воскресенье, 4 января 2015 г.

Способность ощущать сладкий вкус



 Как описывает Рупа Госвами в знаменитой шлоке из 'Упадешамриты' (7):

syāt kṛṣṇa-nāma-caritādi-sitāpy avidyā-
pittopatapta-rasanasya na rocikā nu
kintv ādarād anudinaṁ khalu saiva juṣṭā
svādvī kramād bhavati tad-gada-mūla-hantrī


"Святое имя, качества, игры и деяния Кришны трансцендентны и сладки, словно леденцы. Хотя язык больного желтухой авидьи [невежества] не способен ощущать вкус сладкого, самое удивительное в том, что, если каждый день внимательно повторять эти сладостные имена, язык обретает свою естественную способность ощущать сладкий вкус, и со временем сам корень болезни будет уничтожен".

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает в 'Мадхурья Кадамбини' (3.19-21):

"Бесспорно, что святое имя обладает таким могуществом [привести к совершенству благодаря однократному повторению]. Тем не менее, если оскорбители вызывают недовольство Святого Имени, то оно не проявляет свою силу, и это указывает на существование анартх и грехов. Но йамадуты, посланники Йамараджи, лишены власти касаться даже таких оскорбителей, потому что шастры говорят: "Такие оскорбители не видят слуг Ямараджа с петлей в руках, даже во сне”. В
формулировке писания "(оскорбителя святого имени) не может спасти даже йама", йама относится к разделу мистической йоги, но не к Йамарадже.
 Если богатый хозяин, способный наказать и миловать, перестает заботится о слуге, который оскорбляет его и игнорирует его, тогда его слуге придется страдать от несчастья, бедности и тоски. Никто не обращает внимания на того, кто не обращает на него внимания.Однако, если слуга-оскорбитель снова начинает служит своему хозяину, удовлетворяя его желания, тогда по его милости страдания и нищета постепенно уходят. Также, при искреннем служении преданным, шастре и Гуру, по их милости анартхи и грехи постепенно разрушаются. Относительно этого положения, не должно быть ни каких разногласий. Если кто-то говорит: "У меня нет оскорблений. Я никогда не совершил никакого оскорбления", тогда ответ на это будет таков: "Дерево узнают по его плодам". Если при повторении святого имени признаки премы не появляются, тогда практикующий должен понять, что существуют оскорбления, которые были совершены недавно или давно. Шастры говорят: "Если при повторении Намы слезы премы не текут из глаз, волосы на теле не встают дыбом и сердце не плавится, тогда это конечно же означает, что сердце практикующего сделано из железа". 
Касательно нама-апарадхи говорится: "О, лучший из брахманов! Что это за апарадхи святого имени, которые разрушают удачу оскорбителя и дают ему ложное представление о духовных вещах как о материальных?" Смысл этого вопроса в том, что постоянное повторение и слушание о качествах и именах Господа должно очень быстро давать прему. Служение святой Дхаме в течении длительного времени должно давать совершенство. Постоянное употребление гхи, молока, бетеля и других подношений Господу, должны тормозить волны чувственного наслаждения. Что это за серьезные оскорбления, которые уменьшают соответствующие плоды и заставляют все эти духовные предметы воспринимать как материальные? Перед нами встает вопрос, который удивителен и это лишает присутствия духа. Означает ли это, что оскорбитель начитает испытывать неприязнь к Господу и такие элементы бхаджана-крийи, как принятие прибежища у стоп гуру и т.д., теперь невозможны для него? Это несомненно верно. В сильный жар никто не может принимать пищу. Таким же образом, присутствие тяжелой нама-апарадхи лишает вкуса к слушанию, повторению и другим практикам преданности. Но если жар снижается и его воздействие уменьшается, то вкус к еде снова появляется. Так же, если кто-либо длительное время подвергается воздействию нама-апарадхи, ее влияние уменьшается и тогда снова приходит вкус к преданности. Питание такой пищей, как молоко и зерно, не может никого накормить полностью, хотя голод уже понизился. Такого больного кормят понемногу и постепенно. Пока нет возможности помочь ему преодолеть слабость и утомляемость. Но со временем, тем не менее, если правильно применяются лекарства и поддерживается должная диета, то жар полностью проходит. Также у того, кто практикует бхакти, постепенно появляются вкус к слушанию, повторению и другим элементам практики преданности. Тогда вера, садху-санга, бхаджана-крийа, анартха-нивритти, ништха и так далее, все эти ступени, которые были уже описаны, следуют одна за другой".

 -------------------




Как описывает он же в тике к ШБ 6.2.9-10:


iti pramāṇa-dṛṣṭyā ajāmilādi-dṛṣṭāntena ca kiṁ me guru-karaṇa-śrameṇa nāma-kīrtanādibhir eva me bhagavat-prāptir bhāvinīti manyamānas tu gurv-avajña lakṣaṇa-mahāparādhād eva bhagavantaṁ na prāpnoti, kintu tasminn eva janmani janmāntare vā tad-aparādha-kṣaye sati śrī-guru-caraṇāśrita eva prāpnotīti 

 "Отмечая пример Аджамилы, могут думать: "Зачем беспокоиться для того, чтобы найти учителя? Просто повторяя Святые Имена, я достигну Господа". Если человек так думает, то он становится в виновным в оскорблении  пренебрежения Гуру и, как результат, не достигнет Господа. Все же, в этой жизни или в следующей, когда его оскорбление исчезнет, он найдет прибежище у Гуру и достигнет Господа".


То есть смысл в том, что те люди, которые подвергаются воздействию нама-апарадхи, если повторяют Шри Нам, Он милостиво дает буддхи, которое помогает избавиться тех оскорблений, которые совершает садхака ["он найдет прибежище у Гуру и достигнет Господа"]. Как Кришна говорит в Гите 10.10 - dadāmi buddhi-yogaṁ taṁ yena mām upayānti te  - "Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне".
Получив это буддхи, садхака начинает прилагать целенаправленные усилия, которые заключаются в анализе и выкорчевывании нама-апарадх [таких как гурор авагья, шрути-шастра-нинданам и т.д], которые совершаются при повторении. И тогда, постепенно, в соответствии со стихом Рупы Госвамипада, сладость раскрывается все больше и больше... ["со временем, тем не менее, если правильно применяются лекарства и поддерживается должная диета, то жар полностью проходит"]

Однако вопрос состоит в том, хочет ли человек прислушиваться к этому Голосу Кришны? Если человек думает, что он просто будет продолжать механически повторять Имя не меняясь, в надежде на то, что рано или поздно ему удастся "продолбить лбом стену" - его будет ждать крах. Повторение Намы с апарадхами никогда не приведет к Кришне.

 Ч.Ч. Ади 8.16:

bahu janma kare yadi śravaṇa, kīrtana
tabu ta’ nā pāya kṛṣṇa-pade prema-dhana


"Можно совершать шраван и киртан в течении множества рождений, но при этом не достичь лотосных стоп Кришны и премы, любви к Богу".

Также, как говорил Мадху-мангал в  'Кришна-бхаванамрита-махакавье' Вишванатхи Чакраварти:  (6.58):

kāraṇaṁ rasa niṣpattau carvaṇeneti taj jaguḥ
carvantu paricoṣyanti na pitur janma koṭibhiḥ

"Кто не знает, что нужно жевать ради достижения высшего вкуса, могут продолжать жевать и сосать миллионы жизней, но никогда не насладятся подлинным вкусом расы".

Поэтому, как говорила Фаина Раневская:  "Если ты ждёшь, что кто-то примет тебя «таким, как ты есть», то ты просто ленивое мудло. Потому что, как правило, «такой, как есть» — зрелище печальное. Меняйся, скотина. Работай над собой. Или сдохни в одиночестве". :-)

udyamena hi sidhyaṁti kāryāṇi na manorathaiḥ |
nahi suptasya siṁhasya praviśaṁti mukhe mṛgāḥ
||

"Усилиями вершатся дела, [а] не [просто] мечтанием; [по своей воле] животные не войдут в пасть спящему льву". (Хитопадеша 1.36)

Комментариев нет:

Отправить комментарий