В 'Шри Бхагаватамрита-кане' (14) Вишванатха Чакраварти говорит:
sā līlā dvividhā prakaṭāprakaṭā ca | yā yugapad bālya-paugaṇḍa-kaiśora-vilāsa-mayyaḥ saparikarasya kṛṣṇasyānanta-prakāśaiḥ nityam evāprakaṭa-līlā vartante tā eva ekenaiva prakāśena saparivāreṇa śrī-kṛṣṇena yadā prapañce kramataḥ prakāśyante, tadā prakaṭeti | gamanāgamane tu tat-tad-dhāmataḥ prakaṭa-līlāyām eveti viśeṣaḥ | prakaṭā līlā ca janmādi-mauṣalāntā pratyekaṁ brahmāṇḍa-samūha-krameṇa tatra tatrasthair dṛśyate | ekam eva vṛndāvanam ekaiva mathurā ekaiva dvāravatī ca brahmāṇḍa-koṭi-samūha-madhya-gata-bhārata-bhūmau tad-vāsi-janair dṛśyate | yathā jyotiścakrastha-sūrya-kiraṇāvalīti | yathā jyotiś-cakra-stha eva sūrya ekasmin varṣe pūrvāhnādikaṁ samāpyānyasmin varṣe prakāśayati kutracin na prakāśayati ca evam eva kṛṣṇo nija-dhāmastha eva prakaṭa-prakāśe ekasmin brahmāṇḍa-samūhe bālyādi-līlāṁ samāpyānyasmin brahmāṇḍa-samūhe prakaṭayati anyasmin brahmāṇḍa-samūhe kām api na prakaṭayatīti |
"Его лилы бывают двух типов: праката (проявленные) и апраката (непроявленные). Когда в проявлены одновременно возрасты Кришны балья (детский), пауганда (отроческий) и кайшора (юношеский) - и проявляются вместе с Его спутниками вечно и бесконечно, тогда происходит апраката лила; и когда лилы Шри Кришны и Его спутников последовательно проявляются только лишь во вселенной - это праката. Праката лила, лилы которые начинаются с джанма-лилы (рождения), и которые заканчиваются конечной маусала-лилой (лилой со сражением с палицами) - последовательно манифестируются в каждой вселенной, одна за другой. Только в праката-лиле, Вриндавана, Матхура и Дварака, среди миллионов вселенных на земле Бхараты, видны своим обитателям. Это как присутствие волн солнечных лучей на зодиаке. Также как солнце на зодиаке: где-то оно видно во время полудня; где-то оно временами проливает свет, а где-то его не видно вовсе. Таким же образом, Пракат-пракаша (манифестируемое явление) Кришны, которое присутствует в Его обители, проявляется где-то в совокупности вселенных как балья-лила и т.д; в каких-то вселенных Он проявлен, в то время как в других - Он не проявлен".
Вишванатха говорит, что все возраста одновременно и вечно проявлены в апраката-лиле. Это находит подтверждение в 'Лагху-бхагаватамрите' [1.5.451]:
atha prakaṭatāṁ labdhe vrajendra-vihite mahe |
tatra prakaṭayaty eṣa līlā bālyādikā kramāt |
karoti yāḥ prakāśeṣu koṭiśo’prakaṭeṣv api ||
"Вначале праката-лилы, Враджендра устроил великий фестиваль. Те лилы, которые Кришна проявляет в праката-лиле - последовательность, которая начинается с Его балья-лилы, Он проявляет десять миллионов раз в апраката-лиле".
Поэтому божественная дхама подобна многогранному драгоценному камню, который предлагает каждому бхакте окружающую среду, которая больше всего подходит для любовного взаимообмена в конкретно его расе и бхаве.
Разнообразие в Дхаме понимается сродни разнообразию различных бхагавата-сваруп, как Джива Госвами говорит в 'Кришна-сандарбхе' (172):
evaṁ tat-tal-līlā-bhedenaikasyāpi tat-tat-sthānasya prakāśa-bhedaḥ śrī-vigrahavat | tad uktam – vṛṣṇaḥ paramaṁ padam avabhāti bhūri iti śrutyā | ... | vṛndāvanasya tāvat prakāśa-bhedā udāhriyante |
"Как в различных писания Один понимается в различных формах, таким же образом, Его обитель проявляется отличным образом. Поэтому в шрути говорится "Высшая обитель Вришны проявляется в множестве форм"...Таким образом, описаны различные манифестации Вриндавана".
Там же Шри Джива подтверждает, что в апраката-лиле превалирует кайшора (юношеский возраст) [174]:
athāprakaṭa-prakaṭa-līlayoḥ samanvayas tv evaṁ vivecanīyaḥ | tatra yadyapi tasya aprakaṭa-līlāyāṁ bālyādikam api vartate tathāpi kiśorākārasyaiva mukhyatvāt |
"Сейчас, мы должны принять во внимание последовательность как в апраката, так и в праката лилах. Хоть в апраката лиле и проявлены возрасты балья и т.д., все же Его форма как кайшора в действительности является высочайшей".
Комментариев нет:
Отправить комментарий