|
Нимай Пандит обучает своих студентов шастре |
Мне не доставляет какого-то особого удовольствия общаться с людьми, которые копаются в каких-то мудрёных терминах и вопросах, и при этом чувствуется, что все эти вопросы их интересуют только лишь из какого-то праздного академического любопытства. Это называется "горе от ума". Когда такие люди в конце концов идут в академическую науку и получают научные степени - их шансы достичь чего-то духовного становятся близкими к нулю. PhD расшифровывается как "Perpetual humility deficit". Я не считаю, что обязательно необходимо разбираться в какой-то супер-сложной терминологии для того, чтобы достичь совершенства. Садху Баба говорил: "Прими прибежище лотосных стоп Шри Гуру, верь словам Шри
Гуру, серьезно совершай бхаджан в соответствии с наставлениями Шри Гуру,
тогда богиня преданности будет удовлетворена тобой.
'sādhya-vastu' 'sādhana' vinu keho nāhi pāy - "
Без садханы невозможно достичь
духовного совершенства". [Ч.Ч. Мадхья 8.197] . Когда во время Карттики в 1984 году, во Вриндаване, Адвайта даса спросил Бабу, нормально ли то, что он изучает санскрит. Баба не запретил, но выказал безразличие:
"Bhāṣā ṇiṇakhajata - tājata ṇaka?" "Что тут
такого [особенного] в изучении языка?" .
Бабе очень сильно не нравилось, когда его ученики тратили своё время на диспуты любого
рода. Однажды, когда Адвайта джи ходил вокруг Навадвипы и Майапура с 2 другими
преданными, пытаясь решить некие философские разногласия, Баба нетерпеливо сказал ему "Все
сейчас хорошо у вас троих? А сейчас делай бхаджан!" Баба сказал
последние слова с сильной интонацией безотлагательности в своем голосе.
Из 'Падьявали' Шрилы Рупы Госвами: (
72)
na vayaṃ kavayo na tārkikā
na ca vedānta-nitānta-pāragāḥ |
na ca vādi-nivārakāḥ paraṃ
kapaṭābhīra-kiśora-kiṅkarāḥ ||
"Мы - не поэты, мы - не логики, мы - не искусные знатоки веданты, мы - не
красноречивые спорщики, мы - слуги юного пастушка-обманщика".
Шри Рамакришна говорил:
"Видеть намного лучше чем слышать. Тогда все сомнения исчезают. Это
истина что множество вещей записано в писаниях, но все это бесполезно
без непосредственной реализации Господа, без преданности Его стопам, без
чистоты сердца. В книге можно найти описание количество осадков,
которые выпадают в году. Но ни одной капли воды ты не получишь, если
попытаешься выжать книгу. Нет, ни одной капли.."
|
Книга с наставлениями Рамакришны была в ашраме Бабы |
Цель духовной практики, садханы - это достичь непосредственной реализации Господа, уровня бхава-бхакти.
kṛti-sādhyā bhavet sādhya-bhāvā sā sādhanābhidhā | - "Деятельность [с помощью органов] чувств, приводящая человека на уровень бхавы, называется садхана-бхакти". (БРС 1.2.2). Кто такие бхакты, достигшие уровня бхавы? Например, это описывается в
"Мадхурья Кадамбини' 7.3:
"Он памятует о Господе во время состояний джаграт [бодрствование],
свапна [сон], сушупти [глубокий сон без сновидений]. Тогда его чувство
само-идентификации (аханта - "я") входит в совершенное тело
(сиддха-деху), которое подходит для его желаемого служения Господу, и
как бы, практически оставляет свое тело садхаки. Его чувство
собственничества (мамата - "мое") становится подобным пчеле, которая
готова наслаждаться нектаром лотосных стоп Господа...".
И такие опоры Традиции, как шастры, призваны для того, чтобы помочь садхаке достичь этого высочайшего уровня. Можно привести аналогию с лестницей: садхаке необходимо подняться на вершину достаточно крутой и скользкой лестницы, и шастра служит перилами, за которые можно держаться, чтобы не упасть когда ты идешь. Но очень часто происходит так, что бхакты начинают зацикливаться на каких-то тонкостях шастры - изучать какие-то редчайшие писания и выискивать какие-то сложнейшие термины - и потом начинают бравировать этим, происходит некое самолюбование из-за того, сколько всего они знают. Это всё равно что если человек встал посреди лестницы и вдруг его так увлекло строение перил, материал из которого они сделаны и т.д. т.п. - что он начинает забывать о том, что, в общем-то, цель - это подняться на вершину. Само по себе доскональное изучение перил не поможет подняться на оную. Цель перил - это поддержка человека во время подъема. Таким же образом, садхак должен совершать бхаджан в соответствии с наставлениями Гуру [он должен подниматься], и шастра служит в первую очередь для того, чтобы найти подтверждение виджняны - реализованного в результате бхаджана; увидеть, насколько индивидуальный мистический опыт, полученный в результате совершения бхаджана соотносится с тем, что описано в шастре, и если не соотносится - принять какие-то меры по исправлению...Поэтому имхо, прежде чем углубляться в какие-то эзотерические моменты, следует задавать себе 2 вопроса: 1) Насколько это помогает углубить бхаджан?. 2) Насколько Гуру хочет чтобы ты этим занимался?
Комментариев нет:
Отправить комментарий