного из праджапати, прародителей человечества, и правнуком самого Брахмы — творца Вселенной. Матерью его была демоница Кешини, дочь тогдашнего правителя демонов, а отцом — святой подвижник Вишрава, сын риши Пуластьи. Дашагрива был незаурядным знатоком Вед и настолько искусным исполнителем ведических гимнов, что дэвы даже приглашали его в своё время в качестве чтеца на свои жертвоприношения, поскольку, обладая десятью головами, он один был способен заменить собой десять жрецов высочайшей квалификации. При этом он мог принимать и форму обычного, одноголового человека. Он в совершенстве владел шестьюдесятью четырьмя искусствами, был выдающимся поэтом, музыкантом, танцором и астрологом. Дашагрива был ревностным шиваитом, и его преданность Шиве была поистине беспримерной. Однажды, когда он воспевал славу Махадэвы, аккомпанируя себе на вине, на ней лопнула струна, и он, не желая прерывать бхаджан, быстро выдернул сухожилие из собственной ноги и продолжил играть на нём. Такую преданность Шиве Равана унаследовал от своей матери, которая всю свою жизнь поклонялась Лингаму Шивы. Но однажды случилось так, что царь дэвов, Индра, выкрал у неё предмет её почитания и поклонения. Несчастная женщина от нестерпимого горя отказалась от пищи. Дашагрива же просил её прекратить голодовку, пообещав достать ей взамен утраченного атмалингам Шивы. Успокоив мать таким образом, он отправился в обитель Шивы на гору Каиласа. Достигнув Каиласы, он предался очень суровым аскетическим подвигам. Настолько суровым, что никто во всем мироздании прежде не совершал ничего подобного. Десять тысяч лет Дашагрива стоял на голове посредине четырёх костров под палящим солнцем без сна и еды.
Равана получает аммалингам |
И тут он увидел на берегу реки толстенького мальчугана, который был никем иным, как Господом Ганешей, повелителем всевозможных препятствий, которого Нарада муни к тому моменту уже успел подговорить воспрепятствовать Раване доставить атмалингам в свою обитель. Равана подошёл к мальчику и попросил его подержать в руках атмалингам, пока он будет выполнять ритуал. Тот согласился, но как только Равана вошел в воду и стал совершать возлияния, Ганеша поставил лингам на землю и удалился. Закончив обряд, Равана вышел из реки и, к своему ужасу, увидел, что мальчугана нет, а лингам стоит на земле. В гневе он стал тянуть его и пытаться поднять, но тщетно. Под действием огромной силы Раваны лингам деформировался и принял форму, напоминающую коровье ухо, вследствие чего позднее получил наименования «Гокарна» (коровье ухо) и «Махабалешвара» (Повелитель великой силы).
Гокарна |
Лингам Махабалешвара и по сей день стоит на том самом месте, куда его поставил Господь Ганеша. Вокруг него воздвигнут огромный храмовый комплекс, привлекающий ежегодно миллионы паломников. В отчаянии Равана возвратился обратно на Каиласу и стал стараться привлечь внимание Шивы. Но Шива пребывал в глубокой медитации и никак не реагировал на взывания Раваны. Тогда Равана решил, что раз уж он не может выполнить обещание и доставить своей матери атмалингам, полученный от Шивы, то он доставит ей самого Шиву, ибо атмалингам вечно пребывает в сердце Махадэвы. И он решил поднять Каиласу вместе с восседавшей на ней божественной четой и доставить к себе на Ланку. Это было ему вполне под силу, ибо о его колоссальной силе даже при его жизни ходили легенды. В «Рамайане» на этот счет говорится: «Мощь его была такова, что он мог колыхать моря и раскалывать горные вершины; будучи ростом с высокую гору, он останавливал рукой движение солнца и луны и препятствовал их восхождению». Но когда он немного приподнял гору и она заколыхалась, Ума очень испугалась, вскрикнула и обняла Шиву. Шива вышел из состояния медитации и надавил на вершину горы пальцем. Гора тотчас же встала на место, придавив Раване руки. От дикой боли Равана взревел настолько громко, что от рёва его содрогнулись земля и небеса. И тогда Махадэва предстал перед ним и сказал: «Да будет отныне имя тебе Равана», что означает «вынуждающий кричать». А после добавил: «Поскольку ты побеспокоил Меня, то отныне ты лишаешься дара бессмертия. Ты умрешь, когда украдешь чужую жену». По преданию, именно в этот момент Раваной и была сложена экспромтом знаменитая «Шива-тандава-стотра»
После этого Равана, не решаясь более беспокоить Шиву, совершил не менее суровую аскезу в честь своего прадеда Брахмы и, получив от него дар неуязвимости от богов и демонов и собрав огромную, состоявшую из бесконечного числа легионов армию, разгромил с её помощью войска дэвов во главе с Индрой, обидчиком его матери. Равана изгнал их с небес и заставил работать в своем дворце. Равана считал, что занимая посты богов, дэвы плохо справлялись со своими обязанностями, погрязли в наслаждениях и забыли о Боге, наплевательски относились к людям и демонам и вообще, незаслуженно наслаждались долями в проводимых людьми жертвоприношениях. А дабы они могли совершенствоваться, он дал им работу в своем дворце. Индра делал цветочные гирлянды, Агни служил поваром. Сурья освещал дворец днем, а Сома — ночью. Варуна был водоносом, а Кубера казначеем. Божества девяти планет образовывали лестницу, по которой Равана всходил на свой трон. Он сам в одиночку одновременно исполнял обязанности всех дэвов, причем делал это намного лучше, нежели весь сонм богов. Он был идеальным царём и правителем, поэтому его подданные процветали. Он также запретил проведение жертвоприношений дэвам, поскольку считал, что они попросту используют людей и поэтому недостойны принимать жертвы.
