пятница, 19 августа 2016 г.

Трансцендентные колобки

бхакта: "Путь веры" - это лозунг, а лозунги - хороший способ себя обмануть. Когда я покинул Искон, а затем Гаудия Матх, кто-то из старых знакомых из Искон встретился во Вриндаване и иронично заметил, что я иду по проторенному пути, по которому все перебежчики идут. И тогда у меня не было ни малейшего чувства (досады? я даже не предположу, какое могло бы быть негативное чувство). У меня поиск, и у него свой поиск, не о чем с ним говорить, а с кем-то ещё был повод что-то обсудить. То есть все движения ради того, чтобы самому не быть обманутым, а не из-за неприязни к другим, которые якобы тебя обманывают.

damodardas:  Вот тут очень такой щепетильный аспект задевается :-) Факт состоит в том, что как и ты, так и я - мы поставили себя выше учения той секты, которой мы изначально следовали со всей искренностью, на тот момент считая - что это и есть "Сатьям парам". А потом "что-то пошло не так" и мы противопоставили свое интуитивное понимание авторитету тех личностей, которые изначально были непререкаемыми ачарьями. Всё это как-то не очень смиренно выглядит. Может быть, я ошибаюсь, но это умонастроение в целом достаточно далекое от "смиренного предания лотосным стопам Гуру" :-)

p.s. Что-то вспомнилась в этом контексте история о том как Гададхар Пран дас  получал сиддха-пранали у Лалит Прасад Тхакура. Он сам написал себе экадаши-бхаву и с этим листиком подошел к Лалит Прасаду, на что последовал вполне закономерный вопрос: "Так где ты хочешь чтобы я подписал?"
laugh3.gif

бхакта2: Кришнаиты - чемпионы внезапных прозрений. Как сказал некий Джанардан в процессе ухода из Паривара, "ну мы же экспериментаторы в конце концов!" Лет пять назад Лель предсказывал невозможность моего дальнейшего существования в рамках Гаудии, сейчас я практически понимаю что он там видел в гороскопе, возможно, закрытие каких-то каналов, разрыв неких связей, смену влияний и т.д., на деле все интересно так проигралось в виде резко подорванного здоровья с одной крайне неприятной кришнаитской подставой докучи, однако оставить Гаудию... боюсь, что разворачивать оглобли попросту не выйдет, слишком большая энергия была задействована в этом направлении, и отзыв ярок, так что, как бы там ни было, за меня можешь не переживать.

damodardas: то-то вспомнилось....пару месяцев назад одна ученица Пран Кришны Бабы ушла из Гаудии, кажется что получив посвящение в линии Свами Харидаса. Я уже достаточно много видел уходов, по разным причинам, но в моем рейтинге она получает премию "самая идиотская причина ухода из Гаудии" :-) Она начала говорить, что "Гаудия - это не расика сампрадая", "В Расика сампрадайах (в отличии от Гаудии) нету разлуки, нету страха, нету служанок (рабынь и рабов) - с коленопреклонным настроением... Там все равны, там все сакхи - близкие подруги...там царит только любовь - божественная према". - что показывает что у человека вообще не было никакой глубины при соприкосновении. А когда ей начали приводить какие-то аргументы, о скажем так, некоей поверхностности ее взглядов, она ответила: "Прабхуджи, вы не подумайте что я глупая - я в 2003 году закончила Бхакти-шастры в искконе на одни пятерки" laugh3.gif

Да, это факт что в большинство из получивших посвящение в Традиционной Гаудие - это авантюристы-экспериментаторы :-) Некие трансцендентные колобки: "Я от дедушки (исккон)а ушел, Я от бабушки (матх) ушел, И от тебя, зайца (Традиционная Гаудия), тоже уйду!" Познав эту расу свободного движения колобка, очень сложно в какой-то момент остановиться, достичь настоящей укорененности в Традиции :-) Вот, к слову, этот Гададхар Пран, он написал много таких действительно прекрасных вещей, полностью в духе сиддханты Шад Госвами. Но после этого, лет так уже 15-20 назад, он начал следовать Гауранга-нагари бхаву, кажется, что в этом таки угомонившись и найдя себя. Потому что он живет себе в Навадвипе сейчас и нет каких-то новостей о смене курса. Да и сам Калки дас тоже ведь разочаровался в Гаудие после стольких лет ее защиты.

