четверг, 13 марта 2014 г.

Могут ли млеччхи стать брахманами в этом рождении? (Часть 2)



Брахман на ступеньках гхата
В своей тике на Бхагаватам Крама Сандарбха Джива Госвами говорит:

tatra yogyatāyāṁ labdhārambho bhavatīty arthaḥ. tad-anantara-janmany eva dvijatvaṁ prāpya tad-ādy-a dhikārī syād

«Это лишь означает, что есть начало, положенное при помощи квалификации – он в действительность становится квалифицированным, приняв рождение брахмана в следующей жизни». 

Из этого огромного количества авторитетных свидетельств, должно быть ясно, что фраза guṇa karma vibhāgaśaḥ, «разделенные в соответствии с качествами и деятельностью», которая часто цитируется из Бхагавад Гиты 4.12 для того чтобы доказать, что единственно квалификации в этот самый момент достаточно для того, чтобы быть квалифицированным брахманом, относится к накоплению в предыдущих рождениях определенных качеств (гуна) и деятельности (карма), которые  служат причиной того, что человек рождается в определенной касте в этой жизни. Шрила Баладева Видьябхушана комментирует Б.Г. 18.41, что свабхава, или природа, формируется впечатлениями из прошлых рождений - svabhāvaḥ prāktana-saṁskāras. Невозможно изменить законы кармы, природу и последующее перевоплощение.
Шри Вишванатха Чакравартипада еще больше раскрыл этот момент, утверждая, что поскольку такая деятельность по совершению жертвоприношений является более низкой в духовной иерархии, чем непосредственное служение Кришне, ей не следует заниматься даже брахманам-вайшнавам. Санатана Госвами говорит в Брихад Бхагаватамрите (2.2.57):  

eṣāṁ yajñaika niṣṭhānām aikyenāvaśyake nije
jape ca sad gurūddiṣṭe māndyaṁ syād dṛṣṭa sat phale

[Марахиши предложили Гопа Кумару статус брахмана, но он подумал про себя:]  «Если я приму положение брахмана, это может повредить моей практике мантры, которую я получил от квалифицированного гуру, и это не есть хорошо. Брахманы занимаются лишь яджнями и ничем иным».

Вторая инициация, или мантра-инициация – это не брахманическая инициация.
Брахманический шнур необходим лишь для повторения Брахма Гаятри, но для Гаятри мантр, полученных при Вайшнава дикше, таких как Гопала мантра и Кама Гаятри. Только последние две упоминаются в Хари-бхакти виласе как Гаудия Вайшнава дикша мантры. О том, что брахманическая инициация и мантра инициация – различные вещи, можно увидеть в Хари-бхакти виласе(2.3-4):

dvijānāṁ anupetānāṁ sva-karmādhyayanādiṣu
yathādhikāro nāstīha syāccopanayanād anu
tathātrādīkṣitānāṁ tu mantra devārcanādiṣu
nādhikāro'styataḥ kuryād ātmānaṁ śiva saṁstutam

А.Ч. Бхактиведанта Свами цитирует этот стих в своем комментарии к Чайтанья Чаритамрите (Мадхья 15.108) и переводит его следующим образом: 

«Даже рожденный в семье брахманов, человек не может заниматься Ведическими ритуалами без получения инициации и священного шнура. Хоть и рожденный в семье брахманов, человек становится брахманом после инициации и церемонии получения священного шнура. Если человек не инициирован как брахман, он не может поклоняться Святому Имени должным образом». 

Это, однако, не является корректным переводом. Правильный перевод таков:

«Точно также как анупанита випра [рожденный брахманом, который все еще не получил инициацию священным шнуром] все еще не квалифицирован для того, чтобы изучать Веды, но становится таковым после получения упаяна [священного шнура] самскары, таким же образом не инициированный человек не является квалифицированным для арчаны [храмового поклонения]. Поэтому человеку следует принять дикшу [śiva saṁstutam iti dīkṣitam]».

Заслуживающими внимания являются слова tathā [также] и  atra [тут], 'тут' означает «в практике арчаны», показывая, что этот стих является сравнением между брахманизмом с одной стороны, и Вайшнава дикшей – с другой; это – две различные категории, не одно и то же самое. 

мальчик брахман совершает аргхьям

Брахмана называют двиджей, или дваджырожденным. Как может быть второе рождение (упаяна самскара) без первого (шаукра или биологическое рождение)? Инициация в брахма гаятри совершается отцом мальчика брахмана, когда ему около 11 лет. Мальчик не должен в течении многих дней видеть солнце (поскольку брахма гаятри – это солнечная мантра), и его закрывают в  комнате, где все окна затворены; ему дают есть лишь хавишьянну (кашу без соли, специй или сахара). Например, Махапрабху уже носил свой шнур, когда получил Кришна мантру от Ишвары Пури, и Адвайта Прабху повторял брахма гаятри десятки лет к тому моменту, когда получил Кришна-мантру от Мадхавендры Пури. 
А что делать, если «квалифицированный» брахман падает, начинает употреблять алкоголь и заниматься незаконным сексом. Мы должны забрать его шнур и вернуть, как только он опять начнет следовать принципам? Не является ли это странным?  Говорится ли про это в каком-либо Ведическом писании? Мы можем увидеть, что западные Вайшнавские организации, у которых 100 %-ая популяция брахманов, имеют высокий процент разводов, женщины зачинают детей от различных мужчин – в Индии даже жены дворников не делают такое. Некоторые «квалифицированные брахманы» держат собак у себя дома, опять-таки то, что в Индии не делают даже дворники – в чем же тогда состоит их квалификация тогда?  
Касательно двиджатвы в Хари-бхакти виласе (2.12), где говорится:

yathā kāñcanatā yāti kāṁsyaḥ rasa vidhānataḥ
tathā dīkṣā vidhānena dvijatvaṁ jāyate nṛṇā

«Бронза, соединяясь с ртутью в алхимической реакции, превращается в золото. Подобно этому,  человек получает статус дваждырожденного через процесс дикши». 

В своем комментарии Санатана Госвами говорит что двиджатма означает випрата для всех (sarveṣām eva dvijatva vipratā), и это выглядит как оправдание для превращение всех в брахманов. Однако
1)      Это не упоминает брахма гаятри, это утверждение имеет дело с Вайшнава дикшей. 
2)      Если бы это касалось брахма гаятри, тогда это противоречило бы вердикту Шридхары Свами и Дживы Госвами, что это невозможно для не-брахманов в этом рождении.  
3)      В своей Бхакти Сандарбхе (298) Шрила Джива Госвами процитировал этот стих под заголовком athārcanādhikāri nirṇayaḥ «сейчас следует определение квалификация для поклонения божествам».  Тогда он продолжает, цитируя писания про то, что все касты квалифицированы для поклонения божествам, заканчивая yathā kāñcanatā. Таков контекст, в котором появляется этот стих. 
4)      Никто из вечных спутников Махапрабху, таких как Адвайта или Нитьянанда, Гададхара, Шринивасачарья, Нароттама, Шьямананда, никто из их учеников, учеников их учеников, не практиковали подобной «брахманической инициации», включая Брахма Гаятри в процесс. mahājano yena gata sa pantha  - Человек должен следовать по стопам махаджан. Все махаджаны считали подобную практику утпата, или социальным беспокойством. До 1918 года, 350 лет с момента составления Хари-бхакти виласы, никто никогда не получал «брахманической инициации». То есть следует понимать, что Шрипад Бхактисиддханта Сарасвати разбирался в этом вопросе лучше, чем Панча Таттва, Шесть Госвами и все последующие Ачарьи?   
5)      В Бхакти Расамрита Синдху (1.2.62) Рупа Госвами цитирует Каши-кханду:
 
antyajā api tad-rāṣṭre śaṅkha-cakrāṅka-dhāriṇaḥ
samprāpya vaiṣṇavīṁ dīkṣāṁ dīkṣitā iva sambabhuḥ

«В той стране даже внекастовые носили знаки раковины и диска. Они получили Вайшнава дикшу и, таким образом, стали подобны священникам».

Радха-чаран  Баба

Вишванатха Чакраварти комментирует: yājñikā iva sambabhur – «дикшита ознает, что они они подобны священникам». iva означает «подобны», не то, что они в действительности становятся священниками. 

Последователи Гаудия Матха пытаются отвергнуть или преуменьшить авторитет Хари-бхакти Виласы (подобно тому, как это сделал А.Ч.Бхактиведанта Свами в своем комментарии к Чайтанья Чаритамрите Мадхья 1.35:)

"Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет, что регулирующие принципы преданного служения, сформулированные Гопалой Бхаттой Госвами, не в полной мере соответствуют принципам философии вайшнавов…По мнению Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами, строго следовать «Хари-бхакти-виласе» — значит неукоснительно соблюдать вайшнавские ритуалы. Бхактисиддханта Сарасвати утверждает, что фрагменты работы Гопалы Бхатты Госвами, в основу которых положен текст «Хари-бхакти-виласы», написаны под влиянием смарта-самаджи, доктрины кастовых брахманов. Поэтому из работы Гопалы Бхатты Госвами очень трудно извлечь конкретные указания для вайшнавов".

 Но это не является фактом, что эта книга, составлена Гопал Бхаттой Госвами и прокомментирована Санатаной Госвами под влиянием смарта-самаджи. Она была написана благодаря вдохновению, полученному от Господа.
Когда Шриман Махапрабху рассказал вкратце, о чем Санатан Госвами написать в в Хари-бхакти виласе, Он заверил его: yabe tumi likhibā kṛṣṇa korābe sphuraṇa, - «Кришна раскроет тебе, о чем нужно писать». (Ч.Ч. Мадхья 24. 340).
 В первом же стихе Хари-бхакти виласы говорится о том, что она написана для удовольствия вайшнавов (не для смартов и находящихся на телесном уровне людей)  - caitanya-devaṁ bhagavantam āśraye śrī-vaiṣṇavānāṁ pramude’ñjasā likhan.

Если бы это произведение в действительности было написано для смартов, очевидно, что Гопал Бхатта Госвами и Санатан Госвами внесли бы ясность касательно этого вопроса. Но почему они молчат? Например, Джива Госвами в начале своего комментария Лочана-рочани к Уджвала Ниламани говорит: svecchayā likhitaṁ kiñcit kiñcit likhitaṁ parecchayā -  «некоторые утверждения я написал в соответствии с моими собственными желаниями, а некоторые – держа в уме желания других». Но и от Санатаны Госвами, и от Гопала Бхатты Госвами нет ни одного подобного утверждения в Хари-бхакти виласе

Шримад Бхагаватам 1.7.43: 

uvāca cāsahanty asya bandhanānayanaṁ satī
mucyatāṁ mucyatām eṣa brāhmaṇo nitarāṁ guruḥ

«Драупади не могла терпеть, что Ашватхама связан веревками, и, из-за того что была сострадательной женщиной, сказала: «Освободите его, поскольку он брахман, наш духовный учитель»». 

Слова  brāhmaṇo nitarā guruḥ в действительности означают «брахманы всегда являются Гуру». Это ясно показывает, что к Ашватхаме  все же обращаются как к брахману, несмотря на его отвратительный поступок. Он не стал шудрой или более низким из-за своей греховной деятельности. Даже с двиджа-бандху следует обращаться иначе чем с другими, даже если он совершает самые отвратительные грехи и является ататайи; его никогда не следует убивать:  śrī-bhagavān uvācabrahma-bandhur na hantavya.Господь сказал: «Не следует убивать падшего брахмана». (Ш.Б. 1.7.53). Таким образом необходимо выражать уважение брахманам.  

Кануприя Госвами

Бхагаватам обучает уважению семьям Гуру также, как в утверждении Драупади (Шримад Бхагаватам 1.7.46):

tad dharmajña mahā-bhāga bhavadbhir gauravaṁ kulam 
vṛjinaṁ nārhati prāptuṁ pūjyaṁ vandyam abhīkṣṇaśaḥ

«О знаток Дхармы! Ты не должен причинять страдания семье твоего Гуру, поскольку они всегда достойны похвалы и того, чтобы им поклонялись». 

Шридхара Свами и Вишванатха Чакраварти в своих комментариях оба объясняют слово gaurava как guroḥ kulam, семья Гуру.

(to be continued)



1 комментарий:

  1. автор статьи не учитывает политической ситуации тех времен: через воинствующую исламизацию,под угрозой была ВСЯ ведическая культура,индуизм.По этому строгое и неукоснительное следование букве шастр,было реально необходимо.И уровень тогдашних брахманов был в сотне раз выше нынешних,кроме того за священный шнур в те времена могли просто убить.И многие из высших варн,принимали ислам,или скрывали свое происхождение перед страхом смерти.Учитывайте Время,Место,Обстоятельства

    ОтветитьУдалить