пятница, 8 ноября 2013 г.

Традиционная Йога против Современной Йоги (часть 2)

 
Энциклопедия Funk & Wagnalls

   
Уважаемые Западные издатели признают аутентичную, традиционную Йогу, в отличии от так называемых Йога тичеров, и школ по обучению Йоги. Следующий отрывок - из новой энциклопедии Funk & Wagnalis: 
 
Йога (санкр. "узы", "связь") ,  одна из шести классических систем философии Хинду, которая отличается от остальных чудесами телесного контроля и мистическими силами, обладание которыми приписывается продвинутым последователям. Йога утверждает доктрину которая описывает, что через практику определенных дисциплин, епитимий человек может достигнуть освобождения от ограниченности тела, иллюзий чувств,  западни мыслей, и таким образом достичь объединения с объектом знания. Такое единение, в соответствии с доктриной, является единственным истинным путем знания. Для большинства Йогов (тех, кто практикует Йогу), предметом знания является всепронизывающий Брахман. Меньшинство Йогов ищут совершенного самоосознания вместо знания Бога...
 
Конечная стадия, в доктрине Йоги, редко бывает достижима за одну жизнь. Обычно, требуется несколько рождений для того, чтобы достичь освобождения, вначале от мира явлений, затем от мыслей о себе, и в конце концов от порабощения духа материей. Отделение духа от материи - кайвалья, или истинное освобождение...


Два понимания Йоги

Понимание, которое появилось недавно: типичное восприятие Йоги очень сильно изменилось за последнее столетие, в особенности за последние несколько десятилетий. Большей частью этого произошло из-за перемен на Западе, в особенности в США, хоть это и не только Американский феномен (такие же изменения произошли и с Тантрой)  
 
Суть двух пониманий: суть этих произошедших перемен может быть выражена в двух пониманиях, одно из которых является современным и ошибочным, а другое - древним и истинным 

  • Ошибочное: Йога - физическая система с духовным компонентом
  • Истинное: Йога - духовная система с физическим компонентом.  
Ложные взгляды распространяются: К сожалению, взгляд что Йога - физическая система упражнений является доминирующей точкой зрения сегодня. Ложный взгляд распространяется через множество организаций, уроков, учителей, книг, журналов и миллионов последователей современной Йоги, которые имеют мало, либо совсем не имеют интереса к духовным целям древней, аутентичной, традиционной Йоги и Йога медитации. 
 

Понять произошедшую недавно деградацию понимания, что Йога является лишь комплексом физических упражнений - это один из наиболее важных шагов для современных искателей аутентичной Йоги.
 

Йога и Христианство: Сказать что йога в большей степени является физическим фитнесом, как сделали многие Христиане - это все равно что сказать что  Христианское вероисповедание большой частью состоит из выпивания вина и вкушения хлеба с трапезой, и что в баптизме нет ничего выше чем принятие душа или омовения. Цель Йоги - Йога.
 

Энциклопедия The Columbia, Шестое издание. 2001-07
 
Йога (санскр. связь), общий термин для духовных дисциплин Индуизма, Буддизма и всей Южной Азии, которые направлены на достижение высшего сознания и освобождение от невежества, страданий и перерождений. Более конкретно, это также название одной из шести ортодоксальных систем философии Хинду. Как Ведическая, так и Буддистская литература обсуждает доктрины странствующих аскетов в древней Индии, которые практиковали различные виды аскез и медитаций. Основной текст философской школы Йоги, Йога Сутры Патанджали (2 ст. до н.э.), является систематизацией одной из этих древних традиций.

Йога является классической философией: Йога - одна из шести школ индийской философии. Таковыми являются Ньяя, Вишешика, Мимамса, Санкхья, Йога и Веданта. Короткий обзор этих шести школ или систем легко разъяснит истинную природу аутентичной Йоги как системы духовных стремлений. ( Стоит отметить, что не существует всеобщего согласия: некоторые считают, что доктрина Будды является седьмой системой или школой Индийской философии, а не отдельной системой, в которой его [Будды] методы пришли из того же источника. К тому же, некоторые считают это деление неточным, утверждая, что единственная истинная Йога исходит непосредственно из древних текстов, Вед).

