среда, 12 марта 2014 г.

Могут ли млеччхи стать брахманами в этом рождении? (Часть 1)






Пролог:
Manjuvak: Это я вам доложу, такое облегчение было избавиться от этой веревки [брахманского шнура] не шее! crazy.gif И вместе с ней, от целого ряда иллюзий, заблуждений, ложных притязаний, идиотской гордыни и бытовых неудобств. Это просто самое нелепое из нововведений, одевать шнуры западным преданным! Вот мне, например, как будто в насмешку он достался неимоверно короткий, детский какой-то, так что его невозможно было не то, что на ухо или еще куда намотать, но и гайатри читать... Потом, правда выдали снятый с Божества, но он был наоборот ужасно длинный, поскольку Божество было раза в полтора выше меня. Он постоянно обо все задевал и наматывался на все выступающие части тела и предметы 12.gif Но самое ужасное было то, что строго настрого приказали тщательно беречь его священную чистоту и ни при каких обстоятельствах не касаться земли, ноги или... кхе-кхе... короче осквернять. А если сие свершилось, то необходимо было совершить особый ритуал смены, чему я неукоснительно следовал в течении 10 (!) лет, а "осквернения" происходили практически ежедневно laugh3.gif Это еще не говоря о том, что в Индии его приходилось постоянно прятать от глаз достойных хинду, дабы не ловить насмешливые и презрительные взгляды или не выслушивать лекций о неправомерности нарушения священных традиций. Но однажды я решил положить конец всему этому цирку, тем более, что и сама "самскара" была чистой воды надувательством, а проводил её даже не Гуру, а за неимением свободного жреца, один бездельник, причем крайне завистливый, лицемерный и корыстный. Но даже избавившись от неуместного на моей шее атрибута варнашрамы, я еще долго ловил себя на желании намотать его на ухо или большой палец. Его призрак постоянно преследовал меня и периодически заставлял по забывчивости пугаться его отсутствия и как будто фантом отрезанной руки время от времени каким-то образом ощущаться. Уж лет пять скоро, а все одно иногда накатывает laugh3.gif

 -----------------------------------------------------------------------------

Статья Адвайты даса http://madangopal.com/mgmaryada.pdf

Вопрос: Может ли шудра или млеччха стать бхахманом в этом рождении? 

Ответ: В Гаудия Вайшнавских миссиях, которые оказывают влияние в западных странах мы видим, что все в конце концов получают брахманическую инициацию. Но в какой системе варнашрамы есть только лишь одни брахманы? Особенности [характера] и рождение не отличны -  kāraṇaṁ guṇa saṅgo'sya sad asad yoni janmasu (Б.Г. 13.22). «Причина рождения в хорошем или плохом роду является привязанность индивидуума к определенному психологическому качеству[культуре, привычкам].” Шри Чайтанья Махапрабху обучал своих последователей принципу tṛṇād api sunīcena «Человек должен считать себя ниже травинки», а не то, что млеччха провозглашает себя равным брахману. Если человек родился в Европе, он не может внезапно, во время этой жизни, стать Азиатом или Африканцем. Невозможно поменять билет во время полета. Человеческое существо не должно устанавливать свою собственную варнашраму, поскольку она создана самим Богом, и Он обладает наибольшими полномочиями - catur varṇyaṁ mayā sṛṣṭaṁ (Б.Г. 4.12) – “Четыре касты были созданы Мною [Господом, Кришной]”; не человеческим существом, которое желает ‘реформировать’ общество, каким бы возвышенным это человеческое существо не было. В Шримад Бхагаватам (7.15.14) человеческие искажения касательно варнашрама дхармы называются ābhāsa dharma, или ложная религия. - yas tvicchayā kṛtaḥ pumbhir ābhāso hyāśramāt pṛthak: «То, что было создано человеком в соответствии с его собственной прихотью, вразрез с установленными ашрамами, называется abhāsa.» Находить ошибки в брахманах или пытаться узурпировать его положение может дорого стоить, поскольку Шри Кришна говорит в Бхагаватам (10.64.41-42):

vipraṁ kṛtāgasam api naiva druhyata māmakāḥ
ghnantaṁ bahu śapantaḥ vā namaskuruta nityaśaḥ
yathāhaṁ praṇame viprān anukūlaṁ samāhitaṁ
tathā namata yūyaṁ ca ye'nyathā me sa daṇḍa-bhāk

«О мои родственники! Не причиняйте вреда брахманам, даже если они дурно обращаются с вами! Даже если он грешник, оскорбляет вас или проклинает, вы должны всегда падать ниц перед ним. Даже я преклоняюсь перед брахманами. Любой,кто поступает иначе, будет наказан Мною

Лучшим примером является Индра, который должен был претерпевать огромные страдания из-за того,  что убил Вритрасуру, хоть даже он и был демоном.
Если река Ганга считается чистой даже несмотря на всю грязь, то брахман также должен считаться достойным поклонения  прямо с рождения, даже если он совершает ошибки.
Точно также как и готва [рождение души в теле коровы] прославляется, таким же образом прославляется брахманатва [рождение в теле брахмана]. Эту брахманатву получают по рождению, точно также как и готву корова получает благодаря своему рождению.
Господь далее говорит Шрутадеве:

brāhmaṇo janmanā śreyān sarveṣāṁ prāṇinām iha
tapasā vidyayā tuṣṭyā kim u mat kalayā yutaḥ
duṣprajñā aviditvaivam avajanānantyasūyavaḥ; guruṁ māṁ vipram ātmānam

«Брахман выше всех живых существ по рождению. Не говоря уже если он при этом аскетичный, эрудированный, удовлетворенный и преданный Мне…»

«Люди с искаженным пониманием, которые не знают про это, непочтительно относятся к брахманам, завидуют им  - тем,  которые не отличны от Меня.»  (Шримад Бхагаватам (10.86.53, 55)
        
В своем комментарии к 53 стиху, Шри Санатана Госвами говорит: janmanā jāti mātreṇa – «Джанмана означает просто благодаря джати, касте.»  

Брахманы-последователи Шри Сампрадаи


Нанда Махараджа сказал Гарга Муни:

tvaṁ hi brahma-vidā śreṣṭhaḥ saṁskārān kartum arhasi 
bālayor anayor nṛṇāṁ janmanā brāhmaṇo guruḥ 

«Ты являешься величайшим знатоком Веди, поэтому ты квалифицирован совершить этот ритуал для моих сыновей. Брахман является Гуру с рождения.»(Шримад Бхагаватам 10.8.6) 

Джива Госвами пишет в своем комментарии Вайшнава Тошаниjanmanā jātyeva kiṁ punar jñānādinetyarthaḥ  - "Он является Гуру по касте, что уж тут говорить о знании и т.д."?
Джива Госвами: [Брихад Вайшнава Тошани] - janmanā janma mātreṇaiva kiṁ punar jñānādinetyarthaḥ - «джанмана означает только по рождению, что уж тут говорить о знании и т.д.?» 
Джива Госвами: [Крама Сандарбха] -  janmanā jātyeva  - «По рождению означает по касте.»“
Бхагавата (7.11.13) утверждает, что брахман вначале должен быть рожден в семье, которая всегда, из поколения в поколение, следовала всем самскарам для брахманов -  

saṁskārā yad avichinnāḥ sa dvijo'jo jagāda yam 

 «Дваждырожденным брахманом считается тот, в чьей семье совершались все очистительные обряды в непрерывной последовательности и кого Господь Брахма именовал таким образом.» 
 
Шрипада Шридхара Свами комментирует этот стих:  

śūdraṁ tu na mantravat saṁskāra yuktaṁ jagāda na copanayanavantam ato nāsau dvijaḥ....ato vivāha vyatirikta saṁskārānavaśyakatvāt upanayanasya tu sarvathā niṣedhāt na tasya dvijatvam

«Шудру не следовать инициировать матрами или давать ему священный шнур, поскольку он не является двиджей.» «Кроме брачной церемонии, не должны проводиться иные самскары для шудры, поэтому церемония дарования священного шнура запрещена для него во всех отношениях, и он не может быть двиджей.» 

Что уж тут говорить о человеке, который вообще был рожден вне рамок варнашрамы?

Южноиндийские брахманы

Шри Вишванатха Чакравартипада комментирует этот же стих:

saṁskāra mantravanto garbhādhānādayo yasmin sa dvijaḥ. vichinna saṁskāro dvijabandhur ityarthaḥ. ajo brahmā yaṁ jagādeti brahma sṛṣṭyārambhata eva pravṛttāyā dvija jātau viśuddha mātā pitṛkaṁ janmaiva mukhya lakṣaṇam

«Двиджа – это человек, чьи родители прошли через такие очистительные обряды, как гарбхадхана самскара. Если нет непрерывной последовательности самскар, брахман называется двиджа-бандху. Этой практике следуют с момента сотворения [мира] нерожденным Брахмой. Главным признаком касты дваждырожденных является рождения от чистых отца и матери.»

Те люди, которые проповедуют меритократию [систему, при которой положение человека в обществе определяется его способностями], часто цитируют вот этот стих из Шримад Бхагаватам (7.11.35]:

yasya yallakṣaṇaṁ proktaṁ puṁso varṇābhivyanjakam 
yad anyatrāpi dṛśyeta tat tenaiva vinirdiśet

«Если  кто-либо  проявляет  признаки определенной варны так, как они описывались выше, то даже если он по всей видимости принадлежит к другому классу,  он должен  восприниматься в соответствии с этими признаками.»

Шридхара Свами комментирует этот стих:  
  
śamādibhir eva brāhmaṇādi vyavahāro mukhyaḥ na jāti mātrād ityāha yasyeti. yad yadi anyatra varṇāntare'pi tad varṇāntaraṁ tenaiva lakṣaṇa nimittenaiva varṇena vinirdiśet na tu jāti nimittenetyarthaḥ

«Это не то, что человек является брахманом лишь по рождению – важным признаком является должное поведение, самоконтроль. Если такую добродетель можно найти где-либо еще, в другой касте, это определяет варну человека, не просто рождение.» 

Однако, Шридхара Свами не говорит тут, что не-брахманы могут получить священный шнур. Если бы он сказал это, то это противоречило бы его комментарию к стиху 13.

Часто цитируется стих из Махабхараты (Анушашана Парва, глава 163):

na yonir nāpi saṁskāro na śrutam na ca santatiḥ
kāraṇāni dvijatvasya vṛttaṁ eva tu kāraṇam


«Рождение, очистительные церемонии, учёность, потомство – все это не является признаком двиджатмы. Она определяется лишь образом жизни.» 

Значение этого таково, что если брахман ведет свою жизнь так, что это не соотносится с тем, как брахман должен жить. [в соответствии с шастрами], то в следующей жизни он обретет такое тело, которое позволит ему жить в соответствии с образом своей прошлой жизни [в теле брахмана]. В таком же умонастроении часто цитируется Ваджра Шучика Упанишада, но эта Упанишада ничего не говорит о том, что следует давать священные шнуры млеччхам или шудрам, и также там не говорится о том, что человек не должен вначале родиться брахманом для того, чтобы стать квалифицированным. 

Бхактивинод

Бхактивинод Тхакур объясняет в своей Джайва Дхарме [6 глава]:

«Чудамани: «Вначале человек должен родиться в семье брахманов для того, чтобы совершать яджны и другую подобную деятельность; и даже если человек родился в семье брахманов, он должен очиститься церемонией дарования священного шнура перед тем, как исполнять обязанности брахмана. Аналогично, чандала может стать очищенным благодаря повторению харинама, но все же он не является квалифицированным для проведения яджны до тех пор, пока он не получит рождение в семье брахманов. Однако, он может совершать практику всех анг бхакти, которые являются бесконечно более великими, чем яджны.»

Чудамани: «Каков можно сделать из этого вывод? Что человек, который неквалифицированный для совершения ординарных вещей, является квалифицированным для возвышенной деятельности [практики анг бхакти] ! Каково ясное доказательство этого?»

Вайшнава даса: «Есть два типа человеческой деятельности: материальная деятельность, которая имеет отношение к реальному существованию (вйавахарика); и духовная деятельность, которая относится к конечной истине (парамартхика). Человек может быть и получил духовную квалификацию, но это не обязательно означает, что он становится квалифицированным для совершения определенной материальной деятельности. Например тот, кто является мусульманином по рождению, может обрести природу и качества брахмана, и стать с духовной точки зрения брахманом, но все же, он не является годным для определенной материальной деятельности, такой как женитьба на девушке брахмани."

Чудамани: «Почему нет? Что в этом плохого?»

Вайшнава даса: «Если человек нарушает социальные обычаи, он становится виновным в нарушении мирских норм, обычаев; члены общества, которые гордятся своим социальным статусом, не смогут смириться с подобной деятельностью. Поэтому человеку не следует ее совершать, даже если он духовно квалифицирован».

Рагхунатха дас Госвами в  своей Манах Шикше пишет:

gurau goṣṭhe goṣṭhālayiṣu sujane bhū-sura-gaṇe

sva-mantre śrī-nāmni vraja-nava-yuva-dvandva-smaraṇe
sadā dambhaṁ hitvā kuru ratim apūrvām atitarāṁ
aye svāntar bhrātaś caṭubhir abhiyāce dhṛta-padaḥ ||1||

«К Шри Гуру, к Враджа-Дхаме и Ее вечным обитателям, к святым, к обществу  брахманов, к Сва-мантре и Шри Наму, к благословенному прибежищу у стоп вечно юной Четы Враджа, постоянно, свободным от всякого двуличия, очарованием устремляйся с невиданным пылом! О ум, с этой мольбой я падаю к твоим стопам».

Тут он использует два слова: sujana (вайшнавы) и bhū-sura-gaṇa (брахманы). Если вайшнавы автоматически являются брахманами во всех отношения, то тогда нет смысла дифференцировать две категории. Подача этих двух различных категорий означает, что каждая является уникальной, но все же, у них есть что-то общее. Если брахману нужно поклоняться только в том случае если он является вайшнавом, тогда нет нужды специально отдельно упоминать брахманов и вайшнавов.

Шримад Бхагаватам (3.33.6) утверждает:

yan-nāmadheya-śravaṇānukīrtanād 
yat-prahvaṇād yat-smaraṇād api kvacit
śvādo ’pi sadyaḥ savanāya kalpate
kutaḥ punas te bhagavan nu darśanāt

«О Господь! Изредка слушая или воспевая Твои святые имена, падая ниц перед Тобой или даже просто помня о Тебе, пария (собакоед) тотчас же становится достойным такого же поклонения как брахман, который совершает жертвоприношение Сома. Кто тогда может представить, какое благо можно получить, если видеть Тебя непосредственно?»

Однако Шрила Джива Госвами комментирует на Бхакти Расамрита Синдху 1.1.22 (который является комментарием Рупы Госвами на этот стих из ШБ:

tasmād durjātir evetyatra savanāyogyatve’pi kāraṇam iti tad-yogyatā pratikūla-pāpamayīty arthaḥ. na tu tad-yogyatvābhāva-mātra-mayīti. brāhmaṇāṇāṁ śaukre janmani durjātitvābhāve’pi savana-yogyatvāya puṇya-viśeṣa-maya-sāvitra-janmāpekṣatvāt. tataśca savana-yogyatva-pratikūla-durjāty-ārambhakaṁ prārabdham api gatam eva kintu śiṣṭācārābhāvāt sāvitraṁ janma nāstīti brāhmaṇa-kumārāṇāṁ savana-yogyatvābhāvāvacchedaka-puṇya-viśeṣa-maya-sāvitra-janmāpekṣāvad asya janmāntarāpekṣā vartata iti bhāvaḥ. ataḥ pramāṇa-vākye’pi savanāya kalpate sambhāvito bhavati na tu tadaivādhikārī syād ity abhipretam vyākhyātaṁ ca taiḥ sadyaḥ savanāya soma-yāgāya kalpate. anena pūjyatvaṁ lakṣyata iti

"Поэтому плохое рождение само по себе  является причиной отсутствия квалификации для [совершения] жертвоприношения Сома и означает обладание грехом, который является антагонистическим [несопоставимым] по отношению к квалификации для этой деятельности,  не просто отсутствие квалификации для этой деятельности. Даже несмотря на то, что у рожденных от семени брахманов отсутствует плохое рождение, все равно они нуждаются в сурйа-рождении [ в инициации священным шнуром], которая делает человека достойным совершать жертвоприношения Сома. Поэтому, несмотря на то, что прарабдха карма, которая стала причиной плохого рождения и  делает человека непригодным для совершения жертвоприношений Сома ушла, [личности] необходимо, подобно мальчикам-брахманам, которые из-за того, что не совершали необходимой деятельности, и не получили сурья-рождение, [эти мальчики-брахманы] должны дождаться сурья-рождения, которое наделит их необходимыми качествами, которые разрушат на кусочки их нехватку квалификации для [совершения] жертвоприношения-Сома, [так вот] точно таким же образом, он [собакоед, который повторяет имя Кришны] должен дождаться следующего рождения [чтобы совершать жертвоприношения Сома]. Таково положение дел. Поэтому в авторитетном утверждении [Ш.Б 3.33.6] слова саванайа калпате: "Он становится квалифицированным для жертвоприношения Сома", подразумевается то,  что он становится уважаемым или почитаемым, но не то, что он в действительности стал квалифицированным для  совершения этого жертвоприношения».