бхакта: Преданность - не то, как ты однажды приложил усилия, уселся в поезд вайшнава-санги и дальше тебя уже везут комфортно до Голоки, как в лекции шри-лектора. Когда накапливаешь какие-то стереотипы, как в демотиваторе о том, что 99% наших представлений были до нас, очень сложно разобраться, какие из стереотипов ложные, а какие - правильные основы вайшнавизма.

damodardas: Очень нравится одна субхашита (к сожалению, не знаю ее точный источник):

ācāryāt pādamādatte pādaṃ śiṣyaḥ svamedhayā |
pādaṃ sabrahmacāribhyaḥ pādam kālakrameṇa ca ||


"[Одну] четверть [знания] ученик получает от учителя; [другую] – своим разумом; [ещё одну] – от соучеников; и [оставшуюся] – с течением времени".

Всегда должен быть сва-медха, свой разум.
Кстати, в контексте поезда вспомнилось что Гауренду тоже приводил этот пример касательно организованной религии и общества тех людей, которые слепо "уверовали" и тупо следуют паттернам организованной религии: "В поезде спокойно и уютно. Ты смотришь на стены вагона, – они достаточно крепки. Что, казалось бы, может повредить тебе? Здесь всегда есть кипяток, сахар, мягкая теплая постель. А в буфете – всегда накормят до отвала. Зачем еще что-то менять? Но прислушайся! Колеса стучат. Это означает, что ты куда-то движешься. И если у тебя есть мозги, тебе станет интересно, куда именно. Ведь поезд – средство передвижения, а не общежитие!...Этот поезд несется в бездну бессмысленных рождений и смертей. В бездну полного забвения своей истиной природы и пути к Господу. Но с него можно спрыгнуть! Каждый из людей выбирает, остаться ли ему в удобном купе и ехать куда везут, или же выпрыгнуть в неизвестность. "

Очень часто используется вот это словосочетание "Путь-бхакти" - бхакти-марга. Но нужно подумать, а что же означает это слово "марга"? Для понятий "путь, дорога" - как некая проторенная дорога, которой следуют люди чтобы без каких-либо проблем добраться от пункта А в пункт B в санскрите есть слова patha, adhvan, ayana (+ примерно десяток). А слово mArga - достаточно специфическое: оно является однокоренным со словом mRga "дичь, олень". mArga - не дорога, которая уже есть и по которой остается только с легкостью пройти. Это тропа охотника, идущего в лесу за зверем, и охотник сам ее тропит, преследуя зверя, так что нет никакого предустановленного пути.

Быть может, Путь экспериментатора-авантюриста достаточно редко приводит к Прайоджане ввиду той проблемы, о которых я писал выше. Но я уж точно не сомневаюсь, что невозможно достичь никакого успеха в бхакти-марге "уверовавшим" догматикам с их железобетонной квази-верой. В мистицизме такие люди обречены на тупое бездумное воспроизведение чужих паттернов, т.е., по определению, анадхикари. Истинные духовные искатели обречены всегда противостоять подобным личностям. Открытые конфликты ни к чему не приводят: чем больше грязи и взаимных нападок, тем комфортнее чувствуют себя в своем "уютном купе" такие догматики-"попутчики в поезде": все для них прозрачно и "конкретно".

