пятница, 2 мая 2014 г.

Нужна ли астрология; что такое мистика

Касательно, что есть мистика - это вопрос того же калибра, что и "что есть Бог" и "что такое любовь". Это риторические вопросы, на которые каждый человек может только сам для себя на них ответить. μυστικός - тайный. "тайное" - это сокрытое, то, что видно только тебе. Если оно становится "явным" - это уже не мистика.

-------------

Во первых, следует отметить, что в Грантхах Госвами нет ни одного упоминания джйотиша.
Джйотиш - упайога. Он не особо интересен мистикам, которые наслаждаются близкими отношениями с Иштой. Грахи - это амша шактиманы. Они не действуют сами. Действует их шакти. А все шакти принадлежит Радхе и Кришне. parāsya śaktir vividhaiva śrūyate (Шв-уп 6.8)

yathā taror mūla-niṣecanena
tṛpyanti tat-skandha-bhujopaśākhāḥ
prāṇopahārāc ca yathendriyāṇāḿ
tathaiva sarvārhaṇam acyutejyā


"Точно также как ветви и листья удовлетворены поливанием корня; точно также как чувства удовлетворяются подпиткой жизненного воздуха, таким же образом поклонением Верховному Господу совершается все [остальное] поклонение".

Если человек считает, что планеты на него влияют - к сожалению, они и будут на него влиять. Но в таком случае, любые потуги на духовную жизнь будут бесплодными, т.к. вся садхана будет зависима от них, как и жизнь любого пашу. Т.е, или вы садху - и между вами и Иштой никого нет - или обусловленное существо, карми, над которым властны не только планеты [те деваты, которые ими управляют], но и соседи, ЖЭК, индекс Доу-Джонса и прочее.
Также, следует отметить, что настоящая дикша - она нивелирует весь джйотиш.
Настоящая дикша - это новое рождение. Если это не так - то это не дикша.

Когда Нукунджа Гопалу Госвами напоминали о каком-то благоприятном [с материальной точки зрения] дне календаря, говоря: "Баба, сегодня ...". Баба прерывал их, говоря: "Эй парень, оставь это". Другой мог сказать: " Баба, сегодня амавасья". Баба отвечал: "Меня это не волнует!"

Безусловно, для расчета праздников, экадаши и тд используется лунный календарь. И Баба устраивал огромные праздники, которые происходили в определенные дни календаря. И следовал экадаши. Так что каким-то минимальным образом даже он использовал инструментарий джйотиша - но исключительно в рамках того, что касается именно духовной сферы, сферы шуддха бхакти. Поскольку тот же Рупа Госвамипад упоминает следование экадаши как одну из 64 анг бхакти. Но астрология как карма-марг - не интересует бхакт ни в коей мере.
Для бхакты каждый день -  это амавасья [в том смысле, что каждый день является сверх благоприятным].
Адвайта джи рассказывал мне, что он получил дикшу в месяц пурушоттама [он считается неблагоприятным для этого] Он спросил касательно этого у Бабы, и Баба ему ответил, что все эти вещи не играют никакой роли в шуддха бхакти.

Бхакта:  даже серьёзные йоги уходят из мира в определённые часы. И астрологи эти часы приравнивают к определённому расположению звезд.

damodardas: В этом и суть. Расика бхакты уходят когда их Ишта пожелает - а потом астрологи эти часы приравнивают, и оказывается вдруг, что они ушли при определенном сверх благоприятном  расположении звезд - не то что они думают днями и ночами "вот бы уйти в благоприятное время, и тогда я смогу достичь Бога", а иначе - "о нет, увы, увы - у меня ничего не получится" :-)

Бхакта: то есть Бхишма был тогда йогом несерьезным? Он ведь думал уйти в благоприятное время.

damodardas:  Бхишма был карма-мишрита бхактой. Махабхарата вся в целом о карма-йоге, где сварга является высшим идеалом. Мы являемся рупанугами, а не бхишманугами, следуем за Рупой Госвами, который дал свое знаменитое определение уттама бхакти в Бхакти Рамамрита Синдху 1.1.11 

-------------------

Также, следует отметить, что я не против джйотиша, как некоего вспомогального инструмента на начальных ступенях :-) Астрология - прекрасный инструмент для проповеди и образования в области духовных знаний. Всем ,так или иначе,интересно знать про себя - и здесь великолепный арсенал у астролога есть: знания о гуна-карме,о Варнах,о планетарных периодах,приводящих к более глобальным вопросам о мироздании,устройстве материальных и духовных миров.

Но:

dharmaḥ svanuṣṭhitaḥ puḿsāḿ
viṣvaksena-kathāsu yaḥ
notpādayed yadi ratiḿ
śrama eva hi kevalam


"Дхарма человеческого существа, которая не пробуждает привязанности к катхе о Господе - лишь пустая трата времени". (ШБ 1.2.8)

Если человек так остался на уровне джйотиша, не развив при этом рати к катхе о Господе - значит он просто впустую потратил время.  Любой честный джйотиши должен признавать подчиненное положение астрологии. Что упайога не должна затмевать высочайшую Йогу. Бхакти uber alles. А к сожалению, именно то, что сейчас часто происходит - что джйотиши пытаются  занять высочайшее положении в иерархии и поучать всех остальных людей. С этим я категорически не согласен. Каждый человек должен трезво понимать свое место. Крошечная часть не должна брать на себя полномочия целого.

Нужно просто упасть в объятия Бога -  Ты отдаешься Иште, зная, что Его любовное водительство никогда не подведет и не обманет. Ты просто падаешь на руки заботливого Господа. Расслабляешься и падаешь. Люди иногда такое делают:  Кто-то стоит прямо и начинает медленно падать назад, а второй подхватывает почти у самой земли. Но в материальном мире может произойти так, что тебя могут и не подхватить. Я читал историю девушки, которую, когда она играла в эту игру, не подхватили, и она стала инвалидом. Поэтому, естественным образом, имея подобные самскары, нам страшно отдаваться в Руки Господа, и мы предпочитаем держаться за джйотиш, психологию, и прочее-прочее-прочее.  Но разница состоит в том, что Господь никогда  не будет, забавы ради, отходить в сторону. Он всегда поймает :-) Это всегда страшно – сойти с привычной тропы и начать жить совершенно иным образом. Но другого пути нет...

daivī hy eṣā guṇa-mayī
mama māyā duratyayā
mām eva ye prapadyante
māyām etāḿ taranti te


"Божественна Моя труднооборная, из гун состоящая майя; Но те, кто  Мне предались, преодолевают ее влияние".

Повторюсь еще раз: либо мы находимся в руках Господа и зависим только от Него, либо мы зависим от астрологии, и считаем, что раз у нас неблагоприятный с астрологической точки зрения период, то мы не можем практиковать и тд тп.
 Хочу привести прекрасную историю из жития Прана Гопала Госвами, прямого потомка Нитьянанды Прабху, главный урок которой состоит в том, что именно преданные являются повелителями грах, а не то, что грахи повелевают преданнми:

Пран Гопал Госвами

Пранагопал в ту пору жил в доме номер шестьдесят на улице Грей в Калькутте. Люди с утра до вечера приходили к нему с визитами. Они приходили со своими затруднениями и сомнениями и уходили домой, успокоенные и удовлетворённые. Однако Праногапал сам переживал из-за болезни своей дочери Гаурабхавани Деви. Она серьёзно заболела. Никто не знал, когда она сделает свой последний вздох. Одним днём Пранагопал размышлял о причине её болезни. В тот день рано утром он как обычно зашёл в свою комнату, закрыл дверь и сел повторять джапу и медитировать. Вдруг в комнате появился Шри Шанишчара Дева (повелитель Сатурна), восседавший на спине птицы Шакуна, которая служит ему ваханом (транспортным средством). Он попросил Пранагопала открыть глаза. Увидев Шанишчару Дева, Пранагопал пришёл в крайнее изумление. Он поклонился ему. Шанишчара Дева сказал: «Я причина твоих беспокойств. Я знаю, что сок из сахарного тростника течёт только тогда, когда его давят и скручивают. Устрой мне пуджу, и всё будет хорошо».
Пранагопал стоял перед выбором и ответил со сложенными в намаскаре ладонями: «Дева! Ваш приказ поставил меня в затруднительное положение. Дело в том, что я верю в Кришну и поклоняюсь только Ему и никому больше».
Шанишчара Дева улыбнулся и сказал: «Я тоже верю в Кришну. Я причинил тебе страдания через болезнь твоей дочери с целью получить чаранамриту от твоих Божеств. Мы не можем насладиться чаранамритой Божеств, пока Их преданный не предложит её нам. На свои фестивали ты приглашаешь и кормишь вайшнавов, брахманов и даже нищих и не чувствуешь, что совершаешь оскорбление. Ты считаешь себя оскорбителем только тогда, когда приглашаешь нас. Разве это не странно? Теперь, если ты хочешь, чтобы твоя дочь выздоровела, сделай то, что я сказал. Посмотри внимательно на этот мой образ. Сделай подобный образ у скульптора. Затем пригласи меня и предложи мне прасад. И послушай, я очень сильно люблю Харинаму. Ты каждый день читаешь на чётках установленное количество кругов Харинамы. После завершения этого количества кругов, прочитай один круг от моего имени. И с твоей дочерью всё будет хорошо».
Пранагопал подумал, что он может удовлетворить просьбу Шанишчары Дева, не идя ни на какие компромиссы в своей вере в Кришну, но спросил: «Если я сделаю то, что ты сказал, как я узнаю, что ты принял прасад и удалился?» Шанишчара Дева ответил: «Невозможно, чтобы я открылся всем. Но, когда ты предложишь прасад, появиться мой вахан и поест его первым».
Шанишчара Дева

