пятница, 12 августа 2016 г.

О Сахаджиях

бхакта: Вопрос собственно о вайшнава-сахаджиях, но только просьба, не опускать их так быстро, дескать "имитаторы, пракрита-материалисты и т.п." с отношением исконовцев я чуть-чуть знаком. Меня интересует собственно мировоззренческая часть, я слышал от многих, что сахаджии, несмотря на то что они в садхане отождествляются с Кришной и Радхой, все-таки исповедуют двайту. Насколько это так? По идее, если они при авахане в свои тела призывают Божество и реализуется "авеша", то они должны быть ближе к недвойственному тантризму.

Kalki das: Хочу сразу сказать о двух устойчивых ошибках, которые делают люди, далёкие от вайшнавизма вообще и гаудия-вайшнавизма в частности, обсуждая тему сахаджий. Вы их тоже сделали, но я вас не виню - скорее всего, вы черпали свою информацию из статей на сайтах тантристов, где они, чаще всего, и встречаются. smile.gif
1. Ни гаудии вообще, ни сахаджии в частности, не следуют чистой двайте. Это не более, чем недоразумение, исходящее из того, что в садхане гаудии предпочитают разделять дживу и Ишвару, потому что без такого разделения невозможны отношения между дживой и Ишварой. Тем не менее, даршана гаудий - ачинтья бхеда-абхеда таттва, а не двайта.
 Например, Сарва-самвадини тика на Бхагават Сандарбху Шри Дживы Госвами:

tasmāt svarūpādabhinnatvena cintayitumaśakyatvādbhedaḥ, bhinnatvena cintayitumaśakyatvādabhedaśca pratīyate iti śaktiśaktimatorbhedābhedāvevāṅgīkṛtau, tau cācintyāviti

"Поэтому, из-за невозможности помыслить её (шакти) неотличной от истинной сути (т.е., шактимата) наблюдается различие, и из-за невозможности помыслить её отличной наблюдается единство. Таким образом, принимаются и различие и единство шакти и шактимата, так как оба они непостижимы".

Сарва-самвадини тика на Параматма Сандарбху Шри Дживы Госвами:

svamate tvacintyabhedābhedāvevācintyaśaktitvāt - "По моему мнению, существует непостижимое различие и единство, из-за непостижимости самой энергии".

Достаточно изучить хотя бы вкратце доктрины таттвавади (двайтавади) и гаудий, чтобы найти массу различий. О различиях в практике (немалая часть которых, кстати, вытекает из различий в даршане) я вообще молчу. Достаточно сказать, что таттвавади считают Лакшми (и Радху) дживой, для них Господь, Ишвара - исключительно Шриман Нараяна, тогда как для гаудий Господь - Югала-кишора, Шри Шри Радха и Кришна в единении. Для таттвавади подобное обожествление Радхи - ужасная ересь, с которой они никогда и ни за что не согласятся.
Если говорить конкретно о сахаджиях, в философском плане они практически не отличаются от "мейнстрима" гаудий, потому что секта формировалась в XVII веке в среде ортодоксальных гаудий, при уже сложившейся философии. Все основные тексты знаменитых ачарьев: труды Шести Госвами Вриндавана, Чайтанья Чаритамрита Шри Кришнадаса Кавираджа, и т.д. считаются авторитетными, им следуют, как Священным Писаниям. У сахаджий есть собственные комментарии к этим произведениям, но они различаются, скорее, в особенностях практики, а не в философии.
2. Механический перенос намного более известных практик вама-марги шайва-шактистской Тантры на секту сахаджий. У них, конечно, есть общие моменты – уделение большого внимания йогическим практикам и та самая пресловутая ритуальная майтхуна, но всё это становится возможным и "растёт" совсем из других предпосылок, чем у шактов и шайвов, соответственно, ничего подобного "при авахане в свои тела призывают Божество и реализуется "авеша"" не происходит, и они ни в малейшей степени не стоят "ближе к недвойственному тантризму".

