бхакта: Ни в шрути, ни в Гите, ни в Бхагаватам, ни где-либо ещё, помимо гаудианских книг, Голока не упоминается. Этой тематической линии вообще не существует. В Ведах говорится о высочайшей обители Вишн̣у (Ваикунтхе)
damodardas: В Гите Кришна несколько раз говорит о "Своей Дхаме", напр. 15.6: tad dhāma paramaṁ mama. Что понимается под "dhāma paramaṁ mama"? Логично,что обитель Кришны, поскольку Гита - это диалог Кришны с Арджуной [Не Вишну, Рамы и т.д]. И 'Голока' - это просто одно из слов, чтобы эту самую обитель Кришны обозначить, конкретизировать [обитель коров]. Есть и другие слова, такие как, например, 'Кришналока'. Является ли Голока Вайкунтхой? Безусловно. Как описывается в Ч.Ч. Мадхья 9.146: siddhāntatas tv abhede 'pi śrīśa-kṛṣṇa-svarūpayoḥ В чем же проблема назвать эту особую Вайкунтху Кришны 'Голокой'? :-) Тем более, что в Бхагаватам 10.27.1 Голока упоминается: go-lokād āvrajat kṛṣṇaṁ. В комментарии на этот стих, Вишванатха Чакраварти и Джива Госвами уточняют, что в этом конкретном стихе идет речь о материальной Голоке, ввиду того, что в духовном мире невозможно, чтобы Индрадев сопровождал Сурабхи. Эти их слова означают, что и есть духовная Голока, где вечно проходят игры Кришны. И считать иначе - это есть майавада. 34 главы 10-ой песни Бхагаватам описывают Вриндаванские лилы, которые вечно проходят в духовном мире, в высочайшей обители Кришны, и не суть важно, как эту обитель назвать - Голокой, Кришналокой, Вайкунтхой и т.д.
Ну и также Голока упоминается в Махабхарате:
evaṁ bahu-vidhai rūpaiś carāmīha vasundharām |
brahma-lokaṁ ca kaunteya golokaṁ ca sanātanam || [ma.bhā. 12 (Шанти Парва).330.68]
Высшей обителью (парамам падам) ш́āстра называет обитель Виш̣н̣у — Ваикун̣т̣ху. Прамāн̣ этому великое множество (напр., Р̣гведа, 1.22.20, Бхāг. 3.15… и др.). В космогонии культа Чаитанйи высшей обителью считается Голока-Вр̣ндāвана, она же Кр̣ш̣н̣алока…
ОтветитьУдалитьПолный текст заметки тут: http://vilasatu.livejournal.com/145359.html