kṛṣṇaṁ
smaran janaṁ cāsya
preṣṭhaṁ nija-samīhitam
tat-tat-kathā-rataś cāsau
kuryād vāsaṁ vraje sadā
Бхакты, которые желают достичь Враджа-нандана Кришну в дасья расе, могут внутренне служить, следуя настроению Рактаки, Патраки и других слуг в Нандаграме. Эти слуги помогают Матери Яшоде в купании, одевании и украшении Кришны, или в любом другом служении, которое имеет отношение к телесным нуждам и комфорту Шри Кришны. Такая бхава характеризуется чувством уважения к Кришне как к верховному повелителю.
tatrāti-dākṣyād ati-vallabhasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
preṣṭhaṁ nija-samīhitam
tat-tat-kathā-rataś cāsau
kuryād vāsaṁ vraje sadā
«Смаранам необходимо совершать, фокусируясь на группе тех
спутников во Вриндаване, где садхак желает служить. Необходимо обсуждать
соответствующую катху , приняв при этом местом жительства Вриндаван».
('Бхакти-расамрита-синдху' 1.2.294)
Комментируя эту шлоку, Джива Госвамипад говорит:sāmarthye sati vraje śrīman-nanda-vrajāvāsa-sthāne śrī-vṛndāvanādau śarīreṇa vāsaṁ kuryāt | tad-abhāve manasāpīty arthaḥ "Лучше
всего физически жить во Вриндаване и Враджа Мандале, однако, если это не возможно, нужно пытаться жить там мысленно"
Шриман Махапрабху сказал во время экстатического танца во время Ратха-ятры: (Ч.Ч. Мадхья 13.137): mora mana — vṛndāvana, ‘mane’ ‘vane’ eka kari’ jāni "Мой ум - это Вриндаван. Ум и Вриндаван - всегда едины для Меня"
Поэтому, где бы не находился Гауранга, там создавался Вриндаван благодаря Его погружению в лилы Кришны во
Врадже. Из-за этого, как описывается в 'Чайтанья Чаритамрите' (Мадхья 16.114-15): "Когда Господь Чайтанья отправился в Свое путешествие во Вриндаван, царь
Пратапарудра отдал распоряжение: «Где бы ни принимал омовение Шри
Чайтанья Махапрабху, а также в любом месте, где бы Он не переправлялся
через реку, вы должны поставить мемориальную колонну и сделать это место
— местом паломничества. «И я сам,- сказал царь, - буду принимать
омовения там. И еще я хочу умереть в таком месте».
Следуя по стопам Шри Гауранги, каждый полный решимости садхака должен
обучиться искусству перенесения своего ума во Вриндаван. В шлоке Шри Рупа
Госвами дает формулу – как фактически
стать Враджаваси.
И те, кто могут проживать во Враджа Мандале одновременно
физически и мысленно, находятся в наиболее благоприятном положении, поскольку
атмосфера Дхамы является идеальной для того, чтобы пробудить надлежащие
божественные чувства. Там намного легче совершать смаран, потому что вся атмосфера Дхамы просто пропитана Кришной. И также, там множество вайшнавов, поэтому легко можно найти саджатийа садхаков чтобы обсуждать соответствующие темы.
Прославляя могущество Враджа/Матхура Мандалы, Рупа Госвами говорит (БРС 1.2.243):
śrī mathurā-maṇḍalaṁ yathā—
taṭa-bhuvi kṛta-kāntiḥ śyāmalā yās taṭinyāḥ
sphuṭita-nava-kadambālambi-kūjad-dvirephā |
niravadhi-madhurimṇā maṇḍiteyaṁ kathaṁ me
manasi kam api bhāvaṁ kānana-śrīs tanoti ||
taṭa-bhuvi kṛta-kāntiḥ śyāmalā yās taṭinyāḥ
sphuṭita-nava-kadambālambi-kūjad-dvirephā |
niravadhi-madhurimṇā maṇḍiteyaṁ kathaṁ me
manasi kam api bhāvaṁ kānana-śrīs tanoti ||
"Лес Вриндавана, который становится прекрасным благодаря нахождению на берегу Ямуны, где жужжащие пчелы находят прибежище в цветущих деревьях кадамба, украшенных безграничной сладостью, создает в уме экстраординарное состояние бхавы".
Враджа дхам |
Однако, как говорил Никунджа Гопала Госвами: "Лучше думать о Врадже в Голландии, чем думать о Голландии во Врадже". Сейчас, благодаря интернету, множеств бхакт, которые живут во Вриндаване, регистрируются на фейсбуке - и, благодаря этому, можно увидеть то, чем поглощен их ум - и, к сожалению, зачастую наблюдения радости особой, прямо скажем, не приносят.
------------
Значение шлоки kṛṣṇaṁ smaran janaṁ cāsya Рупы Госвами подтверждается в
бенгальском переводе Шрилы Кавираджа Госвами:
nijābhīṣṭa kṛṣṇa-preṣṭha pācheta lāgiyā
nirantara sevā
kare antar manā hañā
"[Рагануга садхака] должен постоянно совершать внутреннюю
манаси-севу Кришне, следуя по стопам по стопам прийа спутников во Врадже,
которые являются ‘ниджабхишта’ – т.е.
