четверг, 31 октября 2013 г.

Рагануга Бхакти (Часть 7)



В своих писаниях, Свамиджи упорно представляет ваидхи бхакту как неофита, а рага бхакту - как продвинутого преданного. Он объясняет это разделение садханы на ваидхи и раганугу следующим образом (Нектар Преданности, вторая глава):  

В садхане-бхакти, то есть практике преданного служения, можно выделить две ступени. Первая ступень называется служением, основанным на соблюдении регулирующих принципов; при этом преданный следует регулирующим принципам, беспрекословно выполняя все указания духовного учителя или авторитетных писаний. Это называется ваидхи, то есть «регулируемое». Все эти предписания преданный должен выполнять безоговорочно. Вторая ступень садханы-бхакти называется раганугой. Рагануга начинается с того момента, когда человек, соблюдающий регулирующие принципы, развивает в себе некоторую привязанность к Кришне и начинает заниматься преданным служением из любви к Нему. К примеру, тому, кто занят преданным служением, предписывается вставать рано утром и проводить арати, что является одной из форм поклонения Божеству в храме. На начальной стадии он встает рано утром и проводит арати, выполняя указание своего духовного учителя, но постепенно в нем развивается искренняя привязанность к этому. И тогда он уже сам старается украсить мурти Господа, нарядить Его в красивые одежды и все время думает о том, как лучше Ему служить. Служение на этой ступени еще относится к регулируемой практике бхакти, садхане-бхакти, но это любовное служение уже спонтанно, человек занимается им по внутреннему побуждению. Итак, практика преданного служения делится на регулируемую и спонтанную.

Ответ: Следуя подобной логике, сиддха спутников Господа Вишну на Вайкунтхе, которые являются ваидхи бхактами, нужно будить на мангала арати? Этот довод показывает, что рага бхакти не должна переводиться или представляться как "спонтанная преданность", поскольку сиддха бхакты на Вайкунтхе, очевидно, не нуждаются в том, чтобы кто-либо подстрекал их заниматься преданным служением. 

Свамиджи комментирует Шримад Бхагаватам 3.5.4:

 Практика бхакти-йоги, регулируемая принципам вайдхи-бхакти, то есть регламентированное преданное служение,описана в шастрах и рекомендована великими ачарьями. Эта практика помогает преданному-неофиту достичь стадии рага-бхакти, на которой Сам Господь начинает давать ему наставления изнутри как чайтья-гуру (то есть, когда в роли духовного учителя выступает Сверхсознание)

 Ответ: Тут опять Свамиджи предполагает, что рага бхакти - это некий вид аспиратской стадии ваидхи бхакти. Это будет означать, что совершенное ваидхи бхакты, такие как Прахлада, Бхишма и Нарада, не получают насталений изнутри от чайтья-гуру, или Сверхдуши?  

Как вывод: Ваидхи садхака и рагануга садхака проходят через различные стадии, описанные в стихе ädau çraddhah, идя каждый своим соответственным путем. Ваидхи садхана и рагануга садхана -  не являются двумя последующими стадиями одного пути, но это различные пути, которые ведут к различным целям.

Дополнительные обсуждения касательно рагануга бхакти  

Бхакта: Некоторые говорят, что это более смиренно - стать слугой Матушки Яшоды на почтительном расстоянии, чем быть в непосредственной близости как манджари с Радха-Кришной.  
Адвайтадас: Никто не сможет достичь духовного мира, не будучи при этом полностью смиренным. Если остался хоть гран гордости, тогда ты просто-напросто не сможешь войти в эту реальность: быть манджари, слугой матушки Яшоды, спутником Господа Нараяны, или занимать какое-либо иное положение. Это предположение является полностью исккуственной ментальной конструкцией, которая совсем не основана на раса вичаре, лобхе (духовной жадности), или наставлениях какого-либо ачарьи. Манджари бхава превосходит по вкусу или качеству, но не по количеству. По качеству есть 4 вида вкусов: дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья, количественно есть только один - полное шаранагатам (предание). Манджари бхава основывается на абсолютной привлеченности, а не на амбициях или гордости. Манджари не являются ни более смиренными, ни более гордыми чем слуги матушки Яшоды. Это не является смыслом манджари бхавы. Сидханта "чем больше предания, тем раса более высока" - это всего лишь миф.
Бхакта: Что насчет Ваикунтхи как остановкой по пути на Голоку? Может ли человек продвинуться дальше на Голоку после достижения Вайкунтхи?
Адвайтадас: Бхакти Расамрита Синдху и Чайтанья Чаритамрита говорят о двух параллельных путях, которые имеют различные симптомые прогресса (бхава, према), а также различные цели - ваидхи бхакти приводит на Вайкунтху, и рагануга бхакти приводит во Врадж. Пример Гопа Кумара из Брихад Бхагаватамриты не относится к обыкновенным садхакам. Он считается скорее образцом, а не прототиом обыкновенного садхаки. В Чайтанья Чаритамрите, Мадхья Лила, глава 14, был дебат между Шривасом Пандитом, который отстаивал позицию айшварьи, и Сварупой Дамодарой, который был на стороне мадхурьи. Дебат так и остался неразрешенным - Шривас так и остался при своем. Мурари Гупта и Валлабха были Рама-бхактами, сам Махапрабху и Рупа-Санатана проповедовали им, чтобы они стали Кришна бхактами, но они не были обращены. Это просто была их стхайи бхава. Если Вайкунтха является остановкой в пути, то тогда возникает сразу же этот вопрос о стхайи бхаве.  
Бхакта: Почему всегда должна быть манджари бхаква, почему не гопи бхава (служение Кришне в качестве постушка)?
 Адвайтадас:
1. Факт состоит в том, что есть тщательно разработанные системы садханы и целые сообщества вайшнавов, вся жизнь которых вращается вокруг манджари бхава, и совсем нет (согласно моим знаниям) того, что бы касалось гопи бхавы (у которой лишь скудное описание в шастрах и нет никакой социальной поддержки) - это не должно выглядеть как случайность, но как ясный признак того, что Махапрабху действительно хочет от нас, чтобы мы практиковали манджари бхав.
2. Вся Гаудия Сампрадая инициирована в кама гайатри - мантра, в которой поклоняются Кришне как транцендентному юному купидону (Мадана Гопалу) Враджа - это несовместимо с тем, чтобы любить Кришну как ребенка или как друга, не так ли? Есть ли хоть один Гаудия Вайшнав, инициированный в мантру, где поклоняются Кришне как ребенку или как к другу?
3. Вся Гаудия Вайшнава Сапрадая поет Гурваштаку Шрипады Вишванатхи Чакраварти, в которой он ясно описывает Гурудева как помощницу гопи в совершенствовании любовных развлечений Шри Шри Радха-Кришны - nikuïja yunoù rati-keli siddhyaiù yä yälibhir yuktir apekñaëéya
4. В этой же Гурваштаке, Шри Вишванатха Чакраварти описывает то, как Гуру всегда жаждет наслаждаться нескончаемой сладостью развлечений, атрибуами, формой и именами Шри Радхики и Мадхавы - не играми Кришны с пастушками или родителями - çré rädhikä mädhavayor apära mädhurya lélä guëa rüpa nämnäm pratikñaëäsvädana lolupasya…”

Бхакта 2:Мы видем в Чайтанья Чаритамрите, что Шри Кришна даса Кавираджа Госвамипада написал, cäri bhäva diyä prabhu näcäimu jagate, что Шриман Махапрабху даровал четыре бхавы,  cära-vidha braja-bhäva, и благодаря этому, весь мир начал танцевать. А Вы говорите, что Махапрабху в действительности хочет, чтобы мы практиковали манджари бхаву, можете пожалуйста прокомментировать это?
Адвайтадас:
1.Да, как принцип, даны эти четыре бхавы, но практически вы можете увидеть, что на манджари бхаве  построены огромные системы (Гутики, сиддха пранали, йогапитха, карты и тд тп.), но ничего такого нет касательно других бхав (в соотвествии с моими знаниями)
2. Гаудия Вайшнавские писания описывают преимущественно мадхурья расу, до такой степени, что Рупа Госвами, когда описывает тему Бхакти Расамрита Синдху, описывает ее лишь вкратце и отправляет к отдельной книге, которую он написал касательно этого, Уджвала Ниламани, которая по размерам сопостовима  с самой Бхакти Расамрита Синдху.
3. Вступительный стих Чайтанья Чаритамриты (также составленный Рупой Госвами), anarpita carià cirät karuëayä avatérëa kalau samarpayitum unnatojjvala sva bhakti çriyam, раскрывает превосходство мадхурья расы (unnata ujjvala rasa).

Комментариев нет:

Отправить комментарий