вторник, 4 февраля 2014 г.

Вира Бхава


Касательно моего блога "Да Вы за кого меня держите?!"... (http://damodardas.blogspot.com/2014/01/blog-post_19.htmlг
Был получен такой комментарий от Maya:
ох((каждому человеку нужен Истинный Гуру...что тут сказать..мучения и страдания,иллюзии и горе((даже на духовном пути...если нет истинного учителя(((
Минута даршана Любви учителя к Радха Кришне может наполнить жизнь и изменить ее...это очень сильное лекарство против невзгод, как маяк который не даст поплыть не туда


Истинный Гуру необходим:

tasmād guruṁ prapadyeta jijñāsuḥ śreya uttamam.
śābde pare ca niṣṇātam brahmaṇyupaśamāśrayam
 

"Поэтому человеку необходимо принять прибежище у Гуру и вопрошать Его о величайшем благе. Такой Гуру должен быть сведущим в писаниях, реализовать Абсолютную Истину и быть свободным от привязанности и отвращения." (Шримад Бхагаватам 11.3.21)

 Это необходимое условие, но не достаточное :-) Нужно намного больше чем просто получить посвящение, прибежище  у Истинного Гуру,  повесив при этом его изображение на стенке и надеясь, что Любовь учителя каким-то мистическим образом наполнит твое сердце. Посвящение - это самое начало пути: Семя, бхакти лата-бхиджа. Сострадательный Сад Гуру часто раздает семя любви всем  разбора, но очевидно, что если семя попадает на каменистую почву, то оно пропадет.  Другой пример с сосудом: сколько не лей воды в сосуд [сердца], но если там есть трещина, вода [милости Шри Гуру] не сможет там остаться.  То есть, к чему  я веду: минута даршана Любви может наполнить жизнь и изменить ее, а может и не изменить.  Практический же опыт показывает, что у  большей части учеников даже истинных Учителей, все равно не происходит коренных перемен в сердце. Лишь только некоторые могут стать настоящими садовниками и сделать так, чтобы это семя милости Шри Гуру выросло в Калпа-врикшу, которая плодоносит премой....

trāyasva bho jagannātha guro saṁsāra vahninā;
dagdhaṁ māṁ kāla daṣṭaṁ ca tvām ahaṁ śaraṇaṁ gataḥ


"О Шри Гуру! О олицетворение глубокого сострадания Господа! Спаси меня, того кто горит в огне материального существования и захвачен силой времени! О Господь! Я предался Тебе!" (Вайшнава тантра, Хари-бхакти Виласа 1.102)

Но разные люди  по разному интерпретируют "Спаси меня!" Большинству садхаков кажется, что это весь процесс - это сродни тому, чтобы сесть в инвалидную коляску (Я ж предался Тебе!), и тебя как инвалида Гуру "довезет"до Голоки. Мне не кажется такая пассивная позиция той, которой сможет привести садхаку к совершенству. Почему?  Потому что Гуру – не вышибала, стоит приблизиться к которому, как он сразу же погонит любого пинками к Богу. Гуру может помочь  идти, при условии, что человек  действительно желает обрести Бога. Если же такого желания нет, то  общение с Истинным Гуру, даже очень близкое, окажется  бесполезным.
Как метко описал  Гауренду дас в "Попутчике" подобное пассивное умонастроение: "...Поэтому мы потеряли веру, долгие годы не видя никаких результатов, своей садханы. Преданные постепенно превращаются в угрюмых людей, лишенных смысла жизни, и лишь терпеливо ждущих смерти. К чему стремиться? Прабхупада и так заберет нас! Зачем напрягать мозги и изучать эту великую науку, нама-таттву? Зачем нам Бхактивинода Тхакур, зачем нам ачарьи? Все и так гарантировано. Нужно только тупо повторять свои 16 кругов, следовать принципам и... побыстрее бы умереть. Это и есть гуру-бхога. И результатом ее будет наш крах!.."

Как я считаю, что "Спаси меня!" подразумевает то, что ты идешь, а Гуру тебе помогает. Ты хочешь достичь Бога, хочешь достичь сиддхи уже в этой жизни, идешь вперед в том умонастроении, которое я описал в блоге. И Сад-Гуру становится лучшим твоим помощником и благодетелем, направляя тебя и оберегая от ошибок.
Баладева Видьябхушана в своей тике к Веданта Сутре 3.3.45 цитирует такой стих: 

guru-prasādo balavān na tasmād balavattaram
tathāpi śravaṇādiś ca kartavyo mokṣa-siddhaye


"Милость Гуру - это самое важное. Нет ничего важнее этого. Все же, для того чтобы достичь освобождения, человеку определенно следует слушать о славе Верховного Господа и служить Ему множеством способов." 

Если читать жизнеописания  святых Гаудия Сампрадаи, то все они занимали  активную позицию, желая достичь уже в этой жизни полного совершенства. Из тех примеров, которые у меня постоянно перед глазами, это, конечно же, Никунджа Гопал Госвами и Тинкади Баба. И следовать нужно за такими личностями.  Как описывает Никколо Макиавелли в "Государе" :-) :

"Люди обычно идут путями, проложенными другими, и действуют, подражая какому-либо образцу, но так как невозможно ни неуклонно следовать этими путями, ни сравняться в доблести с теми, кого мы избираем за образец, то человеку разумному надлежит избирать пути, проложенные величайшими людьми, и подражать наидостойнешим, чтобы если не сравниться с ними в доблести, то хотя бы исполниться их духа. Надо уподобиться опытным стрелкам, которые, если видят, что мишень слишком удалена, берут гораздо выше, но не для того, чтобы стрела прошла вверх, а для того, чтобы, зная силу лука, с помощью высокого прицела, попасть в отдаленную цель."

Только  выдающаяся доблесть [вира бхава] позволит садхакам раскрыть истинный смысл этой Любви Учителя, и привести к берегу совершенства.
Согласно "Камакхья-тантре", вира бесстрашен, целеустремлен, непоколебимо движется к поставленной духовной цели. Разумен, энергичен и очень деятелен. Он обладает огромной энергией. Он не питает враждебности к другим и имеет особую, не всегда объяснимую умом склонность к следованию Дхарме, высшим практикам, эзотеризму, эзотерическим практикам тантры. Где бы вира ни жил, он интуитивно тяготеет к практикам такого типа. Он ищет Гуру, стремится к Дхарме, отвергает навязанные обществом, социумом стандарты морали, поведения и мышления. Он ищет всегда свой путь и пытается опираться на свое внутреннее самоосознавание.
Ключевое отличие от других духовных искателей состоит в том, что в состоянии вира, человек уже не довольствуется пассивным ожиданием посмертного воздаяния в раю или в следующих перерождениях за свои усердия в практике на Земле. Он сам пытается, насколько возможно, прилагать усилия, чувствуя, что он ответственен за свое Освобождение.
Он имеет сильную волю, ничем непоколебимое желание достичь Освобождения ещё при жизни, то есть состояние дживан-мукти. Ради этой цели, вира готов на любые, даже рискованные практики.


Как говорится, лишь только смелым покоряются моря :-) ...Таковы мои несовершенные мысли по этому поводу.





8 комментариев:

  1. Спасибо за ответ.
    Да эта тема тоже очень "злободневная"!Спасибо что осветили.

    У многих учеников рано или поздно начинаются вопросы- почему кто-то находится рядом с Гуру, служит ему, а не особо продвинут на духовном пути...Почему если Гуру одним благословением может одарить всеми духовными благами, он этого не делает? Почему вокруг Истинного Гуру не все являются Истинными учениками...Если гуру всемогущ0почему не наделяет Премой всех прямо здесь и сейчас

    Да это слишком инвалидная позиция.

    Многих интересует, что же это "милость" Гуру...которая проливается беспричинно...в чем она выражается? Что это конкретно?

    Может вы напишете что то и на эту тему? Думаю многим было бы интересно узнать получше об этом.

    ОтветитьУдалить
  2. ведь желание достичь Радха Кришны для бескорыстного любовного служения им...его насильно в себя не посадишь...тебе или интересно или нет..какая мотивация? Откуда берется "правильная" мотивация????

    3аставлять себя, ставить себе "нормативы" и тп...это вира бхава?

    ОтветитьУдалить
  3. "Почему если Гуру одним благословением может одарить всеми духовными благами, он этого не делает? "

    Почему не занести мяч руками прямо в ворота, и чтоб никто не мешал? :-)
    Это творение - не просто какая-то исправительная колония для пашу. Это Бытие - это игра Ишвары. И раз Гуру (которые являются самим Господом согласно множеству различных цитат из шастр) так не поступают, значит, может быть, таково желание Бога? :-)

    ОтветитьУдалить
  4. Привет,

    Я заметил. что прабху Лобанов прежде пару раз цитировал сей богоугодный блог. И наверное он заметит, что ныне тут встретился абзац из его старого опуса "Три бхавы практикующих Тантру", начинающийся со слов: «Согласно "Камакхья-тантре"...» :)