бхакта2: Извиняюсь за оффтоп, но я тут упомянул о Джанардане, наверняка ведь кто-то помнит, просто местные рагануги назидательно утверждают, что его постиг трагический конец, дескать, сгорел в собственном доме... Никто случайно не слышал?

damodardas:  Я не очень сильно поддерживаю какие-то близкие контакты с "местными раганугами", поэтому не знаю. Но могу сказать, что очень часто экс-"духовные братья" склонны к некоему лживому назидательному описанию злосчастной последующей судьбы индивидуума, покинувшему их наиболее возвышенную сангу. Это делается для того, чтобы неофитам было не повадно пойти по стопам духовных "колобков" :-) Помню встретил когда-то знакомого с искконовских времен, и он рассказал, что был однажды на искконовской нама-хатте, и там лектор обсасывал мою историю :-) В результате лектор завершил свой душеполезный рассказ словами "Если Вы не будете строго следовать учению Прабхупады, то станете такими же как Дамодар". 10.gif После этой фразы он многозначительно замолк, и адепты в ужасе начали оглядываться друг на друга :-)

9 комментариев:

  1. Да и сам Калки дас тоже ведь разочаровался в Гаудие после стольких лет ее защиты.

    Да не разочаровался "Калки дас" в Гаудие. Скорее, разочаровался в интернет-проповеди, больше напоминающей бесконечную битву. (Он же, всё-таки, не Арджуна :)). И в роли самопровозглашённого пандита. Ну какой с него пандит? Ведь даже вайшнавское имя у него "краденное". Чему и кого он может научить? Ведь, как известно, главное - практика. Все ачарьи учили своим примером. А с практикой у него всегда... кхм. Ну, ты и сам знаешь.
    Так что лучше уж ему быть "муни"-молчальником. Авось, за умного где-нить сойдёт, хоть, конечно, он, как был дураком, так и остался. Только теперь он уже почти старый дурак. :)
    -----
    Ну, а напоследок - шикарный диспут двух настоящих пандитов на вечно животрепещущую тему (если ещё не видел) : «Есть ли Любовь в нашем мире?»
    https://www.youtube.com/watch?v=8-vced5_Ttk
    -----
    Мои поклоны тебе и всем вайшнавам.

    ОтветитьУдалить
  2. Прошу прощения за панибратское обращение на "ты". Фото в профиле маленькое очень, и я Вас спутал с одним бхактой, с которым я познакомился много лет назад в гостях у Гоураприи даса джи. А поскольку Вы тоже из Киева...
    Но сейчас почитал подробнее Ваш блог, нашёл также Вашу страничку в Фейсбуке, где фотографии покрупнее, и понял, что обознался, и с Вами никогда на "ты" не переходил и вообще, скорее всего, не знаком.
    Ещё раз прошу прощения за такое панибратство.
    Джай Шри Шри Радха-Кришна!
    Кланяюсь в ноги,
    Дмитрий, aka Kalki das

    ОтветитьУдалить
  3. "Ведь, как известно, главное - практика".

    Да, так и есть :-) я сейчас в целом отстранился от любого участия в баталиях.

    Как пел Робби Уильямс:

    I like to sleep beneath the trees
    Have the universe at one with me
    Look down the barrel of a gun
    And feel the moon replace the sun
    Everything we've ever stolen has been lost, returned or broken
    No more dragons left to slay

    Больше не с кем воевать. :) Не зря же Джива Госвамин говорил о ручи и вичара прадхана бхактах. Те года, что я активно писал блог, мне хотелось глубоко вникнуть в тему Гаудии и разобраться со всеми теми багами и вирусами, которые были заложены в меня искконом. Сейчас, смею предположить, что в большей мере мне это удалось сделать. Я всегда был и есть в первую очередь садхакой, а не книжным червем, который фапает на книжки, и который с помощью оных стремится к чувству умозрительного превосходства над другими людьми.

