вторник, 17 марта 2015 г.

Что будет дальше?



damodardas: В вопросах духовности, очевидно, что демократия и западная модель мышления - это тоже, определенно, путь в никуда. Типичная позиция западного ума [прямое следствие развития "демократических ценностей"], который соприкасается с духовностью - она чрезвычайно волюнтаристская, самоуверенная, не смиренная - поучившись "понемногу, чему-нибудь и как-нибудь", ухватить пару поверхностных принципов, и возомнить себя уже супер-пупер реализованным, не будучи готовым следовать за Гуру и хоть как-то кому-то подчиняться (а без этого невозможен духовный рост). "Демократ" не склонен подчинять себя воззрению для его реализации. В Индийских же Традициях, метафизика служит просто неким теоретическим каркасом, который поддерживает тело духовной практики; она никогда не является просто абстрактным рассуждением [как это принято на Западе]. Ты практикуешь бхаджан, подчиняя свою аханкару Традиции,  и, благодаря этому, тебе постепенно раскрываются всё более и более глубокие духовные истины. Есть множество слов, которые характеризуют это духовное видение, такие "саттарка", "витарка", "виджняна" и т.д. Цель любой подлинной Традиции - обретение такого опыта, а не какие-то умозрительные жалкие квази-духовные рассуждения. Сатья Нараяна Бабаджи достаточно детально расписывал эти ловушки западного мышления при попытке понять Индийскую мысль:  damodardas.blogspot.com/2014/01/blog-post_27.html

бхактин: Дамодар, а есть что ли какой-то выбор? по большому счету, либо западный путь, либо восточный тоталитаризм, все прелести которого уже можно ощутить на себе [в России] 

damodardas:  Не нужно путать восточный духовный авторитаризм с суровым быдло-ордынским тоталитаризмом :-) Любая Традиция, которая по-настоящему способна привести адепта к какой-то реализации - индуистская ли, буддистская, суфии, каббала - является по определению авторитарной, поскольку краеугольным камнем в любой Традиции являются отношения Гуру-ученик [освободить может только тот, кто сам свободен; подобно барону Мюнхаузену невозможно вытянуть самого себя за волосы] - что сопряжено с беспрекословным подчинением и принятием множества вещей "на веру".
 Шукадев Госвами - ачарья из Нитьянанда Паривара - прямо говорил: 
"Путь садханы, или духовной жизни, означает реализацию знания о Боге. Принцип Господа очень трудный для понимания и достижения. Это не предмет наших грубых материальных чувств, и можно легко понять, что его можно реализовать только через ум. Представьте, что в темной комнате находится множество прекрасных вещей, и вы в этой комнате не способны различить что-либо без помощи света, подобно слепому человеку, завися от факела. Точно также, без помощи Шри Гурудева вы не способны сделать хоть одного шага на пути духовной жизни: раскрыть эти непостижимые принципы возможно лишь с помощью Шри Гурудева. Вы ослеплены тьмой невежества, и чтобы понять трансцендентные принципы, вам необходим яркий и возвышенный свет знания. Помните, что Шри Гурудева подобен Полярной звезде или компасу: он тот, кто держит яркую лампу возвышенного знания в своих руках для того, чтобы осветить ваш духовный путь и, таким образом, показать вам дорогу. Вы можете прогрессировать, следуя этому компасу, и вы будете лицезреть, что в этом ярком свете трансцендентного знания вы будете постепенно видеть и понимать каждую из всех непостижимых истин о Господе. Если же вы не будете следовать этому Гуру-компасу, и захотите пойти независимо, тогда вы никогда не сможете прийти к тому месту, которое вы так хотели достичь в течении долгого времени. Вы потеряетесь в кромешной тьме, и будете сталкиваться с одной проблемой за другой, в конце концов, в состоянии беззащитности потеряв свою жизнь – это гарантировано. В связи с этим писания говорят: śrī guru caraṇe rati ei se uttamā gati «Привязанность к лотосным стопам Гуру приводит к высшей цели». Без света трансцендентного знания, полученного от Гуру, НЕТ способа для обусловленной дживы обрести откровения касательно принципа о Господе".

бхактин:  Дамодар, я не отрицаю, что могут быть какие-то ОТДЕЛЬНЫЕ просветленные личности. но они никогда не согласятся занимать какие-то руководящие должности в этом мире (и слава Богу!). Тем не менее общество не может управляться "само собой". А все остальные люди - не раджа-риши, поэтому править они будут либо по модели западной демократии, либо по модели восточной деспотии. Что характерно, обычно индуистские гуру предпочитают не излагать свои взгляды на устройство общества. Один попробовал изложить, и получилось похуже любого Гитлера.

damodardas:  Я просто говорю, что факт состоит в том - что все сейчас идет к тому, что в ближайшие 20-30 лет на планете может вообще не остаться Традиции ...Есть просветленные личности, которым на данный момент 70-80-90 лет, но практически нету достойных преемников - а КАЖДОЕ следующее звено парампары подразумевает, что личность должна быть сиддхой. Если это не так - происходит мгновенное вырождение..

бхактин:  Но если так важно наличие сиддха-последователя, тогда перед каждым гуру встает нешуточная задача: отыскать такого последователя и взрастить его

damodardas:  ну дык :-) Стоит задача взрастить садхана-сиддху. Нитья-сиддхи - это только Гаура/Кришна лила. Человек в дикша парампаре может быть совсем не известным. Но это не означает, что у него не было высочайшего уровня реализации. Известных ачарьев в Гаудия Сампрадае не так уже и много - потому что мало кто, знаете ли, пишет комментарии к грантхам, пишет свои шастры и широко проповедует (что и делает их известными) как, например, Нароттам или Вишванантха Чакраварти.

бхактин:  Ну задача просто нереальная нужно, чтобы хотя бы один сиддха-гуру обязательно встретил какого-то последователя, который способен стать сиддхой, и так на протяжении всей истории - только тогда парампара сохранится (одна ветка).

damodardas:  Факт состоит в том, что до близкого соприкосновения с потребительскими ценностями эта "нереальная" задача каким-то непостижимым образом, но решалась. В Гаудие на протяжении сотен лет, в некоторых других Традициях - на протяжении тысяч лет.

------------
 
бхактин:  Индуизм просто пока не адаптировался на западе, отсюда всякого рода идиотские "перекосы в сознании". Должно пройти много веков, прежде чем возникнет плодотворный синтез. Кроме того, люди должны понять, что нельзя слепо переносить решения древнего общества на современные условия. Как это сделали, например, евреи: они создали религиозное государство, но не стали строить его по принципам каких-то древнееврейских царств с законами тысячелетней давности, а взяли современную модель управления и приспособили ее для своих целей. Надо отдать должное Бхактиведанте Свами, он практически единственный, кто понимал, что индийская практика нуждается в адаптации при перенесении в чуждую среду. Как у него получилось - это другой вопрос, но по крайней мере это осознание у него было. А пока остается только каждому самому как-то все это адаптировать, не без шишек и граблей, конечно.

damodardas: Да,  именно из-за этого все беды - неспособности индуизма "ответить на вызовы времени". Старые механизмы перестают работать, а новых - нету.  Беда в том, что сейчас происходит тотальная экспансия Запада в Индию. Не адаптация, а именно жесткое такое экспансионистское насаживание Западной культуры, в результате чего полностью уничтожается все "ведическое" - та культура, о которой говорил Сатья Нараяна Бабаджи, и бэкграунд которой так необходим, чтобы действительно реализовать те практики, которые есть в индуизме. И весь ужас ситуации, в том что нет этих "сотен лет" на плодотворный синтез. Еще пару десятков лет - и от Традиции останутся "рожки да ножки" - не с чем будет синтезировать Западную культуру. И просто ВСЕ индийские Традиции превратятся в такие музейные экспонаты. И это уже на данный момент, к сожалению, и происходит.. 
Есть Традиции, которые просто пытаются "отгородиться": "мы не хотим обращать внимания на то, что происходит, просто будем передавать все абсолютно так, как это было сотни лет назад, сторонясь всех этих ваших фейсбуков и т.д. т.п." Яркие примеры - это Кубджика и Шри Вайшнавы. Это тоже путь в никуда, происходит "самоконсервация" - "варение в собственном соку" никогда не приводит к чему-то хорошему, и "эффект ксерокса" - когда каждая следующая копия намного хуже предыдущей, и так до тех пор, пока от изначального ничего не остается.

------------------

Какие выводы  можно сделать из этого всего? Как написал один бхакта: "Традиция по-любому останется, т. к. об этом заботится сам Бог". Безусловно, вопрос продолжения дикша-парампары - это ачинья крипа Господа, но это также и не означает, что нужно сидеть сложа руки и надеяться, что Господь "всё сам разрулит" :-) Как говорится в 'Хитопадеше' 1.36:

udyamena hi sidhyaṁti kāryāṇi na manorathaiḥ |
nahi suptasya siṁhasya praviśaṁti mukhe mṛgāḥ ||


"Усилиями вершатся дела, [а] не [просто] мечтанием; [по своей воле] животные не войдут в пасть спящему льву".

Я являюсь законченным оптимистом и всей душой верю, что даже усилия одного человека [который стал инструментом в руках Господа] могут полностью поменять течение происходящих процессов в мире [а тенденции сейчас очень печальные касательно духовности]..Нужно не ждать чудес, а чудить самому :-)

Комментариев нет:

Отправить комментарий