пятница, 29 июля 2016 г.

Расставить точки над «i» касательно Шикша Парампары

Хочется подвести некие итоги касательно и этого вопроса. :-) До этого я уже писал блоги:
1) Шикша Парампара
2) Бхактивинода Паривар
3) О роли Дикша-парампары

 Хочу привести для начала некие свеженькие типичные цитаты одного бхакты касательно этой темы и мои ответы, поэтому если вас в целом интересует мое окончательное мнение - можете прокрутить до конца блога :-)

бхакта: Иногда некоторые недалекие, завистливые люди, не понимающие смысла поступков и реформ Шрилы Сарасвати Тхакура, осмеливаются критиковать его за саму концепцию «шикша-парампары». При этом такие критики часто называют себя «традиционными» гаудия-вайшнавами, принадлежащими к одной из непрерывных дикша-линий, берущих начало от кого-нибудь из близких спутников Махапрабху. Но эта критика и «претензии» основаны на недостаточном знании или просто вызваны тем самым банальным чувством этого мира – злобой.

damodardas: в полемике это очень грязный прием. Это просто демагогия и переход на личности.

бхакта: Они упускают из виду тот факт, что, во-первых, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур никогда и нигде не говорил, что мы признаем только лишь тех великих ачарьев, которые упомянуты им в этом списке, а остальных – нет.

damodardas: О, отлично. Бхактой дается меткое определение - "этот список". Это действительно не "парампара" (слово, которое означает "один за другим"), а некий список ачарьев из разных Париваров, взятый "от потолка". Вообще, конечно, очень странно...в чем тогда вообще смысл этого шикша-списка, если в такой же степени признается авторитет шикши других ачарьев Гаудия Сампрадаи, не упомянутых в нем?

бхакта: Во-вторых, параллельно с шикша-парампарой, описанной в этом стихе, существовала также и дикша-парампара — т.е. почти каждый представитель шикша-парампары несомненно получил дикшу. Но поскольку сутью дикши является передача божественного знания, относящегося к Господу и Его мантре (дивйам̇ джн̃а̄нам̇ йато дадйа̄т), и это знание является более важным, чем просто нашептанная мантра, то поэтому на шикша-парампаре и ставится больший акцент, что при этом не отрицает важности принятия дикши.

damodardas: Я делал заметку о роли Дикши - http://damodardas.blogspot.com/2014/12/blog-post_28.html

Очень большое количество шастра-праманов, которые подтверждают важность дикши. Почему тогда первые 2 главы Хари-бхакти-виласы полностью посвящены описанию дикши? Почему Рупа Госвами акцентирует на этом свое внимание в Бхакти-расамрита-синдху и т.д.?

Вообще, слова о том, что не отрицается важность принятия дикши, мне видятся несколько странными и кажутся попыткой "сгладить острые углы". Например, Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж в своей книге "Шри Гуру и его милость" говорит в несколько другом тоне:

Итак, сущность гуру парампары, ученической преемственности--это шикша, или духовные поучения, и где можно найти их, там можно найти и гуру. Тот, кто имеет трансцендентное, духовное зрение, узнает гуру, где бы он ни появился. Тот, кто передает знание абсолютной божественной любви в чистоте--тот гуру. Иначе говоря, гуру парампара--только парампара людей: преемственность людей. Так каста брахманов, или каста госвами, будет продолжать свое ремесло, потому что они получают мантру от человека к человеку. Но их мантра мертва. Мы следуем живой мантре, и только там, где мы можем найти живое устремление тенденцию к высшему виду преданного служения, там мы найдем и нашего гуру. Тот, в ком пробудилось такое зрение, сможет узнать гуру, где бы он ни появился.

т.е. он прямо отвергает важность дикши, поскольку "их мантры мертвы". Так уж исторически сложилось, что где-то в первые 3 столетия своей истории, Традиция в основном передавалась и хранилась в руках "касты Госвами". И в целом Бхакти Ракшак Шридхар Свами, также как и уважаемый бхакта, получил саму возможность говорить об этих вещах, именно из-за того, что эти люди пронесли Традицию сквозь столетия, и она выжила к началу 20-ого ст. Это всё очень напоминает попытки оклеветать и изнасиловать собственную мать.

Вообще, самый любимый аргумент последователей Сарасвата-Гаудии состоит в том, что "если бы не Прабхупада и Бхактисиддханта, то вы бы не узнали о Традиционной Гаудие", но это работает и в другую сторону: "Если бы не деятельность "касты Госвами", "сахаджия бабаджи" и т.п. - то ни Бхактисиддханта, ни Прабхупада также бы не узнали ничего о Гаудия Вайшнавизме, по крайней мере, по той простой причине, что Бхактивинод бы так и остался шактой-мясоедом, если бы не соприкоснулся с "джати-госаи" Бипином Бихари Госвами. :-)

бхакта: Очень часто такие люди любят указывать на то, что в парампаре, описанной Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, есть «промежутки» между поколениями преданных — например между Нароттамом дасом Тхакуром и Вишванатхом Чакраварти, между которыми было несколько поколений гуру и учеников (Нароттама-Гангачарана-Кришначарана-Радхарамана-Вишванатха). Удивительно, но они как-то или не знают или не хотят замечать тот факт, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур не был первым в этом. Например: существует прославленный труд Кришнадаса Кавираджа Госвами под названием «Говинда-лиламрита». В нем описываны сокровенные развлечения Радха-Кришны и поэтому такие «традиционные» преданные, как правило, очень любят «Говинда-лиламриту». Ученик Кришнадевы Сарвабхаумы, непосредственного ученика Вишванатхи Чакраварти Тхакура, по имени Вриндаван Чакраварти в 1779 году написал к нему комментарий под названием «Сада̄нанда-видха̄йинӣ-т̣ӣка̄». В самом начале этого комментария он пишет:
натва̄ гурум̇ кр̣шн̣а-девам̇
виш́вана̄тхам̇ нароттамам
локана̄тхам̇ намаскр̣тйа
кр̣шн̣а-чаитанйам а̄ш́райе
«Предложив поклоны своему духовному учителю, Кришнадеве, а также Вишванатхе Чакраварти, Нароттаму дасу Тхакуру и Локанатхе Госвами, я принимаю прибежище у Господа Шри Кришны Чайтаньи».
Разве это не похоже на соответствующую часть «Гуру-парампары» Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады?

damodardas:  Во-первых, хочется сказать, что бхакте как члену исккона вообще нельзя читать такие вещи как комментарий Вриндавана Чакраварти на Говинда Лиламриту. Нужно обратиться к резолюции Джи-би-си: 

8.2.1.8 Избегать литературы “расика-бхакти”
Члены ИСККОН должны регулярно изучать Бхагавад-гиту Как Она Есть, Шримад-Бхагаватам, Чайтанья-чаритамриту и другие книги, которые дал нам Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада. С недавнего времени в ИСККОН стала распространяться литература, которая сосредотачивает внимание главным образом на “расика-бхакти”, сокровенных лилах Радха-Кришны и других темах, предназначенных только для очень возвышенных душ. Чтение такой литературы представляет собой отклонение от указаний Шрилы Прабхупады и препятствует успешному духовному прогрессу преданных ИСККОН, поэтому преданные ИСККОН не должны приобретать /покупать или получать от кого-то/, читать, обсуждать или распространять такую литературу.(95)

Ну да я несколько отвлекся. Приведенная шлока - в ней нет никакой речи о шикша-парампаре. Это просто типичнейшая мангала-шлока, и можно встретить десятки подобных в произведениях Гаудийских ачарьев. В ней он выражает почтение своему дикша-гуру, отдельно - 3 учителям из его дикша-парампары, и также - Махапрабху.

Гуру Пранали Вриндавана Чакраварти выглядит следующим образом:
1)  Адвайта Ачарья
2) Локанатх Госвами
3) Нароттам дас Тхакур
4) Ганга Нараяна Чакраварти
5) Кришначаран Чакраварти
6) Радха Раман Чакраварти
7) Вишванатха Чакраварти
8) Кришнадева Сарвабхаума
9) Вриндаван Чакраварти

Найти намек в этой мангала-шлоке на шикша-парампару - это надо иметь действительно хорошее воображение :-)

бхакта: Шикша-парампару можно проследить в самой главной из всех шастр – Шримад-Бхагаватам:
касмаи йена вибха̄сито ‘йам атуло джн̃а̄на-прадӣпах̣ пура̄
тад-рӯпен̣а ча на̄рада̄йа мунайе кр̣шн̣а̄йа тад-рӯпин̣а̄
йогӣндра̄йа тад-а̄тмана̄тха бхагавад-ра̄та̄йа ка̄рун̣йатас
тач чхуддхам̇ вималам̇ виш́окам амр̣там̇ сатйам̇ парам̇ дхӣмахи
«Я медитирую на эту чистую и безупречную Верховную Абсолютную Истину, которая свободна от страданий и смерти и которая в самом начале лично открыла этот несравненный факел знания Брахме. Брахма затем рассказал его мудрецу Нараде, который поведал его Кришна-двайпайана Вьясе. Шрила Вьяса открыл этот Бхагаватам величайшему среди мудрецов, Шукадеве Госвами, а Шукадева милостиво рассказал его Махарадже Парикшиту». (ШБ 12.13.19).

damodardas: О, а вот это уже аргумент. Пусть никто из ачарьев и не комментирует эту шлоку, что она является "шикша-парамарой" - просто из-за того, что такой концепции до Бхактисиддханты просто не существовало, но по большому счету, если такую концепцию ввести, то Бхагаватам действительно описывает что-то, что соответствует этому, и, кстати говоря, в 4-ой главе Гиты тоже приводится что-то подобное. Какие же основные черты этих парампар: 

1) знания передавались через непосредственный контакт индивидуумов. Чего и близко нет в шикша-парампаре Бхактисиддханты, где, как метко заметил бхакта, существуют промежутки в сотню лет между "звеньями" этой парампары.
2) Знания передавались в неизменном виде, не внося никаких сущностных изменений, в случае же Бхактисиддханты есть десятки случаев прямого изменения и не-следования указаниям, которые давали якобы "шикша учителя". Ключевая идея шикша-парампары, по идее, и состоит в беспрекословном следовании шикше предыдущих ачарьев - чего, к сожалению, нельзя увидеть касательно Бхактисиддханты. 

==================

Если подвести какие-то итоги...Садху Баба в действительности не так сильно не акцентировал на этом внимание, несмотря на то что он отмечал, что такая парампара должна быть.
advaitadas: "Я пытаюсь побудить Бабу сказать что-то про значение непрерывной гуру парампары. Реакция Бабы прохладна. Выглядит, что он не находит это таким важным, как считаю я, поскольку я был обучен в институции без парампары, и только оставил это место пол года назад. После того как я настаивал несколько раз, он в конце-концов сказал: guru paramparA yadi thik thik nA thAke bhajane siddhi hobe na  - " Если гуру-парампары не существует, ты не сможешь достигнуть успеха в бхаджане". 

Исторически складывается, что где-то 90 % западных людей падают, после получения дикши в непрерывной линии. У того же Кришнадаса Мадраси Бабы из 22 западных учеников 19 оставило практику. Это просто некое предварительное начальное условие, после которого, собственно говоря, и начинается настоящий бхаджан, и только от самого садхаки зависит, достигнет ли он в этом успеха. Кажется, что у большинства западных людей, получивших такую дикшу, развилось настроение гуру-бхоги: они просто посчитали, что сам факт посвящения им что-то даст. Это вообще не так. И история Традиционного Гаудия Вайшнавизма на Западе, где из нескольких сот бхакт получивших дикшу, сейчас практикует лишь несколько десятков, четко всё это показывает.  Мне кажется, что в целом западные люди, получившие посвящение в Париварах, излишне акцентируют на этой теме внимание.  И в целом, есть множество куда более важных вопросов о различии, на которые по сути вообще не обращается внимание - как со стороны "Париварных Садхаков", так и со стороны апологетов Сарасвата Гаудии, ведь я написал уже очень много всего, но почему-то гневные памфлеты пишутся именно только касательно этого вопроса.



Комментариев нет:

Отправить комментарий