В своей статье Адвайта джи говорит: "Шри Чайтанья Махапрабху
обучал своих последователей принципу tṛṇād api sunīcena – «Человек должен считать себя ниже
травинки», а не то, что млеччха провозглашает себя равным брахману".
Примеры истинной вайшнаваты можно найти в Чайтанья Чаритамрите:
Когда Калидас пришел к великому преданному Джхаду Тхакуру, который был из низкой касты, и попросил чтобы Джхаду Тхакур поставил ему стопы на голову (pāda-raja deha', pāda mora māthe dhara), Тхакур ответил (Антья 16.23):
ṭhākura kahe,--"aiche vāt kahite nā yuyāya
āmi--nīca-jāti, tumi--susajjana rāya"
"Вам не следует спросить меня про такие вещи. Я принадлежу к семье из очень низкой касты. А Вы - уважаемый Господин".
"Я считаю собакоеда, который отдал все - ум, слова, поступки, богатство и жизнь - Верховному Господу, превосходящим брахмана, у которого есть все 12 качеств [упомянутых в предыдущем стихе], но у которого нет преданности к лотосным стопам Господа. Он очищает всю свою семью, в отличии от того, кто считает себя великим [bhūri-māna]". (ШБ 7.9.10)
aho bata śva-paco 'to garīyān
yaj-jihvāgre vartate nāma tubhya
tepus tapas te juhuvuḥ sasnur āryā
brahmānūcur nāma gṛṇanti ye te
"Как удивительно! Те, с чьего языка никогда не сходят [Твои] Имена, более велики, чем [брахманы]. Такие повторяющие Святые Имена личности уже совершили все аскезы, жертвоприношения, приняли омовение [во всех Святых Местах], выучили все Веды. Они являются настоящими ариями". (ШБ 3.33.7)
"Я - низкого происхождения. У меня нет Кришна-бхакти. Это может касаться других, но у меня нет такой силы".
"Боясь этой славы [пратиштхи], Пури скрылся из этого места [убежав из Ремуны]. Но слава всегда идет вслед за преданным".
tomā-sparśe pavitra haya deva-muni-gaṇa
Махапрабху действительно принес поклонение, которое не зависит от того, в каком теле человек родился и в каком месте он поклоняется. Но этикету Он, определенно, следовал [как это видно из этого случая, также, к примеру, из того, что он никогда не принимал прасадам, приготовленный не-брахманами] , и никогда не говорил про то, что низкокастовые имеют право получать шнур и занимать положение брахмана.
Примеры истинной вайшнаваты можно найти в Чайтанья Чаритамрите:
Когда Калидас пришел к великому преданному Джхаду Тхакуру, который был из низкой касты, и попросил чтобы Джхаду Тхакур поставил ему стопы на голову (pāda-raja deha', pāda mora māthe dhara), Тхакур ответил (Антья 16.23):
ṭhākura kahe,--"aiche vāt kahite nā yuyāya
āmi--nīca-jāti, tumi--susajjana rāya"
"Вам не следует спросить меня про такие вещи. Я принадлежу к семье из очень низкой касты. А Вы - уважаемый Господин".
После этого Калидас продекламировал несколько стихов, а именно (25-27):
na me 'bhaktaś catur-vedī
mad-bhaktaḥ śva-pacaḥ priyaḥ
na me 'bhaktaś catur-vedī
mad-bhaktaḥ śva-pacaḥ priyaḥ
tasmai deyaṁ tato grāhyaṁ
sa ca pūjyo yathā hy aham
"Без бхакти, даже если человек является чатур-веди [знатоком 4 Вед], не является Моим; но Мой бхакта, даже из семьи собакоедов, Мне дорог. От него следует принимать [остатки пищи и т.д.] - такая личность достойна такого же поклонения, как и Я сам".
viprād dvi-ṣaḍ-guṇa-yutād aravinda-nābha-
pādāravinda-vimukhāt śvapacaṁ variṣṭham
manye tad-arpita-mano-vacanehitārtha-
prāṇaṁ punāti sa kulaṁ na tu bhūrimānaḥ
sa ca pūjyo yathā hy aham
"Без бхакти, даже если человек является чатур-веди [знатоком 4 Вед], не является Моим; но Мой бхакта, даже из семьи собакоедов, Мне дорог. От него следует принимать [остатки пищи и т.д.] - такая личность достойна такого же поклонения, как и Я сам".
viprād dvi-ṣaḍ-guṇa-yutād aravinda-nābha-
pādāravinda-vimukhāt śvapacaṁ variṣṭham
manye tad-arpita-mano-vacanehitārtha-
prāṇaṁ punāti sa kulaṁ na tu bhūrimānaḥ
"Я считаю собакоеда, который отдал все - ум, слова, поступки, богатство и жизнь - Верховному Господу, превосходящим брахмана, у которого есть все 12 качеств [упомянутых в предыдущем стихе], но у которого нет преданности к лотосным стопам Господа. Он очищает всю свою семью, в отличии от того, кто считает себя великим [bhūri-māna]". (ШБ 7.9.10)
aho bata śva-paco 'to garīyān
yaj-jihvāgre vartate nāma tubhya
tepus tapas te juhuvuḥ sasnur āryā
brahmānūcur nāma gṛṇanti ye te
"Как удивительно! Те, с чьего языка никогда не сходят [Твои] Имена, более велики, чем [брахманы]. Такие повторяющие Святые Имена личности уже совершили все аскезы, жертвоприношения, приняли омовение [во всех Святых Местах], выучили все Веды. Они являются настоящими ариями". (ШБ 3.33.7)
------------------
Услышав эти цитаты [которые, опять-таки, ничего не говорят о том, что человек имеет право одевать шнур и получать статус брахмана; речь идет о выражении почтения истинным вайшнавам], какова была реакция Тхакура? Она очень показательная:
śāstra ei satya kaya; sei śreṣṭha, aiche yāṅte kṛṣṇa-bhakti haya
"Это истина, поскольку так говорит шастра. Но это касается того, у кого в действительности есть Кришна бхакти". (Антья 16.28)
āmi--nīca-jāti, āmāra nāhi kṛṣṇa-bhakti
anya aiche haya, āmāya nāhi aiche śakti"
śāstra ei satya kaya; sei śreṣṭha, aiche yāṅte kṛṣṇa-bhakti haya
"Это истина, поскольку так говорит шастра. Но это касается того, у кого в действительности есть Кришна бхакти". (Антья 16.28)
āmi--nīca-jāti, āmāra nāhi kṛṣṇa-bhakti
anya aiche haya, āmāya nāhi aiche śakti"
"Я - низкого происхождения. У меня нет Кришна-бхакти. Это может касаться других, но у меня нет такой силы".
--------------------------
Одно из качеств шаранагати это карпанья - смирение. Преданный наоборот будет всегда подчеркивать, что является низкого происхождения, даже обладая всеми качествами брахмана; и деятельность, когда человек добровольно провозглашает себя равным брахману [не имея для этого по сути никаких оснований], выглядит полностью противоречащей парадигме поведения вайшнава. Положению брахмана всегда сопутствует постоянное выражение почтения, прославление, преклонение. Вайшнаву же чуждо все это. Те истинные брахманы-вайшнавы, с которыми я общался, воспринимают это скорее как некий неприятный аспект, который сопутствует из положению ["что ж поделать, так получилось, я не виноват что я брахман, и мне нужно следовать дхарме"]. Они бы с радостью отказались от этого статуса. Они всегда готовы как Калидас прославлять Западных бхакт и ставить их выше себя.
Истинный Вайшнав всегда пытается избегать даже малейшего повода, чтобы слава распространялась о нем, и люди выражали ему свое почтение. И что как не положение брахмана является постоянным источником такой пратиштхи? :-)
Мадхавендра Пури |
Пример поведения вайшнава продемонстрировал Шрила Мадхавендра Пури (Ч.Ч. Мадхья 145, 147):
'mādhava-purī śrīpāda āila',--loke haila khyāti
'mādhava-purī śrīpāda āila',--loke haila khyāti
saba loka āsi' tāṅre kare bahu bhakti
"Пришел Мадхавендра Пури!", - среди людей распространилась слава [Мадхавендры]. Все люди, приходя к нему, совершали множество преданного служения".
pratiṣṭhāra bhaye purī gelā palāñā
kṛṣṇa-preme pratiṣṭhā cale saṅge gaḍāñā
"Пришел Мадхавендра Пури!", - среди людей распространилась слава [Мадхавендры]. Все люди, приходя к нему, совершали множество преданного служения".
pratiṣṭhāra bhaye purī gelā palāñā
kṛṣṇa-preme pratiṣṭhā cale saṅge gaḍāñā
"Боясь этой славы [пратиштхи], Пури скрылся из этого места [убежав из Ремуны]. Но слава всегда идет вслед за преданным".
-----------------------
Также показательным является поведение Шри Санатаны Госвамипада, который по происхождению был высочайшим сарасвата брахманом, но потерял свою касту...почему? Как объяснял Никунджа Гопала Госвами: ora tadera anna kheyechen, tai' - "Из-за того, что принимал злаки"[приготовленные мусульманами) (!)
Когда днем Господь Чайтанья пригласил Санатану , он пошел к Махапрабху по берегу , и из-за раскаленного песка его стопы покрылись волдырями, но он не обращал на это внимания. Махапрабху спросил, почему он пошел именно такой дорогой? Санатана ответил ему (Ч.Ч. Антья 4.125-127):
sanātana kahe,--"dukha bahuta nā pāiluṅ
sanātana kahe,--"dukha bahuta nā pāiluṅ
"Я не чувствовал сильной боли и даже не знал, что у меня стопы покрылись волдырями".
siṁha-dvāre yāite mora nāhi adhikāra
viśeṣe--ṭhākurera tāhāṅ sevakera pracāra
"У меня нет права проходить мимо ворот Симха двары, поскольку там постоянно ходят слуги Джаганнатхи [которые являются брахманами]".
