Шад Госвами |
Как мне когда-то написал один знакомый-пандит:
Дамодар джи, на самом деле, чему учил Шриман Махапрабху вообще неизвестно [ввиду отсутствия шастр, написанных непосредственно Махапрабху] . Шикшаштака - это стихотворение, которое, скорее всего, принадлежит Его перу, но и здесь нет 100%-ой гарантии. Вся беда в том, что в индийских традициях в большинстве случаев труды, которые писали ученики тех или иных святых, аттрибуировались самим этим святым (не с целью подделки, а как дань уважения), и, как следствие, очень сложно отделить произведения конкретного святого от позднейших вставок. В линии шести Госвами в качестве авторитетной была признана Чайтанья Чаритамрита, однако же, если мы взглянем на Чайтанья Мангалу Лочаны Даса, то увидим несколько иной образ Чайтаньи. Баулы, которые ведут свою духовную генеалогию от Шри Нитьянанды и вовсе считают, что все "гаудийские" работы, посвящённые Чайтанье, искажают образ последнего, и что на самом деле Чайтанья был чуть ли не ниргуна-вади и тантриком.Однако, самая большая ветвь последователей Махапрабху - это последователи Шад Госвами [не сахаджии, гауранга-нагари и т.д.] , в первую очередь Рупы Госвами [рупануги]. О том что Рупа и Санатана Госвами были выдающимися учениками Махапрабху, упоминается во всех основных хагиографиях Махапрабху, таких как "Чайтанья Чаритамрита" [Кришнадаса Кавираджа] , "Чайтанья Бхагавата" [Вриндаван дас тхакура], "Чайтанья Мангала" [Лочаны даса] и "Чайтанья Чарита Маха-кавья" [Мурари Гупты]. Поэтому множество последователей даже других ветвей [Адвайты Ачарьи, Нитьянанды, Гададхары и тд] принимают авторитет Госвами как высший для себя. Но и есть множество тех, которые не принимают. Именно о них я раньше в блоге писал что "Вайшнавские дакшиначарские [данные Шад Госвами] практики смешиваются с вамачарскими, суфийскими, буддистскими и т.д."
Осенью 2010 года мне довелось получить даршан выдающегося современного святого-рамананди, Его Святейшества Шри Шримад Расикачарьи Свами Рамхаршанадаса в Айодхье (он оставил тело весной 2012 года), и на стене его кутира также было изображение Чайтаньи. Оказалось, что расики-рамаиты считают, что Чайтанья был рамаитом, а Кришна-бхакти проповедовал потому, что Рам-лила носит "более сокровенный характер" и открыта лишь для "посвящённых". Основание - кула-деватой (семейным Божеством) семьи Нимая был шалаграм-Рагхунатх (об этом, кстати, упоминает и Лочана Дас в Чайтанья Мангале).
Так что личность и учение Чайтаньи - сложнейший, сложнейший вопрос. Лично я считаю (не буду объяснять почему - слишком долго), что Чайтанья таки придерживался генотеизма, просто его ишта-дэватой был Рама/Кришна, в связи с чем его ученики и стали кришнаитами.
В Ч.Ч. Ади 10.84 говорится:
anupama-vallabha, śrī-rūpa, sanātana
ei tina śākhā vṛkṣera paścime sarvottama
"На западе росли 43-ая, 44-ая, 45-ая ветви - Шри Санатана, Шри Рупа и Анупама - Они превосходили всех"
Рупа-Санатана |
Шри Кави Карпапура в своей Шри Чайтанья Чандродайа натаке (28) пишет:
yaḥ prāg eva priya-guṇa-gaṇair gāḍha-baddho 'pi mukto
gehādhyāsād rasa iva paro mūrta evāpy amūrtaḥ
premālāpair dṛḍhatara-pariṣvańga-rańgaiḥ prayāge
taḿ śrī-rūpaḿ samam anupamenānujagrāha devaḥ
"Шрила Рупа Госвами с самого начала глубоко привлекся к трансцендентным качествам Шри Чайтаньи Махапрабху. Этим он навсегда освободился от семейной жизни. Шрила Рупа Госвами и его младший брат, Анупама, получили благословения Махапрабху. Хоть Господь непревзойденным образом пребывает в своем трансцендентном образе, в Праяге он рассказал Рупе про трансцендентную экстатическую любовь к Кришне. После этого Господь нежно обнял его и одарил его всей своей милостью. "
Как говорит сам Рупа Госвамипад (в Бхакти-расамрита-синдху 1.1.2):
hṛdi yasya preraṇayā
pravartito 'haḿ varāka-rūpo 'pi
tasya hareḥ pada-kamalam
vande caitanya-devasya
"Хоть я наиболее низкий из всех людей и ничего не знаю, Господь милостиво вдохновил меня [написать книги про преданное служение]. Поэтому я приношу свои поклоны лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху, Верховному Господу."