Джива Госвами
Шрила Шридхара Свами комментирует этот же стих из ШБ: anena pūjyatvaṁ lakṣyate «Этот стих просто описывает то, что воспевающий собакоед достоин поклонения».
Шри Джива Госвами комментирует [этот стих]: tasmāt pūjyatva mātra tātparyam ityabhipretya ṭīkākṛdbhir apy uktam anena pūjyatvaṁ lakṣyata iti «Единственная цель комментария Шридхары Свами на этот стих состоит в том чтобы показать, что воспевающий [Святые Имена Господа] собакоед достоин поклонения. [не то, что он буквально становится брахманом».

Шри Санатана Госвами повторяет этот момент в своей Диг-даршини тике к Хари-бхакти виласе:

brāhmaṇa-kumārāṇāṁ śaukre janmani yogyatve saty api sāvitra-daikṣya-janmāpekṣāvat. sāvitrādi-janmani tu sad-ācāra-prāpter iti savane pravṛttir na yujyate. tasmāt pūjyatva-mātre tātparyam ity abhipretya ṭīkā-kṛdbhir apy uktam anena pūjyatvaṁ lakṣyata iti

«Точно также как у сына брахмана есть соответствие требованиям благодаря биологическому рождению, все же есть зависимость от рождения через савитра-дикшу [инициацию в гайатри мантру], [второе] рождение через савитра дикшу можно получить только лишь благодаря следованию сад-ачару, и, таким образом,  совершение сома ягджны не есть подходящей деятельностью [для не-брахманов]. Поэтому смысл тут в том, что  люди являются только лишь пуджйатва [им поклоняются, не то что они буквально совершают яджни] , и комментатор [Шридхара Свами] также сказал  said "anena pūjyatvam lakṣyata”».

(to be continued)




6 комментариев:

  1. Длинный текст:-))
    Почему такое педалирование на брахманство? Священный шнур-это Шеша, это олицетворение твоего гурудева, с помощью которого ты читаешь Гаятри, совершаешь поклонение Туласи и тп...

    Есть же целая глава в Джаива Дхарме о вайшнавах и брахманах..о самоосознании настоящего вайшнава (что он не мнит себя ни брахманом, ни шудрой, ни вайшьей...и тп)...

    Шнур-это традиция вот и все.Вряд ли кто то из западных людей после получения шнура мнит себя Васиштхой или Гарга муни ..сейчас Кали Юга...в начале кали юги когда мудрецы в лесу Наймиша попытались провести ягью, пошел дым и ягья не удалась (видимо ягьи в Кали югу тоже как дать традиции остались во многих случаях)..для этого века Махапрабху принес другое поклонение..которое не зависит от того в каком теле ты родился и в каком месте и даже в каком месте ты поклоняешься...

    да вешают шнуры, да дают санньясу..это традиция, просто декорации для того, чтобы помогать распространять миссию или помогать отдельно в3ятому преданному помнить о своем гуру (про шнур)
    мне так кажется

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мнить то могут ещё как отдельные индивиды) Есть статья, объясняющая некоторые моменты http://www.mantraom.ru/brahman-i-vaishnav.html
      Лично моё мнение, сделанное на основании комментариев А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады - его желанием было восстановить варнашраму в мире (а не создать, т.к. шастры говорят, что её создал Господь). Сейчас в мире практически нет чистых представителей варн, все варны смешаны в каждом человеке в разных пропорциях. Не знаю, насколько "чистыми" брахманами являются индийские потомственные брахманы, но подозреваю, что во многих родах дядя Кали успел приложить своё влияние.
      Возможно варнашрама может восстановиться со временем, если сейчас преданные будут стараться держать высокие стандарты чистоты. У них родятся уже более чистые потомки, у тех ещё более чистые и т.д. Т.е. личности, с юных лет проявляющие определённые наклонности к какой-либо деятельности, когда их варна очевидна.
      Возможно я сильно заблуждаюсь, поправьте меня.

      Удалить
    2. Всё упирается в это самое ЕСЛИ.

      Удалить
  2. Кстати, есть в истории точно один не-брахман, ставший таковым - Вишвамитра)

    ОтветитьУдалить
  3. Мне кажется, среди млеччх могут быть брахманы. Сейчас только начало Кали-Юги и касты ещё не успели так уж смешаться. А богатые люди всегда роднились с богатыми. Это я знаю на примере собственной семьи.

    ОтветитьУдалить
  4. У меня один аргумент-много потомственных брахманов,едят говядину,не отказуют себе во всевозможных сексуальних играх,интоксикациях.... И я чо должен им почтение оказывать?????И такие самскары проводят,свободно в храм Джаганатхи ходят...

    ОтветитьУдалить