Сейчас достаточно распространена практика одевания божеств на Рождество или Новый Год в одежды Деда Мороза/Снегурочки.
Также, в обыкновенные дни некоторые вайшнавы одевают божеств в джинсы/штаны и тд. тп.
Эта тенденция подстроить Радха-Кришну под современные обычаи и реалии мне кажется, мягко говоря, не очень правильной.
Уместным будет выглядеть утверждение Бхактиведанты Свами:
"Наш процесс - это показывать Сознание Кришны как оно есть, не так, как другие хотят видеть это. Не то что мы должны изменяться, чтоб приспособиться к публике, но мы должны изменять публику, чтоб она приспосабливалась к нам." Бомбей, 28 Декабря 1971 года
То есть на Западе люди привыкли к Деду Морозу, джинсам и тд, поэтому естественным образом преданным хочется, чтобы Радха Кришна выглядели в соответствии с тем, как им и публике привычнее. Но, к сожалению, такая деятельность является сева-апарадхой при поклонении, и особо ни к чему хорошему не приведет.
Божества - это не куклы, которых мы можем одевать так, как нам взбредет в голову. Цель поклонения божествам, как описывает Джива Госвами в Бхакти Сандарбхе (238):
śrīmad-ṛṣi-prabhṛtibhir atrārcana-mārge kvacit kvacit kācit kācin maryādā sthāpitāsti
Мудрецы установили путь арчана-марга, благодаря которому человек постепенно достигает должных стандартов.
Чайтанья-Чаритамрита, Мадхья 5. 96:
pratimā naha tumi — sākṣāt vrajendra-nandana
По Своей беспричинной милости Господь являет Себя в форме арча-виграхи так,
чтобы обусловленные души могли видеть Его и поклоняться Ему. Таким образом человек постепенно "учится" поклонению Кришне, чтобы на совершенном уровне продолжить поклонятся Кришне уже в мире духовном, в его вечных играх, нитья лиле.
Арча-виграха - это сам Господь, и каждой форме Господа соответствуют определенные вечные атрибуты, которые не могут быть изменены.
К примеру, Кришна всегда с флейтой. Если вместо флейты по собственной прихоти виграхе Кришны вручить кобзу или балалайку (ведь это традиционные для нашей местности инструменты), то согласитесь, это уже не поклонение Кришне, а непонятно что.
Но что-то подобное происходит с таким вечным атрибутом Кришны как одежда, и практически никого это не коробит.
В "Хари-бхакти-виласе" есть достаточно четкое паддхати по поклонению божествам, и в частности, там детально описывается то, в какие одежды следует одевать божеств, в соответствии с тем, какие одежды носят Радха-Кришна в мире духовном.
Безусловно, одежды Деда Мороза и Снегурочки традиционны для нашей местности, но покажите мне шастры, где описывается, что в духовном мире Радха Кришна одеваются таким образом? ...Кришна на Голоке отращивает бороду и идет раздавать подарки гопи и гопам, приговаривая при этом как дед мороз "Уху-ху-ху-ху-ху, с Новым Годом, с новым счастьем!" Просто абсурд.
Говинда Лиламрита 1.5:
yat pītaṁ śruti-vāṅ-manobhir aniśaṁ tṛṣṇā-pradam adbhutaṁ
saṁsārāmaya-hāry api praṇayajonmadāndhya-mohādi-kṛt |
śaśvac-carvitam apy analpa-rasadaṁ dehādi-hṛt-puṣṭidaṁ
taj jīyād amṛta-spṛhā-haram idaṁ govinda-līlāmṛtam
"Вся слава Шри Говинда Лиламрите – вечному океану нектара игр Шри Говинды. Он превосходит нектар деватов или желание освобождения, постоянно дарует изумительную духовную жажду ушам, словам и уму когда его пьют; который вылечивает болезнь материальной жизни, однако создает иллюзию и слепоту любовного опъянения, а также дарует неисчерпаемый вкус, даже если его пить снова и снова, питая даже [материальное] тело".
Не нужно изобретать ничего нового в арчане. Все необходимое уже есть. С точки зрения материального ума, это может показаться "скучным" - одевать постоянно Божеств в одни и те же одежды. Но слова этой шлоки опровергают подобный ход мыслей: даже если одевать Тхакуров снова и снова, ничего не изобретая нового, в соответствии с тем, как Говинда одет в своей нитья-лиле, это способно даровать неисчерпаемый вкус, вплотную приблизив нас к Говинда Лиламрите - вечному океану нектара игр Шри Говинды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий