вторник, 14 июля 2015 г.

Терпение и непоколебимость


Манохар дас Бабаджи
Сейчас такое время фаст-фуда: когда люди хотят «всего и сразу же» в духовной сфере.  Но ведь даже для получения хоть каких-то результатов в каком-то спорте необходимо найти хорошего компетентного тренера и долго посещать занятия, непоколебимо и терпеливо работая на тренировках. То же самое касательно джйотиша или любого другого материального знания.  При этом процесс совершенствования и обретения каких-то обозримых плодов зачастую занимает множество лет.  Но  люди почему-то считают, что в духовной сфере несколько иначе...наоборот :-) Если нужно приложить столько усилий и проявить такое количество терпения, чтобы изучить несчастный джйотиш, то насколько же больше необходимо терпения и усилий для того, чтобы достичь совершенства в духовной сфере? Это путь, который занимает множество жизней целенаправленных усилий. Но люди, не увидев каких-то плодов после нескольких лет хиленьких усилий 'разочаровываются' - ведь практика не дает тех приятных быстрых изменений, на которые они рассчитывали. А изменения и не должны быть быстрыми и, уж тем более, процесс изменения быть приятным для индивидуума. Часто лучшие лекарства - это те, действия которых практически невозможно внешне заметить в течении долгого времени. И также, медикаментозная терапия зачастую подразумевает наоборот обострение каких-то проблем со здоровьем и внешнее ухудшение состояния по сравнению с тем, что было до этого, когда болезнь просто находилась в 'спящей' хронической стадии. Кришна говорит в Гите (18.37) что: "Та, что яду подобна в начале,а в конце сладка, точно нектар, которая рождена ясной мыслью и духом, –  радость эта считается саттвичной" - и этот внешне "ядовитый" период взращивании шуддха-саттвы может занять множество времени. Садхана - это кровь, пот и слезы :-) В знаменитой истории про слепого Бабу из Мадана-теры -  он проплакал больше 40 лет прежде чем получить сакшат-даршан Радха-Кришны и достичь таким образом парамартхи. А сколько садханы он в прошлых жизнях совершал?  Одному Кришне известно.
В одной из Панчаратра-агам, 'Джаякхья-самхите' (5.32) говорится:

vighnāyutasahasraṃ tu parotsāhasamanvitam 
praharanty aniśaṁ jantoḥ sadvastvabhimukhasya ca |
viśeṣato bhavāmbhodhisamuttaraṇakāriṇaḥ


«Если человек предпринимает благочестивую задачу, то бесчисленные препятствия атакуют его днем и ночью, с великой решимостью, в особенности, если он действует для того, чтоб спасти других из океана рождений и смертей..» 

Но не выдержав первого натиска этих препятствий и с легкостью разочаровавшись [после приложения квази-усилий], люди начинают смотреть на всех практиков "сверху вниз", искренне считая, что сам факт их разочарования означает то, что они стали супер-экспертами в духовной сфере [или даже вообще начинают рассуждать, что "духовный путь не работает"]
Однажды один вайшнав спросил Манохара даса Бабаджи, как избавиться от трудностей и препятствий в бхаджане. Баба ответил: «Преданный должен быть непоколебим в бхаджане. Для человека, который непреклонно практикует бхаджан и, вкладывая в него свою душу и сердце, считает его дороже жизни, препятствия превращаются в иллюзию, подобную рогам зайца. Сам Господь мостит для него дорогу бхаджана. Но это не случается в один день; необходимы два качества: упорство и терпение».
В ‘Упадешамрите’ (3) Рупа Госвами говорит: dhairyāt.. bhaktiḥ prasidhyati -  «Терпение благоприятно для бхакти». 

Комментируя Бхагавад Гиту 6.20-23, Вишванатха Чакраварти говорит:


Йог не должен унывать, думая: "Прошло уже много времени, а я так и не достиг совершенства. Какой смысл подвергать себя всем этим трудностям?" Человек должен практиковать с убежденным умом: "Достигну я совершенства в этой жизни или в следующей, я всё равно буду продолжать свои усилия. К чему быть нетерпеливым?" Гаудапада [Парам-Гурудев Шанкарачарьи] дал такой пример:

utseka udadher yadvat kuśāgreāika-bindunā |
manaso nigrahas tadvad bhaved aparikhedataḥ ||


«Человек должен, не выражая недовольства, постепенно контролировать свой ум, хоть это подобно тому, что необходимо брать капли воды с помощью кончика травы куша, чтобы высушить океан». 

Есть история для того, чтобы объяснить это. Как-то раз птичка отложила яйца на берегу океана, но океанские волны поглотили их. Тогда птаха решила иссушить океан и стала по капле вычерпывать воду своим клювом. Но океан, будучи опустошенным на множество капель, не был каким-то образом тронут этим.  Однажды там оказался Нарада Муни и тоже стал уговаривать птичку прекратить [бесполезные усилия], но та в присутствии Нарады поклялась: "Я не остановлюсь, пока не осушу весь океан, и не важно, произойдёт это в моей нынешней жизни или в следующей". Тогда милостивый Нарада Муни, по воле Господа, прислал к ней на помощь Гаруду, сказав: «Океан проявил неуважение к тебе, оскорбив твоего сородича». Океан, когда его начал иссушать воздух, который исходил от взмахов крыльев Гаруды, испугался и вернул птичке похищенные яйца.
Таким образом, человек должен быть убежденным, что Господь прольет милость на решительного человека, который с энтузиазмом практикует йогу, джняну или бхакти с верой в слова шастры.
Из ('Шри-шри Садгуру Санги'):
 
"Однажды я спросил Тхакура: «В чем причина всех человеческих беспокойств?»
Тхакур сказал: «Отсутствие стойкости – это главная причина всех беспокойств у человека. Сила духа является самым главным качеством для человека. Нетерпение – это главная причина всех беспокойств». После небольшой паузы, Тхакур снова начал говорить по собственной воле: «Человек не должен быть нетерпеливым касательно любого вопроса. Чтобы он не делал, необходимо это делать после расчета, с «голодной головой». Ничего нельзя делать внезапно. Необходимо всегда стойко работать . В этом находится религия и человеческая природа.
Я спросил: «Что такое садхана? Означает ли это только лишь повторение Святых Имен?» Тхакур ответил: «Садхана не означает повторение секретного Имени, полученного от Сад Гуру. Это будет всегда продолжаться автоматически  через духовное влияние Сад Гуру. Истинная садхана состоит в избегании нетерпения касательно любых вопросов и совершение любой работы после должного обдумывания и с великим терпением. Стойкость по отношению ко всему – это садхана" .

Комментариев нет:

Отправить комментарий