пятница, 19 июня 2015 г.

Ашрамы


Ришабха дев
Широко распространена концепция того, что ашрам человека коррелирует с его физическим возрастом: что, мол, брахмачари до 25 лет, с 25 до 50 - грихастха, ну и потом, соответственно, ванапрастха и санньяс. Однако проблема состоит в том, что это не находит подтверждения в шастре. Например, цитируемое в этой связи выражение pañcāś ordhvaṁ vanaṁ vrajet - "В 50 лет необходимо удалиться в лес"[принять ванапрастху], можно найти лишь только в некоей 'Кала-вивеке' Джимутаваханы, которая является упа-дхармашастрой, и уж точно не является авторитетной для Гаудия Вайшнавов. Не стоит и говорить, что про это нет речи в "школьных" шастрах по типу 'Хари-бхакти-виласы' и т.д.
Я приводил давно шастра праманы, что духовный путь занимает множество жизней: http://damodardas.blogspot.com/2014/02/1.html
Соответственно, из этого следует, что каждая джива, вне зависимости от своего физического возраста, но в зависимости от садханы, которая совершалась в предыдущих жизнях, находится на некоем уровне духовной эволюции - и ашрамы как раз-таки и показывают вот этот уровень зрелости души, и это не имеет какой-то связи с формальным статусом, следованием целибату [или не следованием оному]. Поэтому давайте попытаемся рассмотреть ашрамы через вот эту призму:
1) Брахмачари - наиболее незрелый уровень, это этап ученичества в том смысле, что человек просто должен безоговорочно следовать своим учителям, и не может быть никакого вольнодумства и т.д. Априори не может быть "своего" мнения, поскольку просто-напросто еще нет для "свободного плаванья" необходимой зрелости и виденья. Даже если человек - семьянин, по любым ключевым вопросам он должен консультироваться с Гуру.
2) Грихастха - после предыдущего этапа, дхармой становится служение дому, семье, обществу. В рамках этого этапа, уже меньше необходимости по каждому насущному вопросу обращаться к учителям: постепенно человек начинает сам брать ответственность за свои поступки. Ч.Ч. Мадхья 16.239: antare niṣṭhā kara, bāhye loka-vyavahāra -"Внутри себя сохраняй твердую веру, а внешне можешь вести себя как обычный человек". Необходимо полностью исчерпать "семейную" карму, т.е. вот внутренний вкус к мирским вещам.  Очевидно, что даса Госвами находится на высочайшем уровне, но через него Махапрабху хотел показать, что каждый человек должен полностью сжечь всю семейную карму - и если у Рагхунатхи это заняло несколько лет, то у обыкновенных садхаков это может занять множество жизней.
3) Когда человек достигает ванапрастхи - то вкус к мирскому постепенно уходит, и мирские вещи больше не могут его каким-то образом привлечь, просто из-за этого, что уже это реализовано: на все активности, связанные с зарабатыванием денег, карьерой и другими подобными вещами, которые так возбуждают людей в обществе, он начинает смотреть глазами, преисполненными тоски. Его удел, даже находясь в обществе - это размышления над шастрой, тапасья, внутреннее или внешнее уединение. Когда Рупа и Санатан Госвами жили в Рамакели, находясь на государственной службе, единственным утешением было изучение Бхагаватам в сообществе бхакт.
4) Последний этап: saMnyAsa переводится как "полное истощение" "оставление", т.е человек уже де-факто освобожден, находясь в этом теле, его материальная карма полностью сошла на нет. Личность является авадхутой и вся его деятельность - это уже просто лила, полная сватантра. Как говорил Ниранджан Прасад дас, ученик Садху Бабы, наблюдая за Его поступками: "Я был просто зрителем - авадхуты движутся, говорят, смеются, плачут и танцуют, подчиняясь Антарьями, полностью независимые от мира или от религиозных традиций. Они выше причин и доводов, и не могут быть пойманы с помощью этого. Ход из жизни конфиденциален и таинственен. Правила и запреты - это их слуги, в отличии для всех остальных людей". Формальный статус не имеет никакого значения: Баба был монахом-аскетом, у Нитьянанды было 2 жены. Кем был Ришабха дев..мм, вообще сложно понять :-)

Какие выводы могут быть сделаны? Наверное, в том, что критически необходимо ясно понимать тот уровень, на котором ты сейчас находишься, не пытаясь перепрыгнуть через несколько ступеней, ибо это, рано или поздно, но неминуемо приведет к падению.

Комментариев нет:

Отправить комментарий