Шесть школ индийской философии

Йога содержит, или построена на других философиях: Это важно отметить, что система Йоги содержит, или построена на четырех других системах или школах Индийской философии (Ньяя, Вайшешика, Мимамса и Сакхья). Другими словами, это не является важным погружаться в эти системы как отдельные занятия и практики. Они  должным образом включены в систему Йоги, с точки зрения совершения практик. Вдобавок, система Веданты являются фактическим спутником системы Йоги. 

Даты этих систем: Точные даты формирования этих шести систем неизвестны, поскольку обучение изначально было исключительно устным, поскольку письменность еще не было создана. Однако, как правило, считают что они появились 2-3 тысячи или более лет назад. Некоторые говорят, что истоки этих традиций имеют историю в 5-10 тысяч лет или больше. Отсутствие четких дат также объясняется тем фактом, что практикующие были настолько сфокусированы на вечных свойствах высших истин, что просто-напросто не заботились о записи дат.

Йога. Практические методы для получения непосредственного опыта: Йога систематически имеет дело со всему уровнями существования, стараясь познать вечное средоточие сознания. Йога лучше всего описана в Йога Сутрах и включает систематическое наблюдение своих внутренних состояний, для того чтоб преодолеть их всех, дойдя до средоточия сознания. Йога также часто называется Санкхья Йогой, поскольку Йога содержит практические методы для воплощения в жизнь благодаря  получению непосредственного опыта истин философии Санкхья

Санкхья. Структура манифестации: Философия санкхьи предлагает структуру для всех уровней манифестации, от самых тонких до самых грубых. Санкхья происходит от samyag akhyate, что буквально означает "то, что объясняет целое". Санхья имеет дело с пракрити (материей), пурушей (сознанием), буддхи или махат (интеллектом), аханкарой (ложным эго), трема гунами (элементами стабильности, активности и легкости), умом (манас), когнитивными и активными чувствами (индрийами), и пятью тонкими и грубыми элементами (земля, вода, огонь, воздух и эфир). Сиянием своей широты, она содержит в себе все сферы Вайшешики, Ньяя и Мимамсы, которые описаны ниже.

Веданта. Созерцательное самовопрошание: Философия веданты и практика предоставляют созерцательные методы самовопрошания, которые приводят к реализации истинной природы человека, которая не зависит от рождения, старения или распада. Главная суть этих практик - размышление над Махавакйами. Учение Веданты лучше всего описано в Упанишадах

Вайшешика. Вещественные науки: Система Вайшешики была разработана Прашастападой и придает особое значение материальным наукам таким как химия. Она включает в себя изучение элементов земли, воды, огня, воздуха и эфира, а также времени, ума и души.
Ньяя. Рассуждения: Система Ньяя была основана древним мудрецом Гаутамой, и имеет дело с логикой, процессом рассуждения. Сомнение считается предпосылкой к философским вопросам. Остальные системы Индийской философии используют этот процесс.  

 
Мимамса. Свобода через действие: Система Мимамсы была основана Джаймини и стремится к свободе через действие. Она имеет детальную философию, которая имеет отношение к ритуалу, поклонению и нравственному поведению, которое развилось в философию кармы. 



 -----------------
 
 


Значение и цель Йоги: Как множество искусств и наук, которые являются глубокими, прекрасными и могущественными, Йога пострадала от духовной бедности современного мира: она была упрощена, разбавлена. Глубокая вечная суть Йоги была представлена в ложном свете и использована для получения личной выгоды умными людьми. Йога была представлена как некий культ, целью которого является привлечение последователей. Такой туман путаницы был создан вокруг чистой и ясной концепции Йоги, что сейчас необходимо переопределить Йогу и прояснить ее значение и цель. 
 
