пятница, 5 июня 2015 г.

Острый, как лезвие бритвы



 В 'Катха-упанишад' 1.3.14 говорится, что духовный путь "острый, как лезвие бритвы": kṣurasya dhārā niśitā
Как я вижу, в садхане наиважнейшим аспектом является постоянная правильная устремленность - некая однонаправленность сознания, концентрация в усилиях, которая имеет правильную цель [т.е. направление усилий задано верно], и также используются адекватные согласно кала-деша-патра методы достижения этой цели. Если же эта устремленность теряется, и садхака отклоняется от изначального маршрута, его незамедлительно ждет падение - бритва маха-майи "срезает" его, хоть очень часто человек даже сам этого не замечает. Почему? Потому что "падение" зачастую обрисовывается в очень грубом таком, брутальном виде :-) В воображении неискушенных садхаков рисуются картины того, как человек ест колбасу, пьет водку и т.д.
Но что же на самом деле подразумевается под тем, что "бритва маха-майи срезает"? В самом начале садханы очень редко кто не является искренним, очень редко кто сразу приходит с целью получить какие-то материальные блага и т.д. от духовной сферы. Но потом проходит какое-то время, и подавляющее большинство людей теряют этот внутренний огонь, который в какой-то момент загорелся у них в потаённых уголках души, изнутри вдохновив их к духовным поискам и, в конечном счете, к достижению Высочайшей Цели. Однако вместо Высочайшего, люди начинают довольствоваться некими второстепенными плодами, которыми искушает майя каждого искреннего искателя; когда такое происходит - это и есть падение. Люди [реже] либо полностью внешне оставляют практику, либо [чаще] продолжают внешне практиковать, но при этом внутренне они "потухшие" - т.е. когда, например,  духовность подменяется "религиозностью" и "душевностью" и то же повторение джапы превращается в некую религиозную обязаловку и ежедневный несколько скучный ритуал и т.д. т.п. Саттва-гуна - это, безусловно, очень хорошо и большая редкость в наше время, но, в конечном счете, она также является препятствием для достижения плодов садханы. Но, впрочем, это есть еще далеко не самый худший вариант: а именно когда садхаку "срезает" саттва-гуна - т.е. когда происходит подмена подмена духовности какой-то саттвичной ритуалистикой, в результате чего человек зацикливается на этом и теряет из виду конечную цель и однонаправленность сознания...существует тысячи различных "бритв" [у майи, её аваранатмика и пракшипатмика шакти есть огромное разнообразие инструментов и способов], которые сбивают с пути садхаку, и саттва-гуна - это лишь один из великого множества вариантов. Я думаю, что каждый серьезный искренний садхак-мистик, который практикует уже множество лет, видит своими глазами, как его еще вчерашние соратники уже сегодня вдруг становятся полностью поглощенными теми вещами, которые не имеют ничего общего изначальным Идеалом. Ключевая ловушка состоит в том, что майя говорит человеку, что если он оставит Духовный Путь "на потом", то [как шепчет майя]  "в этом не будет никаких проблем, сейчас же можно немного отвлечься, занявшись какими-то второстепенными вещами". Но проблема в том, что духовный путь несколько отличается от материальной дороги [на которую можно легко вернуться в любой момент и продолжить идти]: если ты один раз сошел с духовного пути, то, по крайней мере, в этой жизни, шансов опять попасть в ту же духовную струю почти никаких нет.  Единожды предав идеалы, ты становишься жертвой маха-майи. Если поток материальной энергии захватывает, то вырваться уже из этого порочного круга практически невозможно. Поэтому достичь каких-то плодов могут только те люди, у которых постоянно ярко горит огонь однонаправленности и духовной жадности, которые, подобно серферам, постоянно находятся "на гребне [духовной] волны", понимая однако, что если они  [в отличии от обыкновенных серферов] один раз оступятся, с этого острого, как лезвие бритвы пути, то следующей "волны" можно уже никогда так и  не дождаться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий