понедельник, 15 февраля 2016 г.

Положение женщин в Ведический период


Попалась на глаза статья Бхакти-викаши Свами, "Gurudevis and Grandmothers", где он, в частности говорит: "Среди всех возможных форм социальной организации, последователи Ведической Культуры Кришны принимают варнашрама-дхарму как аксиоматически самую лучшую. В варнашрама-дхарме, особая, тонкая, подчиненная роль - это норма для женщины, а мужчине предоставляется более доминантная роль".
.
Боюсь, что этот образ подчиненной, покорной "Ведической женщины", который сложился у большинства людей - не очень сильно соответствует тому, как оно действительно было
Какими же были женщины "по Ведам"? )

Риг Веда 10.159: (пер. Елизаренковой):

udasau sūryo aghādudayaṃ māmako bhaghaḥ |
ahaṃ tadvidvalā patimabhyasākṣi viṣāsahiḥ ||
ahaṃ keturahaṃ mūrdhāhamughrā vivācanī |
mamedanukratuṃ patiḥ sehānāyā upācaret ||
mama putrāḥ śatruhaṇo.atho me duhitā virāṭ |
utāhamasmi saṃjayā patyau me śloka uttamaḥ ||
yenendro haviṣā kṛtvyabhavad dyumnyuttamaḥ |
idaṃ tadakri devā asapatnā kilābhuvam ||
asapatnā sapatnaghnī jayantyabhibhūvarī |
āvṛkṣamanyāsāṃ varco rādho astheyasāmiva ||
samajaiṣamimā ahaṃ sapatnīrabhibhūvarī |
yathāhamasya vīrasya virājāni janasya ca ||


Там взошло солнце –
Тут взошло мое счастье.
Ведь я, умная, мужа
Покорила, покорительница.

Я – знамя, я – глава,
Я грозная, за мною последнее слово.
Только мою волю, покорившей (его жены),
Муж должен исполнять.

Мои сыновья – убийцы врагов,
А моя дочь – властительница.
Я же – победительница:
Для мужа мой зов самый высший.

(Та) жертва, совершив которую, Индра
Стал сверкающим, самым высшим,
Ее я совершила для себя, о боги.
Воистину не стало у меня соперниц!

Нет у меня соперниц! Я – убийца соперниц,
Побеждающая, (всех) превосходящая!
Я отняла блеск у других (женщин),
Как дар – у неуверенных.

Всех вместе этих соперниц
Победила я, превзойдя (их),
Чтобы стала править я
Этим мужем и родом (его)!


-------------------
Madhu Bazaz Wangu: ("Images of Indian Goddesses") Можно лишь спекулировать о положении женщин во время периода Хараппы. Есть однако, текстовые свидетельства, которые подтверждают, что во время раннего Ведического периода (1500-900 г. до н.э.) женщины свободно существовали в обществе и их обучали таким же образом, как и мужчин. Главным ритуалом во время юности был Ведический ритуал упаяна (также известный как церемония Шнура). Упаяна считалась вторым рождением инициируемого. После физического рождения ребенок считался нечистым и «незавершенным». Физическое рождение очищалось духовным перерождением во время ритуала инициации. После ритуала Упаяны, ребенок считался духовно перерожденным и годным для Ведического обучения. Ритуал инициации был таким же общим для девочек, каким он был и для мальчиков.
После инициации, дети обеих полов обучались Ведам. Они проходили через период по крайней мере шести-семи лет обучения (брахмачарья) для того, чтобы получить священное знание. После окончания обучения они были свободны в том, чтобы жениться. Таинство супружества делало мужчину и женщину общими владельцами хозяйства. Жены имели значительную свободу в социальной и политической деятельности. Несомненно, во время этого периода было много учителей и теологов среди женщин.
Замужние женщины управлялись с хозяйством без помощи мужчин. Они приносили воду, собирали дрова, мыли одежду и готовили пищу. Более того, они делали одежду, горшки и помогали в фермерстве и плотничных работах. Таким образом, они ценными и продуктивными членами общества.
Жертвенный ритуал (яджня) мог совершаться только лишь супружеской парой. Жена была, таким образом, необходимым партнером в приношении ритуальных жертв богам. В те время, как некоторые Ведические ритуалы могли совершаться только лишь после совершения ритуала Упаяна, некоторые другие могли совершаться только лишь после ритуала бракосочетания.
Во время позднего Ведического периода (900-500 г. до н.э.) произошло постепенное угасание образования женщин. Только лишь мальчики 3 высших каст могли пройти через ритуал Упаяна. Женщины, точно также как шудры, потеряли привилегию. Более того, вместо того, чтобы обучаться с учителем по собственному выбору, девушек «вдохновляли» обучаться с ее отцом, братом или дядей. Более того, если вначале женщины могли рецитировать Ведические молитвы утром и вечеров когда отсутствовали мужчины, постепенно этой привилегии женщин также лишили. Все больше и больше функций и жертв назначались мужчинам. Постепенно, Ведическое образование было «зарезервировано» только лишь для мужчин трех высших классов.
------------
Во время эпического периода (3 ст. до н.э. – 3 ст. н.э.) две главные проблемы стали причиной регресса в образовании женщин, как пишет A.S. Altekar. Первая проблема состояла в том, что ко времени Эпического периода множество не ведических племен смешались путем брака с различными кастами Брахманов, в результате чего не ведические женщины стали членами Ведических хозяйств. Они не знали санскрит и Ведические ритуалы. В отличии от женщин раннего ведического периода, эти не-ведические женщины не подозревали о своих религиозных привилегиях. Это приводило к неведению касательно их только что обретенному социальному и религиозному положению, что приводило к их ограничению от совершения ритуалов. В результате, с течением времени, это привело к тому, что и Ведических женщин также исключили от совершения каких-либо Ведических ритуалов.
Вторая проблема состояла в том, что с течением времени Ведические ритуалы и их совершение стало очень сложным делом. В ранней традиции, молодая девушка, которую обучали Ведическим ритуалам, могла взять стебель растения Сома и сама совершить жертвенный ритуал. Но когда ритуалы стали сложными и ограничивающими, даже малейшая ошибка в совершении ритуала начала считаться как та, что приведет к ужасным последствиям. Требовалось ревностное и длительное обучение для того, чтобы должным образом следовать тонкостям сложных жертвоприношений. И женщины, которые должны были исполнять и другие обязанности, не могли посвятить столько времени для ритуальных целей.
Даже 6-7 лет Ведического обучения были недостаточными для того, чтобы обучиться всё в большей степени сложным ритуалам. Эти более сложные правила для поддержания жесткой социальной культуры поддерживались «под зонтиком» сводов законов (Дхарма шастр, около 200 г. н.э.) Ноша поддержания порядка в семье пала на женщин".

---------------

Вспоминаются слова advaitadas в контексте отношения Садху Бабы к женщинам: "Во время того как я жил в Ашраме Садху Бабы, я был удивлен увидеть то, какую важную роль играли женщины в Ашраме. Все киртаны велись женщинами, все поклонение божествам совершалось женщинами, также как и приготовление пищи. Когда я спросил о причине, моя духовная сестра Туласи объяснила: "Баба сказал, что уже есть так много Ашрамов, где мужчины могут совершать свою садхану, но где место для девушек и женщин чтоб они могли её совершать? Поэтому это будет женским ашрамом".

Комментариев нет:

Отправить комментарий