Йога Веданта: Давид Фроули пишет о природе Йоги и ее отношении к Веданте в своей книге "Vedantic Meditation", из которой мы процитируем следующий отрывок: 

 
Первые учителя которые принесли Йогу на Запад пришли с глубоким учением Веданты, как их величайшим богатством, которым они могут поделиться с миром. Они представили Веданту как философию самореализации, и Йогу как методологию с помощью которой ее можно достичь.  Это были такие великие учителя начиная со Свами Вивекананды в конце 19-ого столетия, а позже Свами Рама Тиртха, Парамахамса Йогананда и множество учеников Свами Шивананды из Ришикеша. Они называли свое учение Йога Веданта, которое они видели как совершенную науку духовного роста.
Однако, с течением времени, асаны или постуральная Йога получили большую популярность на Западе, который является ориентированным на тело, и ведантистский аспект отошел на второй план, в особенности за последние двадцать лет. Результатом этого является то, что совсем немного Американских учителей Йоги знают что такое Веданта или могут объяснить это другим. Если они интересуются медитацией, то они обычно обращают свой взор на Дзен или Випасану, не зная, что медитация - это основа классической Йоги и связанных с ней традиций.
Даже те кто изучает родственные дисциплины, такие как Аюрведа или Ведическая астрология, могут практически ничего не знать о пути самоосознания, который является духовной поддержкой и целью этих систем. Тем временем, те, кто изучает великих Ведантистских гуру современной Индии, таких как Рамана Махарши или Нисаргадатта Махарадж, обычно смотрят на определенного учителя как на источник учений, и из-за этого они могут не понять традицию, чьей частью они являются. Таким образом, суть учения великих Индийских святых древности сейчас ускользает даже от тех, кто претендует на следование их наставлениям на Западе.  

Все великие святые современной Индии были Ведантистами. Наиболее выдающийся -  это Рамана Махарши, который придавал особое значение недуалистичной форме Веданты и жил жизнью, полностью посвященной самореализации. Рамакришна, Ауробиндо, Анандамайи Ма, Нитьянанда, Ним Кароли Баба и многие другие - все они были Ведантистами, использовали терминологию Веданты для Самореализации и постижения Бога. Традиции Веданты остались сильными везде в Индии сегодня - например, различные Шанкарачарьи, которые никогда не приходили на Запад и практически неизвестны там. 
Современные главные учителя из Индии такие как Ма Амританандамайи (Аммачи) и Сатья Саи Баба также используют язык Веданты и ее акцент на Духе. Транцендентная Медитация Махариши Махеш Йоги следует взгляду Веданты на сознание и космическую эволюцию. Свами Рама, основатель Гималайского Института, был другим важным Ведантистским учителем в Америке. Главные учителя Хатха Йоги недавних времен, такие как Кришнамачарья и Б.К.С. Айенгар, следуют наставлениям Веданты о высших аспектах Йоги. Подходы бхакти (преданности), такие как движение Харе Кришна, отражают соответствующие наставления Веданты об этих темах. Без понимания Веданты, поэтому, невозможно понять этих великих учителей или их слова к нам.
 



 Свами Рама объясняет, что слово Йога было к несчастью неправильно употреблено. Поэтому люди думают,что Йога означает физические упражнения для того чтобы оставаться молодым. Это, однако, наука, которая имеет дело с телом, дыханием, умом и душой, а в конце концов с Вселеским Сознанием. 

http://www.youtube.com/watch?v=C4emkk6IZ08 (видео) 



Свами Сатьянанда Сарасвати, основатель Бихарской Школы Йоги, хорошо описывает современную ситуацию с Йогой во вступлении к Хатха Йога Прадипике с комментариями Свами Муктибодхананды Сарасвати, где он пишет: 

В древние времена хатха Йога практиковалась множество лет как подготовительная стадия для высших уровней сознания. Сейчас, однако, истинная цель этой великой науки была полностью потеряна. Практики Йоги, которые были созданы риши и мудрецами древности, для эволюции человечества, сейчас понимаются и используются очень ограниченным образом. Часто мы можем услышать: "Ох, я не практикую медитацию, я только лишь практикую физическую Йогу, хатха Йогу." Сейчас настало время исправить эту точку зрения. Хатха Йога является очень важной наукой для людей сегодня.... Главной целью Хатха Йоги является создать абсолютный баланс взаимодействующей деятельности и процессов физического тела, ума и энергии. Когда баланс создан, он служит побуждением для пробуждения центрального канала (сушумна нади), который отвечает за эволюцию человеческого сознания. Если Хатха Йога не используется для этого, ее истинная цель теряется. 
 

Путаница в целях и инструментах 
Тело - это не цель: Человеческое тело является прекрасным инструментом, и о нем нужно заботиться. Однако, тело - это инструмент, но не цель традиционной Йоги. В науке и медицине, таблетка является инструментом, но сама по себе таблетка не может быть целью. В науке и практике аутентичной Йоги, тело является инструментом, но тело само по себе не является целью.Спутывание целей и средств: Это может звучать как что-то направленное против тела, но не в этом суть. Это не конфликт между философиями. Скорее, существует неправильное понимание целей и средств. 

 

 Целью Йоги является Йога 

 

Ничто из низших уровней не является целью: в традиционной Йоге, практикующий трудится и тренирует все уровни существования, включая отношения, самоисследование, чувства, тело, дыхание и ум. Однако, ничто из вышеупомянутого само по себе не является целью Йоги.

На аутентичном пути: Практикующий следует пути аутентичной Йоги: 

  • Отношения: Практикующий строит отношения с миром через практики, такие как ненасилии, честность, памятование истины и отсутствие собственничества. Однако, само по себе построение отношений с миром не является целью Традиционной Йоги
  • Чувства: Практикующий тренирует чувства чтобы быть способным сознательно регулировать их позитивным образом, хоть сама со себе работа с чувствами не является целью традиционной Йоги.
  • Тело: практикующий работает с телом чтобы сделать его гибким, сильным и крепким. Но работа с телом сама по себе не является целью аутентичной Йоги
  • Дыхание: практикующий тренирует дыхание для того чтобы сделать его ровным, медленным и тихим. Но тренировка дыхания сама по себе не является целью традиционной Йоги 
  • Ум: Практикующий работает с умом на всех его уровнях, хоть такое изучение ума само по себе не является целью аутентичной Йоги

Цель Йоги находится вне этого: Единственная цель Йоги находится над этим всем, в то время как вышеупомянутые пункты являются препятствиями, которые блокируют реализацию Личности, Истины или Реальности которую следует искать. Поскольку они являются препятствиями, им придается особое значение в практике чтобы они перестали покрывать вечный центр сознания.
 

Свами Рама пишет о ситуации в традиционной Йоге и современной Йоге в своей книге, "Путь Огня и Света." (Path of Fire and Light):
 
Большинство людей смотрят на Йогу как на систему физической культуры. Лишь немногие понимают, что наука Йоги совершенная  в себе, и имеет дело систематически с телом, дыханием, умом и духом.
Когда человек понимает, что он не только живое существо, но и существо, которое дышит и думает, тогда его поиск не ограничивается лишь телом и дыханием.
Для него, получение контроля над своим умом и его видоизменениями, а также над чувствами и эмоциями, становится более важным чем практика некоторых поз и дыхательных упражнений. Только медитация и размышления могут помочь практикующему в понимании, контроле и управлении ума.
 
Во вступительном параграфе "Лекций по Йоге", Свами Рама объясняет:
Слово Йога часто используется и часто неправильно понимается в наши дни, сейчас век фантазий, и Йоге сейчас отводится роль своего рода причуды, преходящего увлечения. Множество ложных и неполных учений пропагандируется от имени Йоги, и это стало предметом коммерческой эксплуатации, и лишь один небольшой аспект Йоги часто принимается как вся Йога. Как пример, многие люди на Западе думают, что это является культом тела и красоты, в то время как другие считают Йогу религией. Все это затемняет истинное значение Йоги.

Во втором томе "Пути Огня и Света", Свами Рама идет даже еще дальше, где он решительно заявляет:
 
Слово "Йога" сейчас стало опошлено, вульгаризировано, и в настоящее время ничего не означает.

Смешивание средств и целей: Если вы собираетесь в Гималаи, вы можете вначале лететь на самолете или ехать на машине. Однако тот факт, что вы используете указанные транспортные средства, не означает что вы обязательно закончите свое путешествие в Гималаях. Каждый день многие миллионы людей которые передвигаются на этих видах транспорта, но они случайным образом мистически не закончат свою поездку в Гималаях, если они изначально не поставят себе цель туда попасть. Целью, или предназначением Йоги является сама Йога, сама связь, связь маленькой души и вселенской души. Если человек умеет изгибать определенным образом свое тело, это не означает, что он сможет достичь этой высшей связи, т.е. Йоги.

2 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Мое почтение.
    Могли бы вы обьяснить это подробнее: «трема гунами (элементами стабильности, активности и легкости)»
    Непривычен термин «легкость» в объяснении гун.

    ОтветитьУдалить