суббота, 11 октября 2014 г.

О Бхактиведанте Свами



 Как писал один преданный, с чьим мнением я полностью солидарен :

Все знают, что у меня есть претензии к изложению учения ачарьями Гаудия Матха и МОСК, и Шри Бхактиведанта Свами - не исключение. И знаю, что многие меня не любят за то, что смею эти претензии излагать. Но они, скорее всего, не знают, что при всём при этом есть вещи, за которые я буду любить и уважать того же Шри Бхактиведанту Свами всегда. За то, что создал общество, некоторые люди в котором дали мне что-то живое, когда я к ним пришёл. За то, что написал свои книги, с много чем в которых я был не согласен с самого начала, но они были написаны так, что заставили меня найти людей, которые бы ответили на мои вопросы о том, с чем я не согласен...

И как писал другой преданный:

Лично к Прабхупаде я испытываю самые теплые чувства и глубочайшее уважение... будучи старым и больным человеком, приехать в чужую страну не обустраивать собственную жизнь, а просто потому, что он считал нужным это сделать, - уже хотя бы за это он более чем достоин уважения... я никогда, даже в самые первые годы в ИСККОНе, когда, можно сказать, понимал что-то только наполовину, не мог равнодушно слушать песню на бенгали, которую Прабхупада написал по приезде в Штаты - боро крипа койле кришна, адхамер прати, ки лагияниле хетха, коро эбе гати... "дорогой мой Кришна, ты очень добр ко мне, бесполезному существу, но я не знаю, зачем ты привел меня сюда... что ж, делай теперь со мной все, что захочешь..." в ней столько всего, в этой песне.. и совершенно изумительная мелодия.. одиночество там сквозит просто.. Прабхупада писал: "все, что меня сейчас согревает, - это Чайтанья-чаритамрита на бенгали" (это на корабле еще, когда он в своем возрасте переживал морскую болезнь).. я думаю, что в его маленьком хрупком теле жила очень великая душа.. и, примеряя его поступки на себя (не достижения, а хотя бы вот такую поездку, за тридевять земель, в страну, где совершенно ничего не может быть гарантировано, где ты стар, одинок, физически слаб, где у каждого 3-го - ствол в кармане, и тебя попросту могут пристрелить за 20 долларов или украсть пишущую машинку, без которой ты не сможешь заниматься делом своей жизни), я совершенно честно и искренне могу сказать: я на это не способен и не буду способен... даже если самый лучший гуру на свете скажет мне это сделать, я этого не сделаю.. и не сделал бы, будучи молодым, сильным и здоровым.. что говорить о 70-летнем возрасте (если вообще доживу до 70).... я очень рекомендую всем послушать эту песню и почитать перевод... она длинная, но в ней передано настроение, с которым он ехал.. говорится о том, зачем он ехал.. "васудеб катха ручи нахэ се прасанна" - здесь катха о Васудеве никому не нужна, вот что говорил Прабхупад об Америке.. в Индии же напротив - даже президент Лал Бахадур Шастри встречался с Прабхупадой.. до отъезда в Америку ученик у Прабхупады, насколько я помню, был всего один.. да и не в количестве дело... почитайте "Шрила Прабхупада в храме Радхи-Дамодары" Маханидхи Свами - о том, как он 10 лет прожил во Вриндаване.. там прекрасно передано настроение Прабхупады.. это не помпезная книга о блестящих внешних достижениях, огромных деньгах, которые позже на него свалятся.. это книга о внутреннем мире человека, о его ценностях, совершенно далеких от коммерческих планов... и я думаю, что приоритеты у него такими и остались на всю жизнь... и на те последующие годы, которые он провел за пределами Индии, возвращаясь раз за разом на родину.. а что касается ИСККОН - ну не бывает ничего идеального... множество людей, очень далеких от самого Прабхупады, от его ценностей... коммунистическая система, тоже не идеальная... сколько было в процентах Прабхупады в ИСККОНе при его жизни? а сколько сейчас?.. с большей частью тех процентов, которые неПрабхупада, ничего общего иметь не хочется... характерный момент: после ухода Прабхупады ушли и очень многие его ученики из организации... потому что он был человеком, за которым можно было хоть на край света.. пусть не совершенным, и порою вспыльчивым, и зачастую неоднозначным, и со спорными и не всегда корректными заявлениями... но он был не просто пожилым, а уже старым человеком.. вспомните, как у него тряслись руки и губы во время киртанов и лекций.. и тем не менее он танцевал, как ребенок, может быть из последних сил (кто знает), и спал очень мало, потому что спешил побольше успеть сделать, наверное...

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий