Шри Кришнапрем: Нама-джапа может совершаться каждым, но она очень эффективна лишь в практика (что бы ни говорили книги). Когда Нама - это то, что очень любят и повторение чего вызывает образ Источника Имени. Просто механическое или лишенное любви повторение является - я бы не сказал бесполезным - но дает очень ограниченные результаты.
Помни, что механическое не имеет никакой пользы, поскольку механическое - это мёртвое, а духовный путь - это путь жизни.
Это тяжелый, душераздирающий путь. Никто не сможет дойти его до конца, если он не захочет этого больше всего на свете, как ничего другого. Будь уверенным, что ты в действительности хочешь этого, перед тем как пытаться идти дальше. Современный сентиментализм касательно Бога имеет такую же пользу как живая изгородь из цветов когда плотина разрушена и потоки воды прорываются через нее. К счастью, для большинства людей эта стена слишком прочна и практически никто не способен ее разрушить.
===========
damodardas: Мантра-джапа наиболее эффективна, если выполняются одновременно три условия - по каждому из аспектов; если же хоть одно условие не выполняется, то мантра-садхана практически не будет давать никакой пользы:
1) Мантра – это совокупность слов и/или слогов (акшар), представляющая собой определённую мистическую формулу, которая заключает в себе энергию Божества. Фактически мантру можно считать «телом» Божества, выраженным в звуке или звуковой его формой. Соответственно, первый аспект - это вибрационный: повторять мантру правильно с точки зрения фонетики, именно так, как она звучит на санскрите, не искажая вибрацию.
2) Смысловой:
nārthajñānavihīnaṁ śabdasyoccaraṇaṁ phalati |
bhasmani vahnivihīne na prakṣiptaṁ havirjvalati ||
arthamajānānānāṁ nānāvidhaśabdamātrapāṭhavatām |
upameyaścakrīvān malayajabhārasya voḍhaiva ||
"Те, кто просто знает то, как правильно произносить звуки [мантру], без понимания
смысла мантры, подобны ослам, которые несут на себе груз сандалового дерева;
произношение слов без понимания их смысла не даст каких-либо плодов точно также как
гхи, вылитое на пепел, не сможет помочь разжечь огонь"
Если ты повторяешь мантру, но при этом нет понимания того, что означает каждая из бидж или слов - это просто повторение робота или попугая. Не зря же ачарьи, такие Джива Госвами и Рагхунатха дас Госвами дали комментарии на значение каждого из слов Харе Кришна мантры, а Вишванатха Чакраварти - комментарий на Кама-гаятри, где детально разъясняет значение каждой из бидж?
3) Эмоциональный, о котором, собственно говоря, и говорит Шри Кришнапрем. Иначе говоря, ассоциативные ряды, связанные с мантрой и те отношения, которые есть с Божеством мантры. И, соответственно, даже если повторять правильно фонетически и понимая смысл, но при этом если нет чувств к Божеству мантры - то это просто сухое механическое повторение. Блюдо может быть очень вкусным и восхитительным, но если нет воды, которой его можно запить, то его просто невозможно будет съесть, и оно станет комом в горле. Роль "воды" в мантра-садхане играют эмоции, отношения и любовь к Божеству мантры.
-----------------
Касательно сентиментализма. Большая ошибка предполагать, что Духовность поможет успокоиться и вести безмятежную жизнь - ничто не может быть дальше от истины. В прошлом блоге я приводил еще одну цитату Кришнапрема касательно этого, и тут он снова говорит о том же самом. Вот что отличает Духовность от Нью-Эйджа, идеями которого сейчас так заражен Гаудия Вайшнавизм, с его аурами, квази-смирением, "ведической культурой золотого века", Психологией 3000, коммуникацией, благосостоянием, "внутренним ребёнком", единством со вселенной, обниманием деревьев и постоянно идиотски-блаженным выражением лица. С точки зрения Духовности всё это - игрушки самсарных существ, а такие игрушки быстро надоедают до́ смерти. Шри Кришнапрем приводит прекрасное сравнение с цветочной изгородью: это выглядит очень красиво и благообразно, но не может никак помочь перед лицом каких-то настоящих трудностей, которыми изобилует духовный путь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий