воскресенье, 7 августа 2016 г.

О роли ритуалов



В Гите 2.52 говорится:

yadā te moha-kalilaṁ
buddhir vyatitariṣyati
tadā gantāsi nirvedaṁ
śrotavyasya śrutasya ca


"Когда твой разум выберется из дебрей иллюзии, ты станешь безразличным ко всему, что тебе доводилось слышать и что еще предстоит услышать".

Словами Мадхавендры Пурипада:

sandhyā-vandana bhadram astu bhavato bhoḥ snāna tubhyaṁ namo
bho devāḥ pitaraś ca tarpaṇa-vidhau nāhaṁ kṣamaḥ kṣamyatām
yatra kvāpi niṣadya yādava-kulottaṁsasya kaṁsa-dviṣaḥ
smāraṁ smāram aghaṁ harāmi tad alaṁ manye kim anyena me


«О мои ежедневные молитвы, хвала вам. О мои утренние омовения, я склоняюсь перед вами. О полубоги, о предки, простите меня за то, что я больше не выражаю вам почтение. Теперь, где бы я ни находился, я все время помню о великом потомке рода Яду [Кришне], враге Камсы, и тем самым избавляюсь от бремени греха. Я думаю, что этого мне вполне достаточно»

Если пообщаться с наиболее реализованными садху, то многие из них уже не следуют особо каким-то правилам и ритуал - их ум уже просто в целом погружен в смаранам, вспоминается, например, Даду Махарадж, который живет на Кунде в кутире возле храма Радха-Гопинатха, ученик Адвайты даса Бабаджи (а Адвайта дас Бабаджи - ученик Ананда Гопала Госвами). Из величайшего своего смирения он запрещал постить в инете его фото, поэтому я ограничусь изображением его Гурудева, Адвайты даса Бабаджи:

Прожив на Кунде уже больше 60-ти лет, он действительно уже просто полностью "там", и особо не следует каким-то правилам и ритуалам, по типу того чтобы ставить тилак или повторять фиксированное количество джапы, кроме самого главного "Всегда помнить о Кришне и никогда не забывать" :-)

 Хочется привести слова Шивачандры Видьярнавы, где он описывает роль ритуалов и то, когда они могут быть отброшены (следует отметить, что часто происходит так, что те, кто могут отбросить, всё равно продолжают следовать, чтобы показать пример своим ученикам):

 Все ритуалы глубоко основаны на Истине, однако Тантра признает, что есть стадия на духовном пути, на котором это становится не только бессмысленным, но и препятствием для дальнейшего прогресса. Если садхана является ничем иным как способом достижения результата (брахмаджняна, или или реализация личного опыта Брахмана), то с достижением этого результата, это становится излишним. Как говорит Маханирвана Тантра [5.213]: mūle tu śraddadhano yaḥ kiṁ tasya dalaśākhayā - "Зачем ветви и листья тому, у кого коренная вера [Мула]"? Эта стадия, однако, является как и высокой, так и редкой, которую подавляющее большинство (несмотря на фантазии некоторых из "прозревших") и близко не достигло.

В первой главе Куларнава Тантры говорится:

nāmamātreṇa santuṣṭāḥ karmakāṇḍaratā narāḥ |
mantroccāraṇahomādyairbhrāmitāḥ kratuvistaraiḥ || 74 ||
ekabhaktopavāsādyainīyamaiḥ kāyaśoṣaṇaiḥ |
mūḍhaḥ parokṣamicchanti tava māyāvimohitāḥ || 75 ||


"Их удовлетворяют только одни названия: выполняя лишь внешние ритуалы, они введены в заблуждение повторением мантр, Хомой и сложными жертвоприношениями. Окутанные Твоей Майей (Иллюзией), эти глупцы надеются реализовать Высшую Реальность через аскетизм и истощение своего тела".

dehadaṇḍanamātreṇa kā muktiravivekinām |
valmīkatāḍanāddevi mṛtaḥ kinnu mahoragaḥ || 76 ||


"О Деви! Если бы невежественные достигали освобождения благодаря истязанию своих тел, тогда змея лежала бы мертвой когда муравейник разрушен!"

mṛdbhasmamrakṣaṇād devi muktāḥ syuryadi mānavāḥ |
mṛdbhasmavāsino grāmyāḥ kiṃ te muktā bhavanti hi || 80||


"Если бы человек мог достичь освобождения оттого, что вымажется пеплом и грязью, то были бы тогда освобожденными все сельские жители, постоянно живущие среди пепла и грязи?"
 
Ритуал - необходим, но его должны сопровождать как искренность, так и увеличивающееся знание, которое приводит к таттваджняне, единственной причине освобождения. Это не достигается благодаря разговорам или самомнению. Те, кто читает Писания - в действительности не знают Истину, но проводят свое время в диспутах, и подобны "черпаку, который лежит в сиропе, но не познал вкус сиропа". Просто разговоры ни к чему не приводят. Можно обсуждать, что есть знание, и что необходимо познавать - в течении тысяч лет.

Чанакья-нити-дарпанам (15.10):

ananta-śāstraṁ bahulāśca vidyāḥ svalpaśca kālo bahu-vighnatā ca
yat sāra-bhūtaṁ tad-upāsanīyaṁ haṁso yathā kṣīram ivāmbu-madhyāt


"Писания - бесконечны, существует множество ветвей знания. Наше время ограничено, и наши жизни - полны препятствий. Поэтому мы должны поклоняться сути, точно также как лебедь извлекает только молоко из воды".

Ритуальные схемы существуют для того, чтобы соответствовать всем уровням компетентности, и их совершение с искренностью и разумом соотносится с их предназначением. Но совершенный садхак который прошел через все предварительные ачары, как говорится: "Разумный человек, который через изучение Писаний реализовал Истину, выбрасывает их [отбрасывает ритуалы] подобно тому, кто, собирая рис, выбрасывает шелуху и солому". Джняна, извлеченная из Агам приводит к Шабдабрахману. То, что исходит от вивеки (различения) - это Парабрахман. Нет реализации (таттваджняны) с привязанностью к Ведическим или Агамическим ритуалам, однако они могут быть необходимыми как предварительная ступень к ее достижению.

Комментариев нет:

Отправить комментарий