    ОтветитьУдалить
  4. Касательно обращения на "ты" - это ерунда, не нужно брать в голову. Тем более, что мой биологический возраст достаточно молодой еще ) Ну и выгляжу я, как говорят другие, еще моложе своего возраста. Поэтому большинство людей обознается и не может даже представить, что, оказывается, во мне есть определенная мудрость и глубина :) Что и к лучшему. Одна из моих самых любимых личностей, упомянутых в шастре - это Джада Бхарата. О нем говорится в Бхагаватам: avispaṣṭa-brahma-tejasaḿ jāta-vedasam (ШБ 5.10.5) - духовное сияние (брахма-теджас) являлся ависпашта (трудно различимым) как джата-ведасам - огонь покрытый пеплом.

    ОтветитьУдалить
  5. Раз, уж ты считаешь обращение на "ты" - ерундой, тогда может и мне позволишь, к тебе обращаться подобным образом?

    В первую очередь, я желаю поздравить тебя с тем, что в твоем блоге отметился Калки дас. Я думаю ты заметил, как Дмитрий Герасименко подписался в последнем посте: "Дмитрий, aka Kalki das." (Для тех кто не знает английского - сокращение aka, расшифровывается Also Known As — «также известный под именем…».)

    Дмитрий очень смиренно написал о себе в своем первом посте. Такой скромности, можно только позавидовать. Его появление здесь - приятный сюрприз. Я думаю, все кто с ним сталкивался, желают ему счастья и успехов.

    Если ты не против, я немного напишу о своем личном мнении, касательно твоей статьи - "Трансцендентные колобки".

    Смрити, говорят, что если ты, или я, или кто другой, при виде вайшнавов не испытывает харши (т.е. положительных эмоций, таких как радость) то даже, уже одно это, является вайшнава-апарадхой.

    ханти нинданти ваи двешти ваишнавАн нАбхинандати
    крудхйате йАти но харшам даршане патанАни шат

    «Шесть видов вайшнава-апарадх, это: 1) убийство вайшнава; 2) хула на него; 3) зависть или ненависть к нему; 4) не-прославление его; 5) гнев на него; 6) отсутствие харши при его виде». (Сканда Пурана)

    Я бы не желал совершать эту вайшнава-апарадху, под номером шесть. Чем же мне поможет избежать ее, твоя статья? Ничем. Наоборот, благодаря твоим словам, вероятность возникновения во мне, естественной радости, при виде вайшнавов - только уменьшится.

    Я желаю обратить твое внимание, на то, что благодаря твоим словам, читатель будет без уважения относиться к русско- и англо-говорящим вайшнавам, считая их, как ты написал, в большинстве своем "авантюристами-экспериментаторами".

    Подумай, сколько сотен, а может быть даже и тысяч людей не испытают харши при виде вайшнавов, заразившись настроением твоей статьи. Это главное, что я желаю сказать тебе. Все остальное, что пишу ниже - не более чем комментарий, на эту печальную особенность твоего текста.

    ОтветитьУдалить
  6. Вайшнава-апарадха является профилактическим средством против появления бхакти в сердцах людей (не имеющих преданности Кришне).

    Но вайшнава-апарадха (столь же негативно) действует и на тех людей, у кого есть бхакти.

    Сильная апарадха - "убивает" бхакти сразу, а такая относительно легкая (как "отсутствие харши") - медленно, может быть даже очень медленно.

    Мы смеемся над преданными: "О, эти бхакты столь лицемерны, что они не позволяют искать в себе недостатки! Они сразу говорят нам: "Поиск недостатков - это вайшнава-апарадха!"

    И мы восклицаем: "Кто же, этих несчастных вайшнавов будет спасать? Если мы - такие великие, не укажем им, на их ошибки? Мы старшие вайшнавы, мы давно уже ачарьи, а они - колобки."