    Надо сказать, при сравнении описания вира-бхавы непосредственно в самой "Камакхья-тантре" (в переводе Ерченкова) с тем, что дано у Лобанова, у меня сложилось впечатление, что у последнего оно в большей степени напоминает "комментарий Бхактиведанты" (не в самом лучшем смысле данного словосочетания - больше в той перспективе, в какой видят означенные комментарии регулярные критики Бхактиведанты, в т.ч. Лобанов). Получилось у него нечто в виде "впечатления от прочитанного": вроде все гладко излагает, да вот вместо пресловутого "в ведах говорится" получилось "в тантрах говорится" (я лишь о конкретном абзаце, сама статья интересная). Хотя, с другой стороны, если следовать не букве, но духу Писания, следует признать, что под обладателем вира-бхавы подразумевается духовный супермэн (с его "особой, не всегда объяснимой умом склонностью к следованию Дхарме, высшим практикам" и прочими необъяснимыми достоинствами), равно как и следует признать, к примеру, что главный смысл "Бхагавад Гиты" заключается в Сознании Кришны. :) Фраза Лобанова «Где бы вира ни жил, он интуитивно тяготеет к практикам тантрического типа» - все же наверное больше в духе "Катехизиса еврея в ссср", нежели текста данной Тантры. :)

    Вообще-то, из-за того, что вайшнавы стремятся совсем не к той панчататтве, которая принята в Тантре (не вполне "благостной"), :) их сами тантрики относят к пашу-бхаве, в особенности из-за исключительной "саттвичности" практик вайшнавов. Текст этой Тантры прямо заявляет: «невозможно практиковать путь вира без вина». "Леворучная" тантра виры не сводится примитивно к решимости, целеустремленности - виры готовы отринуть любые разграничения между саттвой и тамасом... Так что есть ли смысл в назывании вира-бхавой той части, которая привлекательна для вайшнавов - это вопрос... К слову, если не гаудий, то самого Чайтанью и других харизматичных духовных лидеров в означенной статье, хотя бы для примера, отнесли все же к возвышенной дивья-бхаве (т.е. уровня сиддха).

    Лама

    ОтветитьУдалить
  5. Бэд Лама? :) Намаскар. Спасибо за комментарий. Ну да, наверное, не очень корректно я использовал это определение...Просто очень понравился тот отрывок из статьи Лобанова :-) В том смысле, скорее, что есть люди которые занимают "пассивную" позицию, а есть те, которые "активную". Ну и смысл моего блога был в том, что нужна именно активная позиция, даже когда практика, которой ты следуешь - это праворучная тантра :-)
    Хотя, наверное, даже и это нельзя говорить со 100 % уверенностью...Сам осенью написал такой бложег: http://damodardas.blogspot.com/2013/10/blog-post_13.html
    т.е. полное шаранагатам может подразумевать и полный отказ от любых усилий кроме взываний к Ишта.
    И в этом тоже своего рода "вира-бхава" - нужно иметь очень много мужества, чтобы "сдаться" тотально на милость Ишта [Гуру]. В экстремальном варианте - даже не просить и не взывать, а просто воспевать, оставив даже упование.
    Проблема в том, что под таким кошачьим бхакти практически всегда скрывается лень и невежество.

    ОтветитьУдалить
  6. Нет, всё-таки я корректно использовал это определение. Как я уточнил у Олега, что вира-бхава - это прежде всего, готовность рисковать и жертвовать ради высшего. Всё остальное - частные определения. Каким путем при этом следовать, "праворучным" или "леворучным" - не суть важно

    ОтветитьУдалить
  7. Ну скорее всего, Олег говорит с т. зр. "средней температуры по больнице": действительно, не всегда и не везде привязка "вира" к "тамасичным" практикам столь очевидна, как в означенной "Камакхья тантре". Например, вира-шиваиты попросту так выделяют себя среди прочих групп, и та же идея обособленности присутствует у каул. В "Куларнава тантре" прогресс от пашу до виры (и далее - дивья) связан с тем, что вайшнава-ачар расположен где-то в начале "лестницы" (вслед за вайдика), а превыше него разные формы шиваизма/шактизма вплоть до каулы. Разве вайшнавы стремятся стать такими вира? :) При этом каула, да, вовсе не обязательно является аскетом, живущим в местах кремации, выполняющим шава-садхану (сидение на трупе в глубокой сосредоточенности), т.е. на практике экстрим - это не самоцель виры, но я хочу заострить внимание на существенно ином отношении к чувственной сфере жизни в шива-шактистских Тантрах, где сплошь и рядом встречается подобное: «Услада (мадху) [то есть вино], раздаваемая свободно в кругу героев (вира-чакра), облегчает путь к иному миру» (Куларнава). Если вира-бхава иллюстрируется "Камакхья тантрой", то вира там - это определенно "всегда влекущийся к панчататтве". Можно и не замечать этой темы в конкретном тексте, но... ведь тогда останется лишь усредненное "в тантрах говорится"...