имеют такие же отношения, которые садхака желает развить с Шри Кришной" [Ч.Ч.
2.22.154]
Как описывается в Бхагавад Гите (8.6)
yaḿ yaḿ vāpi smaran bhāvaḿ
tyajaty ante kalevaram
taḿ tam evaiti kaunteya
sadā tad-bhāva-bhāvitaḥ
"О сын Кунти, о каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни."
tyajaty ante kalevaram
taḿ tam evaiti kaunteya
sadā tad-bhāva-bhāvitaḥ
"О сын Кунти, о каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни."
Ачарья Абхинавагупта дает комментарий к этой шлоке: "...Однако, [может возникнуть возражение]: «Даже джняни может встретить
смерть в таком же бессознательном состоянии тамаса, вызванного
повреждением трех дхату, и не пойти по высшему пути». Это утверждение
неверно, вследствие противоречия авторитету Шрути. Как сказано
[«Парамартха сара», 83]: «[Он] может освободиться от своего тела в любом
месте, в священной тиртхе или даже в доме собакоеда, и даже если
потеряет память, достигает совершенного освобождения, [поскольку он]
обрел Знание и не имеет горестей». Отсюда разъяснение этого утверждения
таково: после оставления тела человек всегда достигает такого состояния,
на котором был сосредоточен его ум в течение жизни. Нигде не
указывается, что обязательно помнить или не помнить [Господа в момент
смерти]. На памятование во всяком состоянии дважды указывается частицей
«даже» и частицей «или». Ранее было сказано: «Человек должен созерцать
Меня как высшую Реальность». Это же утверждается мудрецом [Вьясой],
которым сказано: «Поэтому, во все времена помни Меня». Отсюда правильное
значение [шестой шлоки] таково: кто какую сущность вспоминает [в
течение жизни], покидая при кончине тело, к той сущности он и идет,
всегда превращаясь в эту сущность, помня ее или не помня. Господь может
быть достигнут лишь тем, кто созерцает Его [в течении всей жизни]..."
Бхакты, которые желают достичь Враджа-нандана Кришну в дасья расе, могут внутренне служить, следуя настроению Рактаки, Патраки и других слуг в Нандаграме. Эти слуги помогают Матери Яшоде в купании, одевании и украшении Кришны, или в любом другом служении, которое имеет отношение к телесным нуждам и комфорту Шри Кришны. Такая бхава характеризуется чувством уважения к Кришне как к верховному повелителю.
Те садхаки, которые
желают достичь Гопала Кришну в сакхья-расе, могут сделать это, следуя по стопам
прия-нарма-сакх Кришны, таких как Субал, Мадхумангал, Уджвал и другие. Тут преодолевается чувство того, что Кришна
является старшим. Относясь к нему как к равному, друзья служат Кришне, но также
позволяют себе, чтобы Кришна служил им.
Бхакты, которые стремятся к нитья севе Яшоданандану Кришне,
могут следовать по стопам Матушки Яшоды и Нанды Махараджа. Они достигнут
положения, которое подобно положению Амбики, Килимбы и других подруг Яшоды,
которые действуют как дхатри, или няньки. Такие личности также имеют привилегию
предлагать свое грудное молоко Кришне. В ватсалья-преме, преодолевается чувство
равенства с Кришной. Такие бхакты чувствуют, что они превосходят Кришну в силе и интеллекте и относятся к
Кришне как к беспомощному ребенку, полностью зависимому от их заботы и защиты.
В мадхура-расе, близость с Кришной увеличивается, поскольку
гопи даже предлагают свои тела для счастья Кришны. Их према остается
незатронутой какой-либо формой социальной или религиозной дхармы, страхом,
сомнениями или чувством почтительности. Поэтому, мадхура-према подчиняет Кришну
в наибольшей степени.
Подавляющее большинство рагануга последователей Господа
Чайтаньи Махапрабху стремятся к маньджари бхаве, поскольку в этой
форме мадхура-раса наиболее распространена в Гаудия Сампрадае.
На данный момент в Гаудия Сапрадае есть тщательно разработанные системы садханы и целые сообщества вайшнавов, вся жизнь и садхана которых вращается вокруг маньджари бхава, и практически нет того, что бы касалось каких-то других бхав. Почему? Потому что ачарьи нашей Сампрадаи являются маньджари в Духовном Мире. Мы, Гаудия Вайшнавы, являемся Рупанугами: следуем за Рупой Госвами, который в Духовном Мире является Рупой Маньджари. Как молится Нароттама даса в 'Прартхане': śrī-rūpa-mañjarī-pada, sei mora sampada, sei mor bhajana-pūjana - "Стопы Шри Рупы Маньджари - мое истинное богатство. Им я посвящаю бхаджану и пуджу".
Традиция опирается на 4 опоры:
1)садху-санга
2)Гуру
3)дикша-парампара
4) шастры.
Маньджари бхаву посвящены такие шастры наших ачарьев как 'Уткаллика-Валлари', 'Радха-раса-судханидхи', 'Вилапа-кусуманджали' и т.д. В то время как другие бхавы в Грантхах Госвами упоминаются лишь вскользь. И не стоит и говорить о том, что на данный момент в Гаудия Сампрадае нет Гуру, которые бы давали что-то кроме маньджари бхава [парампар, естественно, также нет, хоть есть определенные сведения, что раньше в Гаудия Сампрадае были парампары и Учителя, которые давали сакха-бхав, но потом эти линии прервались]. И соответственно садху-санги тоже не получить. Поэтому шансов что-то реализовать, опираясь лишь на собственные усилия, не имея поддержки этих 4 опор, прямо скажем, близки к нулю. Это все равно что попытаться, опираясь только лишь на свои собственные усилия, научиться управлять реактивным истребителем.
Чтобы реализовать маньджари-бхав, садхака должен внутренне
культивировать настроение, которое имеют служанки
Радхарани, возглавляемые Шри Рупой Маньджари и Шри Рати Маньджари. Это
настроение должно начаться, однако, с мысленного следования по стопам своего
собственного Гурудева. Шрила Вишванатха Чакраварти раскрыл вечное положение рупануга
Гуру в шестом стихе Гурваштаки:
nikuñja-yūno rati-keli-siddhyai
yā yālibhir yuktir apekṣaṇīyātatrāti-dākṣyād ati-vallabhasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam
«Шри Шри Радха Никунджабихари югала милан и рати кели возможны
лишь благодаря искусным приготовлениям компетенции в севе, совершенной сакхи и
маньджари. Среди этих гопи, мой Гурудев в высшей степени квалифицирован, и
поэтому очень дорог Югал Кишору. Так, с заботой и вниманием, я предлагаю мои
поклоны ее лотосным стопам».
Кроме медитации на маньджари сварупу Гуру, ачарьи Гаудия
Вайшнавизма также рекомендовали, чтобы
садхака представлял свою собственную сиддха-сварупу таким же образом. Должно быть
отмечено, однако, что это является только лишь внутренней практикой, которая не
имеет ничего общего с внешним одеянием.
Комментируя БРС 1.2.295, Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит:
tathāca siddha-rūpeṇa mānasī sevā śrī rādhā-lalitā-viśākhā śrī rūpa manjaryādīnām anusāreṇa kartavyā. sādhaka rūpeṇa tu kāyikyādi sevā tu śrī rūpa sanātanādi vrajavāsi janānām anusāreṇa kartavyetyarthaḥ
"Ментальное служение должно совершаться в духовном теле в верности Шри Радхе, Лалите, Вишакхе и Рупе Манджари, а служение в нынешнем физическом теле должно совершаться в верности жителям Враджа, таким как Шри Рупа и Санатана".
Комментируя БРС 1.2.295, Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит:
tathāca siddha-rūpeṇa mānasī sevā śrī rādhā-lalitā-viśākhā śrī rūpa manjaryādīnām anusāreṇa kartavyā. sādhaka rūpeṇa tu kāyikyādi sevā tu śrī rūpa sanātanādi vrajavāsi janānām anusāreṇa kartavyetyarthaḥ
"Ментальное служение должно совершаться в духовном теле в верности Шри Радхе, Лалите, Вишакхе и Рупе Манджари, а служение в нынешнем физическом теле должно совершаться в верности жителям Враджа, таким как Шри Рупа и Санатана".
Маньджари Бхава |
В своем комментарии на
Бхакти-расамрита-синдху (1.2.306), Джива Госвами говорит:
pitṛtvādy-abhimāno hi dvidhā sambhavati—svatantratvena, tat-pitrādibhir abheda-bhāvanayā ca | tatrāntyam anucitam | bhagavad-abhedopāsanāvat teṣu bhagavadvad eva nityatvena pratipādayiṣyamāṇeṣu tad-anaucityāt | tathā tat-parikareṣu tad-ucita-bhāvanā-viśeṣeṇāparādhāpātā
«Медитация на себя
(ātma-dhyāna) как на вечного враджаваси бывает двух типов: svatantreṇa, или как на
отличного от них, abheda-bhāvanayā , которая означает, что человек
думает о себе, как о не-отличном от них. Из этих двух, abheda-bhāvanā является неправильной и ведет к серьезным апарадхам».
Другими словами, точно также как является оскорбительным
думать о себе как о Кришне, таким же образом, серьезное оскорбление - медитировать на то, что ты являешься непосредственно Лалитой Сакхи, Рупой Маньджари,
или каким-либо иным вриндаванским нитья-паршадом. Это приведет к крушению.
'Сватантрена', или идентификация себя как отдельного вечного жителя Вриндавана,
однако, является правильным подходом. Представление о себе как об отдельной, невероятно прекрасной кинкари (служанки) Шримати Радхарани – является правильным методом. Практическая состоятельность этого метода была доказана ачарьями, Гуру и тысячами простых садхаков в нашей Сампрадае, которые достигли совершенства, следуя этому пути.
Очередное спасибо за эти драгоценные строки
ОтветитьУдалить