    Пожалуйста прочти 30-й стих 9-й главы Бхагавад-гиты, чтобы узнать кем, на самом деле Кришна считает преданных. (Прочти еще и комментарий настоящего ачарьи - Шрилы Вишванатхи Чакрварти Тхакура на этот стих, начинающийся словами Кришны, цитирую, - "Моя привязанность к преданному естественна и, даже если он ведет себя недостойно, Я не перестаю его любить" - и заканчивающийся, пояснением ачарьи: "Верховный Господь говорит: мантавйах. Его непременно нужно считать садху. В слове мантавйах содержится вывод: если кто-то отказывается признавать такого человека праведником, значит он сам полон недостатков." Конец цитаты.)

    Пожалуйста заметь, - Кришна называет преданных "праведниками", Он крайне против того, чтобы к преданным применялись неуважительные эпитеты.

    Читая же твои тексты (я имею ввиду не только эту твою статью, но и другие твои статьи и даже просто посты), создается впечатление, будто ты считаешь, что большинство из преданных недостойно уважения. И такое, отношение ты демонстрируешь не только к преданным Исккон, но даже и к тем, кто принял дикшу в Гаудия-париварах (хотя ты и сам получил в них дикшу)!

    ОтветитьУдалить
  7. Мне кажется, что ты слишком мало общался с преданными получившими посвящение в Гаудия-париварах, для того, чтобы делать о них какие-либо выводы.

    В интернете, никто из них с тобой не общается. В Киеве, где ты живешь - тоже самое - нету у тебя общения. В Индию, где ты мог бы получить действительно большое общение (с братьями и сестрами своей сампрадайи) ты не приезжаешь.

    О 95% своих русско-говорящих братьях и сестрах по сампрадайе, принадлежащим разным париварам - ты ничего не знаешь! Ты даже имен их не ведаешь.

    Неужели искать недостатки в преданных, более приятно, чем искать в них достоинства?

    В Индии, я много лет общаюсь с англо- и русско-говорящими преданными, которых ты называешь "колобками" (некоторые из них постоянно живут здесь, другие же живут в иных странах - но, регулярно приезжают сюда поклониться святым местам) - многих я вижу, и я восхищен и изумлен их замечательными качествами и я не знаю никого, кто бы из них (на данный момент времени) желал бы уйти из Гаудия-париваров.

    Да, в прошлом были среди русских и европейцев, такие бхакты, кто ушел из Гаудия-париваров в другие вайшнавские сообщества - но это были единичные случаи. Такая тенденция, ни в коей мере не является массовой.

    Косвенным доказательством этому служит то, что ты сам (несмотря на всё свое желание к такого рода критике) можешь привести лишь один или два случая подобного ухода - как случай с той матаджи, которая ушла от Пран Кришна Бабы - в Нимбарка-сампрадайу, о котором ты писал.

    ОтветитьУдалить
  8. Разумеется, прежде чем принять посвящение в Гаудия-париварах, западные преданные (включая русско-говорящих) побывали в разных вайшнавских организациях (таких как вышеупомянутый Исккон, или Гаудия-матх, или Белое братство и т.д.), подобно тому, как Бхактивинод Тхакур, прежде чем получить дикшу в Нитьянанда-париваре, побывал в разных религиозных движениях. Ничего плохого в этом нет. Это всё - предварительные этапы. Без таких предварительных этапов, западному сознанию трудно, трудно прямо сразу принять Гаудия-паривары.

    (Позвони Кришне по телефону и спроси Его: "Зачем ты создал эти организации?" И Он возможно ответит, "Чтобы подготовить преданных к получению дикши в Гаудия-вайшнавских-париварах!" ... Можно ли Кришне позвонить по телефону? Это конечно - шутка. Но в каждой шутке - доля правды. А в этой, конкретно - очень маленькая доля шутки и большая - правды.)

    Не стоит осуждать Шри Кришну, за то что Он создал сообщества преданных, уготовив одним сообществам роль детского сада, другим - роль колледжа, а третьим - университета. А также не стоит Его осуждать за то, что Он создал такую систему, когда преданные переходят из садика - в колледж, а из колледжа - в университет. И не стоит называть таких преданных "колобками". Косвенным образом мы тем самым выказываем неуважение Шри Кришне (как творцу этой системы). Тем более, не стоит называть колобками тех, кто уже находиться в сампрадайе в лице ее париваров.

    (Ты можешь не соглашаться с тем, что вышеупомянутые организации, это предварительные ступени - для западных людей, но по-факту - это так. Я знаю лишь нескольких русских преданных, которые пришли в Гаудия-паривары не будучи знакомы с Искконом или Гаудия-матхом - но такие бхакты - большая редкость. Не все такие сознательные. Те преданные, которые не индийцы по происхождению, но из России и из других стран - почти все они пришли через Исккон или Гаудия-матх. Так что по-факту, да - Исккон и Гаудия-матх - это предварительная ступени для западных людей. Причем ступени, достаточно качественно созданные. Созданные Шри Кришной и его помощниками.)

    Возможно, что ты даже не представляешь, насколько чудесны качества наших русско- и англо-говорящих братьев и сестер по сампрадайе (из разных париваров). Где в твоем блоге описание их качеств?

    Знаешь ли ты, как живут твои братья и сестры - из тех, кто постоянно пребывают в святой дхаме? Большинство из них (а именно, из тех, кого я тут вижу круглогодично) около 10 лет и больше, совершают свой бхаджан в дхаме - они что, тоже "колобки"?

    А пара моих друзей (с Запада) три десятка лет живут здесь и все еще не собираются никуда уходить - наоборот, они настроены "оставить" здесь свои тела (уйти из жизни). Они написали ряд книг о святой дхаме, которые были хорошо оценены вайшнавами самых разные групп.

    Прежде чем критиковать, сравни их жизнь с твоей собственной жизнью!

    ОтветитьУдалить
  9. Как называется тот, кто не склонен прославлять вайшнавов?

    арчайам эва харайе
    пуджам йах шраддхайехате
    на тад-бхактешу чанйешу
    са бхактах пракритах смритах

    «Поклоняющийся с верой Божеству Шри Хари, но не поклоняющийся преданным Господа и другим людям, называется пракрита-бхактой». Шримад-Бхагаватам (11.2.47)

    А, если мы называем преданных "колобками", "авантюристами" и другими нелицеприятными эпитетами, то тогда, как же нас можно назвать?

    Ты называешь себя мудрецом (вайшнавом обладающим "определенной мудростью и глубиной", как ты сам написал о себе), который превзошел уровень вайшнава-неофита описанного в данном стихе. Но мудрый человек прославляет преданных и поклоняется им. Где ж твоя мудрость?

    Интересно твое отношение к назиданиям. Умно ли такое отношение? Мудрый человек видит для себя назидания во всем. Таким образом, все что он видит - идет ему на пользу, поскольку напоминает ему о его трансцендентных объектах любви, и о бхаджане по отношению к ним.

    Вот история иллюстрирующая мудрого вайшнава (из твоего же собственного блога):

    "Однажды один ученик Мадраси Бабы рассказывал ему о каком-то преданном, который
    принял санньясу, но затем пал вследствие недостойного поведения, идущего вразрез с
    принципами этого ашрама. Баба ответил примерно следующее: "Не нужно думать о нём
    плохо. Он - твой Гуру, ибо он своим примером показал тебе, как себя не следует вести"."

    Мадраси Баба видел везде назидания для себя. И учил этому видению своих учеников. Таким образом, весь мир - был его другом и весь мир говорил ему о его возлюбленных Шри Радхе и Шри Кришне и о служении Им.

    Что-же касается вопроса от бхакта2 о Джанардане - то пусть он позвонит Шриману Радхаваллабхе и расспросит его (если бхакта2 был знаком с Джанарданой, то и Радхаваллабху он знает).

    PS: Прости, за комментарий. Может быть я совершенно не понял твою статью.

    ОтветитьУдалить