Кардама и Девахути |
Kalki das: Прити Сандарбха, обсуждая различные места Шримад Бхагаватам, которые кто-нибудь может неправильно отнести, по тем или иным причинам, к расабхасе (несоединимому сочетанию вкусов), и последовательно показывая, что в Бхагаватам примеров расабхасы нет, и объясняя в каждом случае, почему именно нет, Шрипад Джива Госвами пишет (Ануччхеда 190) :
athāyogyasya viṣayāntara-gata-bhāvādikasya saṅgaty-ābhāsatvaṁ yathā devahūti-varṇane — kāmaḥ sa bhūyāt [Bhḏ 3.22.16] ity ādau kṣipatīm iva śriyam iti |
atra devahūti-gatenedṛśa-varṇana-rūpeṇānubhāvena śrī-kardamasya bhaktir ābhāsyate | vastutas tu tena jagat-sampatti-rūpāṁ prākṛtīṁ śriyam evoddiśya tayoktam iti na doṣaḥ ||
|| 3.22 || śrī-kardamaḥ || 190 ||
[Некоторые могут сказать, что в Шримад Бхагаватам] есть примеры, когда любовь (бхава) направлена не на тот субъект (не на Кришну), и, таким образом, возникает сангати-абхаса, как в описании выхода замуж Девахути в таких словах: "Пусть удовлетворит это своё желание", и т.д., до слов "затмевает собственные украшения". (Полный текст стиха: "Пусть удовлетворит это своё желание твоя дочь, о бог людей (царь), ведь оно признаётся законным во всех сборниках Ведических Писаний. Кто же, в самом деле, не обратит внимания на желание такой девушки, как твоя дочь? Сияние её тела затмевает блеск её собственных украшений").
Здесь могут сказать, что анубхава Девахути, направленная на Шри Кардаму, находится в абхасе (противоречит) его собственной бхакти. Это не так - её свадьба с Кардамой принесла удачу, богаство и процветание всему миру, так что в ней нет никаких изъянов.
Этот стих говорит в двадцать второй главе Третьей Песни Шри Кардама. (190)
=====
Честно говоря, мне не очень понятна логика, по которой Шри Джива считает, что здесь нет сангати-абхасы, но впечатлил сам факт того, что, при всём благочестии Девахути, мне бы не пришло в голову рассматривать её чувство, как бхакти. Джива же рассматривает её чувство к Кардаме, именно как бхакти, а не как каму.
Здравствуйте. Вообще-то это изображение Кашьяпы и Дити.
ОтветитьУдалить