понедельник, 15 февраля 2016 г.

Бесполезность споров и сухого книжного знания


Рупа-Санатана
Из 'Падьявали' Рупы Госвами 72:

na vayaṃ kavo na tārkikā
na na vedānta-nitānta-pāragāḥ |
na ca vādi-nivārakāḥ paraṃ
kapaṭābhīra-kiśora-kiṅkarāḥ ||


Мы не поэты! 
Мы не логики! 
Мы не искусные эксперты в Веданте!
Мы слуги юного мальчика-пастушка обманщика! 


73: (цитируется в Бхакти-расамрита-синдху 2.2.15):

parivadatu jano yathā tathā vā
nanu mukharo na vayaṃ vicārayāmaḥ
hari-rasa-madirā madātimattā
bhuvi viluṭhāma naṭāma nirviśāma


Пусть "большие рты" сплетничают! 
Мы не будем брать это во внимание!
Вкушая сладкий напиток Хари
Мы становимся радостными и опьяненными! 
Пусть же мы упадём на землю, будем танцевать и наслаждаться! 

Шримад Бхагаватам 11.18.30:

veda-vāda-rato na syān
na pāṣaṇḍī na haitukaḥ
śuṣka-vāda-vivāde na
kañcit pakṣaḿ samāśrayet


Преданный никогда не должен быть занятым в ритуалах из Вед, не должен [действовать как] атеист. Он не должен [уповать] на одну лишь логику; принимать какую-либо сторону в бесполезных спорах.

Ади Шанкара молится в своей Гурваштаке (3):
 
ṣadaṅgādivedo mukhe śastravidyā
kavittvādi gadyaṃ supadyaṃ karoti
manaścenna lagnaṃ guroraṅghripadme
tataḥ kiṃ tataḥ kiṃ tataḥ kiṃ tataḥ kiṃ 


Шесть анг Вед и все писания могут исходить из уст, или человек может быть способным писать поэтические работы в прозе или в рифме ,но если он не созерцает лотосные стопы Гуру...
В чем смысл?! В чём смысл?! 
В чем смысл?! В чём смысл?!  

----
(из Шри-шри Гуру-таттвы): 
Шукадев Госвами
Вопрос: Для того, чтобы прогрессировать на духовном пути, мы должны получить духовное знание. Как это духовное знание достигается?

Ответ: Посмотрите, духовное знание невозможно достичь без служения Гуру. Духовное знание достигается как результат служения Гуру рождение за рождением. Это – единственный способ достижения духовного знания. В Шримад Бхагавад Гите Господь сказал о достижении духовного знания: tad viddhi praṇipātena paripraśnena sevayā. Нет иного способа достижения знания кроме как через наставления Гуру. Знание вкладывается в ученика через его служение Гуру и через удовлетворение Гуру. Поэтому человек, который не служит Гуру, не способен достичь знания. Если такой человек выходит для того, чтобы дать знание кому-либо иному, он сам погибнет, и также уничтожит человека, которого он наставляет.

Вопрос: Вы сказали, что в результате искреннего служения Гуру ученик автоматически постигает божественного знания, вне зависимости от того, говорит ли ему Гуру вербально или нет. Я не могу должным образом понять, как это возможно.

Ответ: Посмотрите, человеческое существо всё видит внешне, но Господь всё видит внутренне. Когда ученик имеет искреннюю преданность, тогда Господь, который имеет внутреннее видение, автоматически появится внутри него в форме Гуру-шакти, вне зависимости от того, сказано ли было что-то вербально или нет. Когда есть искренняя преданность и вера, тогда все ответы на вопросы даются преданному изнутри. Множество глубоких философских истин автоматически появятся в его уме. И посмотрите, Шри Гурудева – это манифестация Самого Господа. Кроме как через Гуру, нет способа войти в духовное царство. Принцип Господа никогда не может быть постигнут через грубые человеческие чувства. Ачарья Шакти Бхагавана использует Гурудева для того, чтобы раскрыть в ином случае невероятно трудные истины о Нем очень легким и доступным образом. Когда ученик, который полностью послушен и который очень хочет узнать Истину о Господе, приходит к лотосным стопам Шри Гурудева и молится Господу: «О Бхагаван! Ты – мое единственное прибежище, поэтому пожалуйста, раскрой мне истину о Себе!», тогда, несомненно, эта божественная энергия будет работать через Шри Гуру и автоматически проявит себя, вызывая у смиренного ученика опыт и реализацию очень утонченного и очаровательного трансцендентного блаженства. Тогда все сомнения автоматически исчезнут. Когда полностью преданный, послушный и пытливый ученик, который умеет твердую веру, что его Гуру говорит ему истину, встречает очень милостивого, блаженного расположенного Гуру, он достигнет искупления от всех страданий материального мира и проведет свою жизнь в величайшем счастье. Этот ужасный шторм материальной жизни не сможет более принести ему какого-либо вреда.
--------------------

(Из Бабадживан):

advaitadas: Садху Бабе не нравилось, когда его ученики тратили их время на диспуты любого рода. Однажды, когда я ходил вокруг Навадвипы и Майапура с 2 другими преданными, пытаясь решить споры, Баба нетерпеливо сказал мне: "Все сейчас хорошо у вас троих? Сейчас делайте бхаджан!" Баба сказал последние слова с сильной интонацией безотлагательности в своем голосе.

-------

(Из Рамакришна-катхамриты):
Рамакришна
Услышать — лучше, чем прочесть, а увидеть — еще лучше, чем услышать. Святое писание становится гораздо понятнее, если услышать его от гуру или другого святого человека. Тогда нет необходимости стараться выделить самое существенное и отбросить то, что не важно.
Хануман сказал: "Брат, я знаю слишком многого о фазе луны или о положении звёзд. Я просто созерцаю Раму".
Но увидеть все же лучше, чем услышать. В этом случае не остается никаких сомнений. Конечно, в священных книгах написано много правильного, но все они останутся бесполезными без прямого постижения Бога, без преданности его лотосовым стопам, без чистоты сердца. Ежегодник предсказывает наступление сезона дождей. Но из самого ежегодника ни капли воды не выжмешь. Ни единой капли».
 
Пчела жужжит до тех пор, пока она находится около лотоса и не спустилась ещё в его внутренность, чтобы пить мёд. Но как только пчела попробует мёд, всё жужжание сразу прекращается. Подобным же образом шум рассуждений и споров прекращается, когда душа неофита начинает пить нектар Божественной любви из лотоса, составляющего подножие Всемогущего. Иногда, однако, пчела, опьянённая мёдом, опять тихо и приятно жужжит. Точно также опьянённая Богом душа иногда говорит для блага других.
Нет ничего ценного в простом книжном знании. Человек должен изучать книги только для того, чтобы найти пути, по которым может быть достигнут Абсолютный Брахман. Абсолютный Брахман невозможно познать путём рассуждения. Будьте его слугой, прибегайте к Нему с молитвой, искренно и глубоко. И тогда Он, наверное, откроется вам. Книжное знание и интеллектуальные рассуждения не могут открыть Божество.

----
Шри Юктешвар

(Из Автобиографии Йога): 
"...Подобную же встряску получил и один прославленный ученый. С показным рвением он сотрясал ашрам знанием Священных Писаний. Полились звучные отрывки из Махабхараты, Упанишад и бхашьи (комментарии) Шанкары.
— Я жду, когда же вы наконец что-нибудь скажете, — в голосе Шри Юктешвара звучало нетерпеливое любопытство, словно до сих пор в комнате царило молчание. Брамин был озадачен. — Цитат прозвучало более чем достаточно.
Я сидел в своем углу на почтительном расстоянии от гостя и, услышав эти слова, так и затрясся от еле сдерживаемого смеха.
— Но что вы можете добавить от себя, основываясь на уникальном опыте собственной жизни? — продолжал Учитель. — Какие из священных текстов вы впитали всем существом и сделали собственным достоянием? Каким образом эти неподвластные времени истины изменили вашу натуру? Или вы довольствуетесь ролью патефона, механически повторяющего чужие слова?
— Сдаюсь! — в огорчении ученого мужа было что-то комичное. — Внутреннего осознания я не достиг.
Возможно, тогда он впервые понял, что умение правильно поставить ударение в фразе не помогает избавиться от духовной глухоты.