Пранагопал Госвами, закончив читать свои круги, открыл дверь комнаты. Его даршана ожидало много людей, которые долгое время просидели на веранде. Он рассказал им о явлении Шанишчара Дева и о его указаниях. Затем он сказал: «Послушайте, сегодня шанишчара (суббота). Сегодня я организую фестиваль и пуджу для Шанишчары Дева и предложу ему прасад. Информируйте об этом всех моих учеников и друзей и попросите их присутствовать на пудже. В это время они получат даршан вахана Шанишчары Дева».
Была быстро изготовлена скульптура Шанишчары Дева. Ученика Пранагопала Пандита Вишвешвара Бхаттачарью попросили собрать всё необходимое для пуджи. Как только закончили пуджу и призвали Шанишчара Дева принять прасад, то сразу от куда-то появилась большая необычная птица, которая бесстрашно приземлилась на алтарь. Пранагопал попросил Вишвешвара предложить ей прасад. Птица склевала рис, дал, сабджи, сладости и фрукты - всё подчистую, не оставив даже капли воды для питья. Поев, она сначала взлетела на перила второго этажа. Оттуда она оглядела окрестности, затем расправила крылья и исчезла.
Позднее Пранагопал Госвами поведал серьёзным тоном преданным: «С того самого утра, когда Шанишчара Дева рассказал мне о своей вере в Харинаму, моя собственная вера увеличилась во много раз».
После этого случая не только полностью излечилась Гаурабхавани Деви, но также укрепилась вера в Харинаму учеников Пранагопала и его самого.

3 комментария:

  1. Скользкий момент такой. В том плане, что порой некоторые преданные, считая себя предавшимися, уверены, что никакие планеты на них не влияют, женятся, например, по факту вообще непонятно на чём основываясь. А потом ощущают по полной влияние кармы, и всё летит кому-то под хвост.
    Можно это всё учитывать в быту и не применять к духовной практике. Как вообще на неё это может повлиять? Ну разве что язык и руки оторвёт, но можно при желании тогда и в уме повторять Харинам)
    Насколько я знаю, настоящие джьотиши знают, что гороскоп меняется при устойчивой духовной практике человека, и видят это влияние в том числе.
    В одной статье читал интервью с индийским потомственны астрологом, который при это ещё и вайшнав. Он сказал, что для понимания, как духовная практика действует на гороскоп, надо быть не только очень хорошим астрологом, но также и быть преданным Господу.
    То, что на уттама вайшнава точно никакая карма уже не действует, вроде никто и не спорил. А для остальных, насколько я слышал, она теряет свою силу как минимум при воспевании нама-абхаса.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за освещение этой темы) Актуально для многих, что сказать.

    У меня вопрос: почему Пран Гопал Госвами джи так поступил? Из сострадания к Шанидеву? Ведь он мог бы продолжить поклонение Кришне, не поклоняясь Полубогу Шанидеву..и его Иштадев разрулил бы все самым благоприятным способом...

    Т е он ершил совершить поклонение чтобы облагодетельствовать Шанидева, а не из страха что его дочь может умереть

    И вообще такие преданные как Пран Гопал Госвамиджи волнуются за будущее родственников? Кажется что они уже ниргуна и осознают что все по воле Кришны происходит...Как это можно понять?

    спасибо

    ОтветитьУдалить
  3. История о том, что все же преданным нужно считатся с грахами.

    ОтветитьУдалить