    Разнообразные Тантры, записанные в разных традициях в разных удаленных друг от друга регионах в разное время, по поводу "пашу и вира" - это не какой-то стройный хор, есть в них совершенно противоречивые утверждения. Для иллюстрации пару ссылок:
    http://ka-r-dan.agava.ru/unk/ezot/tantra/tantra_05.htm#60r
    http://www.sacred-texts.com/tantra/sas/sas26.htm

    ОтветитьУдалить
  8. Интересно, что и в системе рас Рупы Госвами нашлось место для вира (расы), но смысл совсем иной... А вот наиболее значительная движущая сила в садхане у гаудий - это лобха. Естественно, далеко не всякий называющий себя гаудием ею обладает (так же как и шайва/шакты пишут о том, что порой искренний пашу лучше неискреннего виры). И связано это с тем, что гаудии проявили небывалый "героизм" (вира), постулируя: то, чего я хочу здесь и сейчас, на стадии садханы, образно говоря, в форме зеленого манго - то же будет со мной всегда, на стадии совершенства, в форме зрелого манго. Как это контрастирует с туманной перспективой погружения в трансперсональное Брахмо! Естественно, для критиков это чистой воды сентиментализм и антропоморфизм, но критики зачастую сами принадлежат к сектам, в которых признают салокью, сарупью, т.е. деятельный образ жизни после освобождения...

    Как тут была очерчена проблема: предался какой-то вайшнав якобы "всецело", а на деле ждет эфемерной милости. И также в каком-то комментарии тут задавали вопрос о том, что же вообще такое - милость? Так вот, как я понимаю, согласно Рупе Госвами она и имеет конкретную форму лобхи, ведь именно она "все меняет" - когда (независимо от внутренней чистоты) человек не может не думать о романтических развлечениях Кришны. И отсутствие милости заключается в том, что называющий себя гаудием считает такую спонтанную привязанность чем-то второстепенным в садхане, или "рано мне ещё", или даже тем, что ждет его только на Голоке. Ха-ха-ха. Это даже не притворство: типа я предался, а задницу приподнять мне лень. Это вопрос наличия и отсутствия желания, и желание - такая загадочная и фундаментальная вещь! Ну вот так я думаю. Правда, "не может не думать" - это жажда - она совмещает несовместимое, перечисленное в стихах Шикшаштаки и прочей вайшнавской поэзии: всевозможные эмоции, когда иногда человек считает себя обретшим сокровище, нектар омывает душу сплошь и целиком, но иногда он больше чувствует, что недостоин, неспособен, иногда он буквально хватает сына Нанды за стопы, а иногда для него весь мир пуст без Говинды...

    П.С.
    По поводу "фундаментальности" желания - жутко интересная тема. Ведь бесстрашие (основная характеристика вира-бхавы) непременно основано на желании - стремлении к совершенству. У меня есть старые файлы от Адвайты даса, где запечатлены его прежние дебаты с Джагаданандой по поводу камы и премы (ох, и сломали они копий в прежние годы, вроде ныне уже прекратили те споры), и взгляд Джагадананды мне видится ближе к "тантрическому": он считает, что кама и према - это нечто одно, желание, только имеющее разные полюса, нечто вроде спектра, имеющего разные области. Желание материально, когда "Бога ищут в неверном месте". Кама - инстинкт дживы в поисках Бога. А Адвайта дас настаивает, что кама бесполезна в садхане, кама в семейной жизни - это компромисс с грихастха-дхармой. В пользу Джагадананды говорит аналогия из ЧЧ (это уже от меня лично аргумент): кама и према сравниваются с металлом в целом, а сами они, образно, виды металла - железо и золото. Кришнадас, который участвует в дискуссии, привносит шастричную строгость и аккуратность, что мне особенно нравится. В ответ на его запросы о прамане, Джагадананда и подключившийся Нитай смогли представить лишь косвенные указания на то, что желание составляет сварупу дживы... Эта дискуссия, как оказалось, проходила здесь (в комментах): http://jagadanandadas.blogspot.ru/2007/10/heart-and-halo-part-two.html (хотя помимо нее есть и другие)
    Может быть, Дамодар дас, и здесь тоже со временем возникнут столь жаркие обсуждения. :)

    ОтветитьУдалить