"У меня нет права проходить мимо ворот Симха двары, поскольку там постоянно ходят слуги Джаганнатхи [которые являются брахманами]".
sevaka gatāgati kare, nāhi avasara
tāra sparśa haile, sarva-nāśa habe mora"
"Слуги Джаганнатхи постоянно заходят и выходят. Если я к ним прикоснусь, вся моя жизнь пойдет прахом!"
"Слуги Джаганнатхи постоянно заходят и выходят. Если я к ним прикоснусь, вся моя жизнь пойдет прахом!"
----------------------------------
То есть Санатана Госвами, только лишь из-за того, что имел раньше близкие контакты с мусульманами, считал себя млеччкой, и поэтому не считал себя достойным, чтобы заходить в храм Джаганнатхи, более того, даже просто чтобы проходить мимо храмовых ворот! Такова слава вайшнаваты!
Танец Махапрабху |
Какова была реакция Махапрабху на такой ответ Санатаны? (Ч.Ч. Антья 129-132):
"yadyapio tumi hao jagat-pāvana
"yadyapio tumi hao jagat-pāvana
maryādā-pālana haya sādhura bhūṣaṇa
"Мой дорогой Санатана, ты спаситель всего мира, и от твоего прикосновения очищаются даже деваты и великие святые, но природа преданных такова, что они всегда следуют этикету [который состоит в том, что те, кто занимают положение млеччх, никогда не должны заявлять, что они равны брахманам; они всегда выражать почтение брахманам и падать ниц перед ними]. Верность [такому] этикету- украшение преданного".
"Мой дорогой Санатана, ты спаситель всего мира, и от твоего прикосновения очищаются даже деваты и великие святые, но природа преданных такова, что они всегда следуют этикету [который состоит в том, что те, кто занимают положение млеччх, никогда не должны заявлять, что они равны брахманам; они всегда выражать почтение брахманам и падать ниц перед ними]. Верность [такому] этикету- украшение преданного".
maryādā-laṅghane loka kare upahāsa
iha-loka, para-loka--dui haya nāśa
maryādā rākhile, tuṣṭa kaile mora mana
maryādā rākhile, tuṣṭa kaile mora mana
tumi aiche nā karile kare kon jana?"
"Если кто-либо нарушает этот [мирской] этикет, над ним все смеются, и тогда эта жизнь и следующая для него пропадают. Придерживаясь этого этикета, ты утешил мое сердце. Кто кроме тебя мог бы показать подобный пример".
"Если кто-либо нарушает этот [мирской] этикет, над ним все смеются, и тогда эта жизнь и следующая для него пропадают. Придерживаясь этого этикета, ты утешил мое сердце. Кто кроме тебя мог бы показать подобный пример".
---------------------------------------
Садху Баба |
Также, следует отметить, что нет ни одной анги бхакти, для совершения которой необходим брахманический шнур. Нет никакой проблемы в том, чтобы повторять Гаятри мантры, поклоняться Туласи и т.д. т.п. без оного :-) Анги бхакти - это деятельность парамартхика, не имеющая ничего общего с этим атрибутом. Скорее оскорблением является считать то, что для того чтобы поклоняться Туласи, повторять Мантры и т.д., он необходим. :-)
Касательно же Брахма Гаятри, которую имеют право повторять лишь брахманы по рождению и которую, естественно не дают при дикше в Традиционном Гаудия Вайшнавизме, Шри Никунджа Гопала Госвами говорил: "Брахма-гаятри не способна даровать кришна-прему".
...(которые, опять-таки, ничего не говорят о том, что человек имеет право одевать шнур и получать статус брахмана)
ОтветитьУдалитьСам человек и не одевает..на него этот шнур надевает его Гурудев, как самкару..что он (теперь большой) теперь вайшнав, что у него есть гаятри мантры и что есть шнур, что теперь надо не лениться в садхана-бхаджане:-)
Это следование Гуру, в этом нет ничего плохого..Ваш Гуру вам не повесил шнур т к сам его не носит, а наш-вешал т к сам носит и его Гурудев носил и Бхактисиддханта Сарасвати носил..видимо так..следование своей парампаре.Это же хороший принцип
Наш Гурудев (Шрила Нараяна Госвми Махарадж) никогда не педалировал "вы теперь брахманы!!!!" не было такого...он всегда говорил о сварупе Вайшнава, о смирении, о почтении к другим и не желании почтения для себя..он сам этому следовал и учеников учил..и шнур ему не мешал.