«Все слова этих бескровных педантов высосаны из пальца, – заметил гуру после того, как ушел один из подвергшихся каре. – Они считают, что философия - это просто интеллектуальная игра, головоломка. В своих возвышенных мыслях они старательно обходят собственную неприспособленность как к реальным действиям, так и к жесткой дисциплине».

Учитель не раз подчеркивал тщетность обучения только по книгам:
— Не путайте знание с большим словарем. Польза священных писаний состоит в том, что они стимулируют внутреннюю реализацию, — если постигать их постепенно, стих за стихом. А иначе длительное интеллектуальное обучение нередко порождает лишь тщеславие, ложную самоуверенность и непереваренное знание...

...Шри Юктешвар наставлял своих учеников по тому же интенсивному методу точечной концентрации. «Мудрость усваивается не глазами, а атомами, — говорил он, — и лишь когда ваша уверенность в истине наполняет не только мозг, но и все существо, вы можете скромно поручиться за ее смысл. Он охлаждал любую тенденцию, если ученик считал книжное знание необходимым шагом к духовной реализации».
«Риши в одно изречение вкладывали столько глубины, которую не могли измерить многие поколения ученых-комментаторов. — обычно отмечал он. — Бесконечные литературные споры — для ленивых умов. Ничто не освободит вас быстрее, чем простая мысль „Бог есть“ или еще проще — "Бог"».
Но человеку непросто возвращаться к простоте. У интеллектуала редко бывает «Бог» — обычно Его место занимает ученая напыщенность. Эго подобного человека любуется своей способностью вмещать такую эрудицию."


Хари Пури Баба
Хари Пури Баба:
Шастра - это единственный источник знаний об истинных вещах, лежащих за пределами чувственных восприятий. Что я имею в виду под словом "шастра"? Ты бы перевел это как "священное писание" или "текст", но я имею в виду совсем не тот текст, к которому ты привык. Это не написанный текст и не книга. Его не найдешь ни на страницах, ни на обложке. Конечно, можно напечатать мантры и звуки. Можно даже написать одну из версий рассказываемых историй, но их сила и власть содержатся между строк. На бумаге - это белое пространство, незатронутое чернилами. Напечатанное может восприниматься по-разному, ведь есть разные люди, духи и боги. Текст же - это Традиция, проявляющаяся через того, кто ее хорошо знает. 

-   Что? Ты думал, Риши Патанджали и Риши Панини сидели в каком-то английском университете, читали лекции и писали книги, которые публиковались за счет университета? Ты думал, что у них откуда ни возьмись появились какие-то идеи, по поводу которых они решили провести исcледования? - спросил однажды меня Хари Пури. - Если ты так действительно думаешь, тебе не удастся понять самого главного: эти люди не учились в университете, они были великими садху, живущими подле своих дхуни. Они были окружены учениками, которые не записывали их высказывания, а беззаветно служили своим учителям. А те, в свою очередь, передавали ученикам то, что получили от собственных гуру. Не учения или какие-то инструкции, но собственную природу передавали они так, чтобы сама сущность Гуру перешла к ученику. Имея подобную основу, семена знания, которые ты называешь "учениями", наследовались от учителя к ученику, приносили плоды, а те, в свою очередь рождали новые семена. Такова Традиция.

Комментариев нет:

Отправить комментарий