Я вкратце попытаюсь описать практику сахаджий и предпосылки к ней, насколько сам смог понять.
Во-первых, сахаджии считают человеческое тело храмом Господа, и именно поэтому уделяют большое внимание совершенствованию и очищению тела посредством различных йогических практик. Само по себе данное представление достаточно тривиально в различных индийских школах, и не противоречит традиционному гаудия вайшнавизму. Многие ортодоксальные гаудии тоже уделяют ему то или иное внимание, и дают подобные практики своим ученикам.
Во-вторых, сахаджии дают особую трактовку двум знаменитым стихам из Бхакти-расамрита-синдху Шри Рупы Госвамипада:

yathā śrī-nārada-pañcarātre --
sarvopādhi-vinirmuktaṁ tat-paratvena nirmalam |
hṛṣīkeṇa hṛṣīkeśa-sevanaṁ bhaktir ucyate ||


Как показано в Шри Нарада Панчаратре:
Преданностью называется полностью свободное от любых ограничений, посвященное Ему, чистое служение чувствами Господу Чувств. (БРС, 1.1.12)


sevā sādhaka-rūpeṇa siddha-rūpeṇa cātra hi |
tad-bhāva-lipsunā kāryā vraja-lokānusārataḥ ||


Нужно служить как в теперешнем теле садхаки (sādhaka-deha), так и в форме сиддхи (совершенной, или вечной, siddha-deha), следуя по стопам жителей Враджи, желая иметь чувства, подобные их чувствам. (БРС, 1.2.295)

Под "служением чувствами" понимается служение индриями, причём, как джнянендрия (слух, осязание, зрение, вкус, обоняние), так и кармендрия (органы передвижения (ноги), удержания предметов (руки), речи, воспроизводства и испражнения). Сахаджии считают, что все эти чувства как можно полнее должны участвовать в служении Господу, и справедливо отмечают, что если джнянендрии, так или иначе, вовлечены в многие из анг бхакти, то из кармендрий в служении Господу обычно используются только руки, ноги и речь. Они предлагают вовлекать в служение также органы воспроизводства. (На что традиционные гаудии им резонно возражают, что не все органы могут одинаково подходить для служения Господу, и если бы Господь хотел, чтобы Ему служили органами воспроизводства, соответствующие практики были бы описаны среди анг бхакти в том же Бхакти-расамрита-синдху или Хари-бхакти Виласе, чего, однако же, не наблюдается. К тому же, всё ещё остаётся неохваченным орган испражнения. Непонятно, почему такая дискриминация, раз уж в служении должны участвовать все органы.)
Неизбежно встаёт вопрос адхикары (пригодности) для подобной практики. Сахаджии считают, что из-за сильного влияния на сознание садхаки, к подобной практике можно прибегать только на высоких уровнях садханы, не ранее, чем уровень асакти. До этого практика сахаджий мало или почти совсем не отличается от практики традиционных гаудий.
Следуя закону подобия, ритуальная майтхуна проводится исключительно с чужой женой или мужем, чтобы обеспечить настроение паракия-расы. Садхака и садхика должны разделять настроение служения (саджатия), и выполнять садхану добровольно, и только, когда будут готовы. При этом их тела садхак (садхака-деха) проводят служение Божественной Чете органами воспроизводства и другими индириями, которыми Те наслаждаются, тогда как в уме, в сиддха-дехах садхака и садхика обе в образе манджари наблюдают единение Шри Шри Радхи и Кришны на Симхасане в Нитья-Вриндаване. Таким образом, получается замкнутый круг: своими действиями в телах садхак садхака и садхика жертвуют свои чувства Шри Шри Югала-кишоре, побуждая Их соединиться, и в сиддха-дехах чувства Божественной Четы (вернее, Радхики) возвращаются к ним, ибо известно, что во время единения Радхи и Кришны манджари испытывают те же чувства, что и Сама Радхика.
Таким образом, чувства одни на всех, но различение своего "Я" и "Я" Кришны и Радхи не теряется. Для преданного главным остаётся служение Божеству, как и у традиционных гаудий, потому что только служа Божеству, джива может обрести счастье – таково её конституциональное положение.

Как видите, у сахаджий нет ни призывания Божеств в свои тела (хотя бы потому, что Они и так уже там smile.gif ), ни переживания "ты есть То" (или некоего подобия "Шиво’хам" у шайвов и шактов) во время садханы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий