Из Прити Сандарбхи (61):
tad evaṁ bhagavat-prīter eva parama-puruṣārthatā sthāpitā | atha tasyāḥ svarūpa-lakṣaṇaṁ śrī-viṣṇu-purāṇe prahlādenātideśa-dvārā darśitam—
Таким образом, мы установили, что Прити (любовь) к Кришне - это Высшая Цель Жизни. Основная или внутренняя характеристика (сварупа-лакшана) приводится в Вишну Пуране [1.20.19]:
yā prītir avivekānāṁ viṣayeṣv anapāyinī |
tvām anusmarataḥ sā me hṛdayān nāpasarpatu ||
"Я постоянно думаю о тебе, поэтому я молюсь, чтобы то Прити, которое я чувствую к тебе - такое же Прити, которое испытывает невежественный (лишенный вивеки) по отношению к объектам чувств - никогда не покидало меня!"
yā yal-lakṣaṇā sā tal-lakṣaṇā ity arthaḥ | na tu yā saiveti vakṣyamāṇa-lakṣaṇaikyāt | tathāpi—pūrvasyā māyā-śakti-vṛttimayatvena uttarasyāḥ svarūpa-śakti-mayatvena bhedāt
"Здесь, устанавливается идея того, что такие же характеристики Прити, которые существуют в тех, у которых не хватает осознанности, также можно найти в Прити к Кришне, но они не являются в точности одинаковыми, как будет разъяснено здесь. Последнее является манифестацией функций иллюзорной материальной энергии (майа-шакти), а первое - внутренней энергией (сварупа-шакти)".
etad uktaṁ bhavati - prīti-śabdena khalu mut-pramoda-harsānandādi-paryāyaṁ sukham ucyate | bhāva-hārda-sauhṛdādi-paryāyā priyatā cocyate | tatra ullāsātmako jñāna-viśeṣaḥ sukham |
"Следующее должно быть сказано: Слово "Прити" обычно считается синонимом к словам "счастье, восторг, радость, наслаждение". С другой стороны, слово "Прията", которое получают из того же самого корня, синоним "привязанности, близости, дружбы" и т.п."
tathā viṣayānukūlyātmakas tad-ānukūlyānugata-tat-spṛhā-tad-anubhava-hetukollāsa-maya-jñāna-viśeṣaḥ priyatā |
"Поэтому "Прията" используется для того, чтобы обозначать состояние сознания (улласа-майа-джняна-вишешах), которое состоит из благожелательного отношения к объекту (вишайа-анукулья-атмаках), и которое стало в особенности радостным из-за надежды достижения этого объекта (тат-сприха), также как и того, что оно (сознание) испытало его (тад-анубхава)"
Этот пассаж цитирует Ананта дас Бабаджи в своем комментарии к Мадхурья-Кадамбини (2.2). Он дает следующий комментарий: "Смысл этого пассажа следующий: Чистая преданность, которая порождает прему, имеет три аспекта:
1) Желание даровать наслаждение Кришне, или объекту преданности - это суть или жизнь бхакти. Иными словами, преданный ничего не ищет кроме как служения Кришне, под которым понимаются усилия, чтобы принести Ему наслаждение. Из этого возникает вопрос: "Разве тогда преданный не желает достичь Кришну?". В ответ на это, Джива говорит о втором аспекте.
2) Желание достичь Кришну действительно возникает в сердце преданного, но только для того, чтобы даровать наслаждение Богу - не себе! Можно возразить: "Если преданный не ищет блаженства, тогда он и не достигнет его, и поскольку блаженство - это цель человеческой жизни, бхакти не может быть названо пурушартхой. Ответ на это дается в третьем аспекте Прити
3) Хоть преданный и не ищет своего собственного наслаждения, благодаря служению лотосным стопам Кришны, он испытывает сладость Господа, и, таким образом, достигает спонтанного, несравненного блаженства, поскольку Кришна - это олицетворение радости. Всё это происходит как результат бхагавата-прити, или према-бхакти
ata evāsyāṁ sukhatve’pi pūrvato vaiśiṣṭyam | tayoḥ pratiyogiṇau ca krameṇa duḥkha-dveṣau | ataḥ sukhasya ullāsa-mātrātmakatvād āśraya eva vidyate, na tu viṣayaḥ |
"Поэтому хоть это прити - это также состояние счастья, оно отличается от счастья как такового. Противоположность счастья - печаль, в то время как противоположность любви - ненависть. В то время как счастье имеет только субъект, но не объекта как такового, любовь имеет как субъект, так и объект [т.е. обыкновенное счастье не принимает во внимание наслаждение другого]"
==================
Основная характеристика Прити - это постоянное памятование Кришны: tvām anusmarataḥ Это памятование сопровождается неким набором характеристик, о которых говорит Дживапада, и из-за которых эта духовная Прити отличается от мирской Прити, которая является манифестацией майа-шакти. Но в целом суть состоит в постоянных мыслях об объекте. Об этом также говорится в знаменитых словах Господа Шивы из Уттара-кханды Падма Пураны (17.100) (которые цитируются в ЧЧ. Мадхья 22.113):
smartavyaḥ satataṁ viṣṇur
vismartavyo na jātucit
sarve vidhi-niṣedhāḥ syur
etayor eva kiṅkarāḥ
"Надо всегда помнить о Вишну и не забывать Его ни при каких обстоятельствах. Все предписания и запреты, упомянутые в шастрах, должны служить этим двум принципам".
P.S. Именно поэтому Вишванатха Чакраварти говорит в Рага-вартма-чандрике (11), что смаранам является самой главной ангой на пути рагануга бхакти: prathamataḥ kṛṣṇaṁ smaran iti smaraṇasyātra rāgānugāyāṁ mukhyatvaṁ rāgasya mano-dharmatvāt. - "[в стихе, процитированном выше] фраза "кришнам смаран" означающая "памятовать Кришну", указывает на то, что анга смаранам, памятование, является самой главной (пратхама) на пути рагануги, поскольку рага - это функция ума (мано-дхарма)"
В комментарии, среди всего прочего, Ананта дас Бабаджи приводит шлоку из Бхагаватам 10.80.11:
smarataḥ pāda-kamalam
ātmānam api yacchati
kiṁ nv artha-kāmān bhajato
nāty-abhīṣṭān jagad-guruḥ
"Джагат Гуру Шри Кришна даже дарует Самого Себя тому человеку, который памятует о его лотосных стопах. Что же тогда говорить о деньгах и чувственных наслаждениях, которых преданные даже не желают?"
и комментарий Дживы к этой шлоке из Бхакти-сандарбхи 277: smarataḥ smarate sākṣāt prādurbhūya ātmānāṁ smartur vaśīkarotītyarthaḥ - "Шри Кришна лично явится перед человеком, который памятует Его и дарует Себя ему, что означает, что Он подчиняется преданному, который памятует Его".
Комментариев нет:
Отправить комментарий