понедельник, 9 февраля 2015 г.

Рабы, которые считают себя освобожденными


Уттамашлока
В 'Нити-Шатаке' говорится:

ajñaḥ sukhamārādhyaḥ sukhataramārādhyate viśeṣajñaḥ |
jñānalavaleśadurvidagdhaṁ brahmāpi naraṁ na rañjayati ||


"Невежественным людям легко принести счастье; мудрые могут быть осчастливленными еще легче; однако даже Сам Господь Брахма не сможет осчастливить тех, кто становится дерзким из-то того, что обладает крупицей знания".

Невинные невежественные люди - они с радостью принимают знания, восприимчивы к духовности и т.д - им легко принести счастье благодаря проповеди истинного духовного знания. Мудрые люди - viśeṣajñaḥ - им принести счастье еще легче. Кто такие вишешаджнах?

В Бхагаватам 10.80.2 говорится:

ko nu śrutvāsakṛd brahmann
uttamaḥśloka-sat-kathāḥ
virameta viśeṣa-jño

viṣaṇṇaḥ kāma-mārgaṇaiḥ

"О Брахман,  как может viśeṣajñaḥ [тот, кто знает суть жизни] и испытывает отвращение к усилиями ради обретения камы, может оставить обсуждение трансцендентной катхи о Господе Уттамашлоке, услышав ее хотя бы один раз"?

Вишванатха Чакраварти задаёт вопрос в комментарии: "Ведь есть множество людей, которые оставляют слушание катхи о Господе, даже услышав ее множество раз?" И он говорит что ответ на этот вопрос как раз-таки и содержится в слове viśeṣajñaḥ. Те люди, которые обладают аспектом знания 'нирвишеша' - они могут оставить. Но как может тот человек который обладает знанием духовной сути - 'вишеша' - вкуса трансцендентных качеств, формы и лил Господа, оставить сат-катху Уттамашлоки? :-)

-------------------- 

Таким образом, таких людей очень легко осчастливить благодаря сат-катхе.
Однако, все проблемы происходит зачастую с теми людьми, которые являются 'джняна-лава-леша'. Они имеют крупицу знания, и из-за этого становятся очень дерзкими, высокомерными и самоуверенными. Поэтому их не может осчастливить даже Сам Господь Брахма. Они всегда пытаются в гоштха [в диалоге, обсуждении] доказать, что именно их точка зрения является высочайшей и единственно верной, строя из себя великих пандитов. Есть остроумное санскритское выражение, построенное на многозначности слова 'гоштха' :goṣṭhe paṇḍitaḥ goṣṭhe paṭuḥ  - такие тщеславные личности являются "умниками в коровнике".
 Гёте говорил: "Нет рабства безнадежнее, чем рабство тех рабов, себя кто полагает свободным от оков". У меня вызывает всегда умиление, когда такие 'умники в коровнике', которые едва-едва соприкоснулись с духовным Путем, начинают  считать, что они "обрели Освобождение" "узрели Истину" и "Схватили Бога за Бороду" [активно доказывая это другим] :-)
Но Джива Госвамипад говорит в своей 'Таттва Сандарбхе' (9) - tatra puruṣasya bhramādi-doṣa-catuṣṭaya-duṣṭatvāt - "Живые существа связаны 4 видами дефектов". А именно: 1) подверженность заблуждениям; 2) они совершают ошибки; 3) имеют склонность к обману 4) имеют  несовершенные чувства. И поэтому если человек начинает считать себя освобожденным - vimukta-māninas, свободным от оков, то это далеко еще не факт :-) Более того, с огромной долей вероятности, это именно что не так. Разум таких вимукта-манинах, является aviśuddha-buddhayaḥ - не является чистым. [ШБ 10.2.32]. Почему? Потому что те личности, которые достигают подлинной духовной реализации, всегда считают себя ниже травинки: обретение 'джняна-лава-пурна'  - обретение полного знания и подлинной духовной реализации всегда сопровождается обретением смирения.  

Махапрабху в экстазе разлуки
Джагадиш дас бабаджи, когда его спрашивали, как достичь премы, отвечал: "Для того чтобы достичь премы, человек должен втиснуть себя в рамки шлоки "тринадапи". Чем точнее его размеры будут совпадать с ней, тем ближе он будет к преме, и когда они полностью совпадут, он, без сомнения, достигнет своей цели". Высочайший пример был  продемонстрирован Шриманом Махапрабху, который в сумасшествии разлуки смиренно молился [Ч.Ч. Мадхья 2.45]:

na prema-gandho ’sti darāpi me harau
krandāmi saubhāgya-bharaṁ prakāśitum
vaṁśī-vilāsy-ānana-lokanaṁ vinā
bibharmi yat prāṇa-pataṅgakān vṛthā
 

"В Моем сердце нет и следа любви к Богу. Я рыдаю от разлуки, только чтобы выставить напоказ Свою необычайную удачу, хотя в действительности, не видя очаровательного лица Кришны, Я живу бесцельно, словно букашка".

Комментариев нет:

Отправить комментарий