Как видим, эта история говорит нам о многих и многих качествах Раваны, достойных если не восхищения, то как минимум уважения. Будучи хорошим сыном, он отправился к Шиве и принялся за совершение жесточайшей аскезы вовсе не ради реализации каких-то своекорыстных мотивов, но для того, чтобы избавить мать от безутешного горя, причиненного ей царем дэвов Индрой. Его целеустремленность была настолько сильной, что он оказался способен ради достижения своей цели отрубать себе головы, при том, что каждая из них была дорога ему как единственная и являлась самостоятельной личностью, причем в совершенстве владевшей определённым видом знания. Индре было далеко до такой самоотверженности. Равана считал, что царь, а уж тем более царь богов не имеет права опускаться до воровства, а если такое происходит, то он не имеет более права называться царём. И Индра жестоко поплатился за свой неблаговидный поступок. Он был побеждён, и унижен, будучи вынужденным прислуживать Раване в его дворце. Равана же был идеальным царём, и его подданные жили в достатке и ни в чем не испытывали нужды, чувствуя заботу и защиту своего повелителя. История с похищением Раваной Ситы, жены Рамачандры, связана именно с этим. Как известно, сестра Раваны, демоница Шурпанакха, влюбилась в царевича Раму и пыталась соблазнить его, приняв облик прекрасной девушки. Но всё кончилось тем, что Рама со своим братом Лакшманой её разоблачили и прогнали, отрубив нос. Так как же должен был реагировать царь ведических времён, когда над его подданным учиняли подобное надругательство, тем более, если речь идёт о сестре царя? Это было верхом бесчестья и неуважения. Естественно, он должен, обязан был отомстить. С позиции царя он действовал совершенно верно. К тому времени Равана достиг всего, чего только можно было достичь в материальном мире, и единственной возможностью для него попасть в мир духовный была смерть. А умереть он мог, согласно слову Шивы, только украв чужую жену. И Равана сознательно запустил этот механизм. К тому времени он уже выполнил своё предназначение — указал дэвам на их несовершенства и уязвимые стороны, показал всем живым существам пример выдающейся преданности Шиве и обеспечил для Вишну возможность прихода в этот мир в образе человека — царевича Рамачандры, ибо, собгласно благословению Брахмы, убить Равану мог только человек, поскольку для богов и демонов он был совершенно неуязвим.
Равана похищает Ситу |
Как известно, всеми событиями, происходящими в мире, равно как и судьбами живых существ управляют божества девяти планет, от положения которых в гороскопе зависит то, какие события и как именно будут происходить. О беспрецедентной мощи Раваны говорит тот факт, что он покорил все эти божества. Сила его духа была такова, что рок над ним был не властен. Он сам управлял собственной судьбой. Поэтому глупо говорить о том, что он пал жертвой глупости и вожделения. Он в совершенстве контролировал эти вещи. Более правильным будет считать, что Господь Шива, зная о желании своего преданного умереть, удовлетворил его посредством такого своего проявления, как Шани — божество планеты Сатурн, который настолько могущественен, что один только его взгляд сулит большие трудности и несчастья. После того как Равана покорил божества девяти планет, он выложил их телами лестницу к своему трону. Они лежали связанные лицами вниз, и он, восходя на него, ступал по их спинам. Но однажды мудрец Нарада муни пришёл к Раване во дворец. Равана принял его со всеми полагающимися почестями и лично устроил ему экскурсию по дворцу. Показал он ему и свой трон. Нарада увидел, что все боги планет лежат ничком связанные. И даже могущественный Шани, частичное проявление самого Шивы. И Нарада посоветовал Раване перевернуть их лицом вверх, чтобы при каждом шаге смотреть в глаза своим поверженным противникам. Идея эта Раване очень понравилась, но как только он сделал так, как посоветовал Нарада, Шани взглянул на него и разум его помутился ровно настолько, чтобы оскорбить Нандикешвару, великого преданного Шивы и похитить Ситу, супругу Рамачандры. Нандикешвара проклял Равану после того, как тот пренебрежительно назвал его обезьяной. Нанди разозлился и сказал, что царство Раваны будет уничтожено обезьянами, после того, как обезьяна оплюёт ему лицо. Так и случилось. Проклятия великих преданных Шивы всегда сбываются в точности. Сугрива, царь обезьян плюнул Раване в лицо, а потом армия обезьян под предводительством Ханумана разрушила его царство.
Равана оставил огромный след в истории. Легенды о нём пересказываются до сих пор, его именем названо много мест как в Индии, так и на Шри-Ланке, в его честь воздвигнуты храмы, а сочиненная им проникнутая шайва-бхакти «Шива-тандава-стотра» считается одним из шедевров санскритской поэзии, наравне со стихами Ади Шанкарачарьи. Благодаря ему милионы паломников имеют возможность лицезреть лингам Махабалешвара в Карнатаке. Такие почести, согласно закону кармы, возможны только при наличии больших благих заслуг, которых у Раваны, несмотря на некоторые его изъяны, было больше, чем у любого дэвы.
интересный поворот)
ОтветитьУдалитьНе все демоны-плохие этот точно (и про менталитет 3ападный тоже подмечено хорошо)..Как же прекрасные молитвы Вритрасуры? У него в сердце жила нежная бхава служанки Шри Кришны, а свою грубость он списывал на тело и ум Демона (3мею ведь не обвинить 3а то что она кусает-такое тело и ум)
но вот пример Экалавьи...я долго не могла понять, почему его считают плохим примером демоничной личности. Он ведь пожертвовал палец Гуру и поклонялся Гуру..пример настойчивости, преданности. Дрона ему отка3ал, т к не хотел вырастить врага Арджуне, а Экалавья не послушался Гуру...для него его собственные воля и ра3умение были важнее, чем слова и воля его гуру..т к отношение к Гуру было потребительское.
С Раваной похожая история...Он хорош во всем получается (аскет, маму любит, целеустремленный, хороший управленец), только вот он своего Ишта дева силой собрасла матушке тащить, он посягнул на Ситу деви и все ему были не ука3.
Он не святой, он хитрый. Вначале молится полубогам, а потом сражается против них и галвы полубогов - Вишну.
ОтветитьУдалитьКришна говорит в Бх-Гите: "тот кто считает дхарму адхармой, а дхарму - адхармой" - тот в невежестве, демон, асура.
Вообще-то это больше все похоже на Зороастризм, в котором поклоняются некому Ахура-Мазде (Ахура от слова асура - демон, дьявол), но считают его богом. Намного полезнее было бы написать статью вроде "Святой Кришна", потому что некий Дворкин писал что "Кришна - глава черных демонов, врагов Будды" намекая на то что Кришна - демон...
да не, как раз надо бы написать что-то вроде "Хитрый бес Кришна", в пику Прабхупаде)) А Дворкин не в счет, он не в теме и ангажирован)))
Удалитьда не, как раз надо бы написать что-то вроде "Хитрый бес Кришна", в пику Прабхупаде)) А Дворкин не в счет, он не в теме и ангажирован)))
УдалитьПреданность и поклонение хоть и важны, но для святости важны и другие качества (например, знание, милосердие, спокойствие ума и т.д.) (чтобы приближаться к миру вне качеств и свойств)
ОтветитьУдалитьХоть и нет категоричного разделения на чёрное и белое, индуизму присуще различение. Есть дхарма, а есть - адхарма, и их не стоит путать, если хочешь жить, процветать и быть счастливым. Не зря существуют суры, асуры, люди, гандхарвы, преты, змеи и т.д. Все они обладают разными качествами, и свойствами и далеко не все качества благоприятны для развития и сближения с Богом. Назвать Равану святым вполне может быть преувеличением. То, что поклоняются ему или отдельным его качествам, восхваляют некоторые его деяния - это одно, но святость - это другое (вообще, святость в индуизме имеет свои аналоги, которые не являются полностью тождественны христианской святости).
Бредовая статья, все аргументы высосаны из пальца;
ОтветитьУдалитьчитать, а тем более верить написанному НЕ стоит.
А подтвердить свои слова можете?
Удалитьинтересная и, как я лично считаю, нужная статья. в искконе например, всё довольно однобоко, догматично, а в некоторых ятрах и вовсе фанатично и авторитарно. я за рассмотрение вопроса со всех возможных сторон, против слепой веры и поклонения кому бы то ни было.
ОтветитьУдалитьтут, я смотрю у некоторых "подгорает" от написанного, вам, уважаемые слуги, нужно больше повторять маха мантру
ОтветитьУдалитьЭкзотические растения свежиесемена адениума и другие комнатные цветы.
мать
Всё-таки не понятно. Равана поклоняется Шиве чтобы отобрать у Шивы то, что Шива ему давать не хочет. Поклонением Богам получает от них силу, а потом делает их своими рабами. Это делается для их же пользы, но всё-таки Боги борются с этим всеми имеющимися средствами. Равана сам хочет погибнуть от руки Рамы, но в свою очередь борется с этим всеми имеющимися способами.
ОтветитьУдалитьСтатью написал большой глупец
ОтветитьУдалить