бхакта: Прахлад Махарадж – олицетворение шанта-расы
damodardas: В 'Бхагаватамрита-кане' Вишванатхи Чакраварти (14-15) говорится:
atha bhāgavatās te--
mārkaṇḍeyo'mbarīṣaś ca vasur vyāso vibhīṣaṇaḥ |
puṇḍarīko baliḥ śambhuḥ prahlādo viduro dhruvaḥ ||
dālbhyaḥ parāśaro bhīṣmo nāradādyāś ca vaiṣṇavaiḥ |
sevyā hariṁ niṣevyāmī no ced āgaḥ paraṁ bhavet ||
"Тогда, преданные Бхагавата: Маркандея, Амбариша, Васу, Вьяса, Вибхишана, Пундарика, Бали, Шамбху, Прахлада. Видура, Дхрува, Далбхья, Парашара, Бхишма, Нарада и другие являются вайшнавами. Им я служу также, как я служу Хари, поскольку иначе совершается величайшее оскорбление".
eṣāṁ madhye prahlādaḥ śreṣṭhaḥ | tato'pi pāṇḍavāḥ śreṣṭhāḥ | tebhyo'pi kecid yādavās, tebhyo'pi uddhavaḥ | tasmād api vraja-devyaḥ | tābhyopi śrīmad-rādheti ||15||
"Среди них, Прахлада является величайшим, выше его - Пандавы, выше их - Ядавы, среди них величайшим является Уддхава; выше него - враджа-деви; и выше них прекрасная Радха".
Прахлада превосходит всех Бхагаватов, упомянутых в 14 стихе. Шива прославляет Прахладу в 'Брихад Бхаватамрите' (1.3.75) как tvat-tātato mad garuḍāditaś ca śriyo ’pi kāruṇya-viśeṣa-pātram. - "Он превосходит Господа Брахму, Шиву, Гаруду, Лакшми и является получателем особой милости".
Прахлада Чарита упоминается в 'Брихад-Бхагаватамрите', 1.4. И там нигде не говорится о том, что Прахлада был в шанта-расе. Скорее, там Прахлада прославляется как kṛṣṇa-kṛpā-bharasya pātraṁ - "Получатель большого количества милости Кришны". (1.4.4)
А в 1.4.6 вообще говорится: kṛṣṇāviṣṭo yo ’smṛtātmeva matto nṛtyan gāyan kampamāno rudamś ca - "[Прахлад] ты погружен в мысли о Кришне, забывая о себе. Подобно сумасшедшему ты танцуешь, поешь, дрожишь, кричишь".
Экстатический преданный, который проявляет саттвика-викары, танцуя в экстазе, находится в шанта-расе? :-) Как-то это нелепо, в особенности в свете того, как Рупа Госвамипад характеризует шанта-расу в 'Бхакти-расамрита-синдху', а именно в 2.5.18:
prāyaḥ śama-pradhānānāṁ mamatā-gandha-varjitā |
paramātmatayā kṛṣṇe jātā śānta-ratir matā ||
"Рати, возникающая в тех, в ком преобладает шама, в которой нет и следа чувства собственности по отношению к Господу, и при этом вызывающая привязанность к Кришне в форме Параматмы, именуется шанта-рати".
Олицетворение шанта-расы :-) |
т.е. Главная характеристика шанта-расы - шама, буквально это значит спокойствие, умиротворение, невозмутимость и т.д. т.п. Рупа определяет шаму как mānase nirvikalpatvaṁ śama ity abhidhīyate - "отсутствие викальп в уме называется шамой" [2.5.16] . Викальпы - это мысли :-) Отсутствие мыслей...ммм. т.е. это некое состояние утраты самоидентификации, которое уж точно не может быть связано каким-то образом с Прахладой; такое состояние - то к чему стремятся последователи атшанга-йоги.
В Ч.Ч. Мадхья 19.218 говорится:
śāntera svabhāva — kṛṣṇe mamatā-gandha-hīna
‘paraṁ-brahma’-‘paramātmā’-jñāna pravīṇa
"Природой шанта-расы является то, что в ней не существует и капли близости. В ней превалирует джняна о Брахмане и Параматме".
Комментариев нет:
Отправить комментарий