Как воспевает Шринивас Ачарья: nānā-śāstra-vicāraṇaika-nipuṇau - "[Шад Госвами] множества шастр в изучении и осмыслении [стали] уникально сведущими"),
Они написали большое количество шастр, таких как Таттва, Бхагават, Параматма, Кришна, Бхакти и Прити Сандарбхи; комментарии к Сандарбхам "Сарва-самвадини" и "Харинамрита Вьякарана" Дживы Госвами; Лагху Бхагаватамрита, Бхакти-расамрита-синдху и Уджвала Ниламани Рупы Госвами; Брихад Бхагаватамрита и Хари-бхакти-виласа Санатаны Госвами . А также Раса-шастры вроде Уткалика Валлари Рупы Госвами и Вилапа Кусуманджали Рагхунатхи даса Госвами, получив непосредственное указание Махапрабху на это, и там наиболее полным образом представлена цельная, не синкретическая философская и практическая система, которой могут следовать их последователи.
Преданные часто говорят, что являются рупанугами. Но что означает быть рупанугой? В первую очередь, это означает, что следует принять Его авторитет, глубоко изучить все Его писания, и следовать всем Его наставлениям. Если же мы заявляем, что идем Путем Рупы, но при этом следуем идеям, которые противоречат тому, чему учит Рупа Госвами [и боясь как огня шастр, написанных им], то как мы можем называть себя рупанугами?
Сахаджананда Свами |
Как пример, можно взять линию Свами-нараяны из Уддхава Сампрадаи Гуджарата, основанную Свами Сахаджанандой 250 лет назад. Эта Сапрадайа началась как ответвление Рамананди Сапрадаи [которая, в свою очередь, является ответвлением Шри Сампрадаи]. Основатель, Сахаджананда Свами, ввел поклонение Радха-Кришне и Лакшми-Нараяне. Он написал одну-единственную книгу – «Шикшапатри», которая состоит из 212 стихов на санскрите. В этой книге он подчеркивает важность поклонения Радха-Кришне на пути чистой преданности. Но позже, один из его последователей, Гунатинандана Свами, написал книгу «Вачанамритам» [также на санскрите]. В этой книге, Гунатинандана провозгласил, что Сахаджананда Свами является Сваям Бхагаваном Шри Кришной, и сказал, что следует поклоняться лишь Сахаджананде и следует воспевать его [Сахаджананды] имена – это полностью проворечило тому, что Сахаджананда написал в своей «Шикшапатри». Сейчас все общества, которые принадлежат к сампрадае Свами-нараяны [более 25 организаций] признают лишь «Вачанамритам» как наиболее аутентичную книгу, в то время как «Шикшапатри» - является всего лишь второстепенной. Они говорят сейчас, что «Шикшапатри» должна интерпретироваться в соответствии с «Вачанамритам». В «Шикшапатри», Сахаджананда предельно ясно пишет в последнем стихе, что если какой-либо из последователей его сампрадаи отвергает философию и практику «Шикшапатри», такие последователи не должны считаться последователями Свами-нараян сампрадаи.
Несмотря на это все, современные «последователи» Свами-нараяны попирают авторитет «Шикшапатри», и заменяют ее «Вачанамритам» - таким образом начинается ересь.
Аналогию провести не составит большого труда :-)
Как мне написал один мой хороший знакомый-пандит:
Друзья из Варанаси пишут. Там в Варанаси в санскритском университете состоялась конференция посвященная Рупе Госвами, рабочие языки бенгали, хинди, английский и санскрит. Было много бенгальцев, и НИ ОДНОГО делегата от ИСККОН или Гаудия матха...рупануги
Очень благодарен автору этого блога за то, что когда я начинал искать хоть какую-нибудь информацию о Шри Сваминараяне в рунете, то именно здесь я нашел упоминание Шикшапатри.
ОтветитьУдалитьЯ перевел на русский язык все 212 шлок Шикшпапатри и хочу здесь оставить ссылку на перевод в моем блоге на блогспоте. Надеюсь, что кому-нибудь он послужит доброй службой:
https://posvostok.blogspot.com/2020/01/blog-post.html
Джай Шри Сваминараян!