суббота, 3 января 2015 г.

Смаранам (ч. 1)

kṛṣṇaṁ smaran janaṁ cāsya
preṣṭhaṁ nija-samīhitam
tat-tat-kathā-rataś cāsau
kuryād vāsaṁ vraje sadā

«Смаранам необходимо совершать, фокусируясь на группе тех спутников во Вриндаване, где садхак желает служить. Необходимо обсуждать соответствующую катху , приняв при этом местом жительства Вриндаван». ('Бхакти-расамрита-синдху' 1.2.294)

Комментируя эту шлоку, Джива Госвамипад говорит:sāmarthye sati vraje śrīman-nanda-vrajāvāsa-sthāne śrī-vṛndāvanādau śarīreṇa vāsaṁ kuryāt | tad-abhāve manasāpīty arthaḥ "Лучше всего физически жить во Вриндаване и Враджа Мандале, однако, если  это не возможно, нужно пытаться жить там мысленно"

Шриман Махапрабху сказал во время экстатического танца во время Ратха-ятры: (Ч.Ч. Мадхья 13.137): mora mana — vṛndāvana, ‘mane’ ‘vane’ eka kari’ jāni  "Мой ум - это Вриндаван. Ум и Вриндаван - всегда едины для Меня"


Поэтому, где бы не находился Гауранга, там создавался Вриндаван благодаря Его погружению в лилы Кришны во Врадже. Из-за этого, как описывается в 'Чайтанья Чаритамрите' (Мадхья 16.114-15): "Когда Господь Чайтанья отправился в Свое путешествие во Вриндаван, царь Пратапарудра отдал распоряжение: «Где бы ни принимал омовение Шри Чайтанья Махапрабху, а также в любом месте, где бы Он не переправлялся через реку, вы должны поставить мемориальную колонну и сделать это место — местом паломничества. «И я сам,- сказал царь, - буду принимать омовения там. И еще я хочу умереть в таком месте»
Следуя по стопам Шри Гауранги, каждый полный решимости садхака должен обучиться искусству перенесения своего ума во Вриндаван. В шлоке Шри Рупа Госвами  дает формулу – как фактически стать Враджаваси. 
И те, кто могут проживать во Враджа Мандале одновременно физически и мысленно, находятся в наиболее благоприятном положении, поскольку атмосфера Дхамы является идеальной для того, чтобы пробудить надлежащие божественные чувства. Там намного легче совершать смаран, потому что вся атмосфера Дхамы просто пропитана Кришной. И также, там множество вайшнавов, поэтому легко можно найти саджатийа садхаков чтобы обсуждать соответствующие темы.

Прославляя могущество  Враджа/Матхура Мандалы, Рупа Госвами говорит (БРС 1.2.243): 

śrī mathurā-maṇḍalaṁ yathā—
taṭa-bhuvi kṛta-kāntiḥ śyāmalā yās taṭinyāḥ
sphuṭita-nava-kadambālambi-kūjad-dvirephā |
niravadhi-madhurimṇā maṇḍiteyaṁ kathaṁ me
manasi kam api bhāvaṁ kānana-śrīs tanoti ||

"Лес Вриндавана, который становится прекрасным благодаря нахождению на берегу Ямуны, где жужжащие пчелы находят прибежище в цветущих деревьях кадамба, украшенных безграничной сладостью, создает в уме экстраординарное состояние бхавы".

Враджа дхам
Однако, как говорил Никунджа Гопала Госвами: "Лучше думать о Врадже в Голландии, чем думать о Голландии во Врадже". Сейчас, благодаря интернету, множеств бхакт, которые живут во Вриндаване, регистрируются на фейсбуке - и, благодаря этому, можно увидеть то, чем поглощен их ум - и, к сожалению, зачастую наблюдения радости особой, прямо скажем, не приносят. 

------------

Значение шлоки kṛṣṇaṁ smaran janaṁ cāsya Рупы Госвами подтверждается в бенгальском переводе Шрилы Кавираджа Госвами: 

nijābhīṣṭa kṛṣṇa-preṣṭha pācheta lāgiyā
nirantara sevā kare antar manā hañā

"[Рагануга садхака] должен постоянно совершать внутреннюю манаси-севу Кришне, следуя по стопам по стопам прийа спутников во Врадже, которые являются ‘ниджабхишта’ – т.е. имеют такие же отношения, которые садхака желает развить с Шри Кришной" [Ч.Ч.  2.22.154]

Как описывается в  Бхагавад Гите (8.6)

yaḿ yaḿ vāpi smaran bhāvaḿ
tyajaty ante kalevaram
taḿ tam evaiti kaunteya
sadā tad-bhāva-bhāvitaḥ


"О сын Кунти, о каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, того состояния он и достигнет в следующей жизни."

Ачарья Абхинавагупта дает комментарий к этой шлоке: "...Однако, [может возникнуть возражение]: «Даже джняни может встретить смерть в таком же бессознательном состоянии тамаса, вызванного повреждением трех дхату, и не пойти по высшему пути». Это утверждение неверно, вследствие противоречия авторитету Шрути. Как сказано [«Парамартха сара», 83]: «[Он] может освободиться от своего тела в любом месте, в священной тиртхе или даже в доме собакоеда, и даже если потеряет память, достигает совершенного освобождения, [поскольку он] обрел Знание и не имеет горестей». Отсюда разъяснение этого утверждения таково: после оставления тела человек всегда достигает такого состояния, на котором был сосредоточен его ум в течение жизни. Нигде не указывается, что обязательно помнить или не помнить [Господа в момент смерти]. На памятование во всяком состоянии дважды указывается частицей «даже» и частицей «или». Ранее было сказано: «Человек должен созерцать Меня как высшую Реальность». Это же утверждается мудрецом [Вьясой], которым сказано: «Поэтому, во все времена помни Меня». Отсюда правильное значение [шестой шлоки] таково: кто какую сущность вспоминает [в течение жизни], покидая при кончине тело, к той сущности он и идет, всегда превращаясь в эту сущность, помня ее или не помня. Господь может быть достигнут лишь тем, кто созерцает Его [в течении всей жизни]..."
 
Бхакт
ы, которые желают достичь Враджа-нандана Кришну в дасья расе, могут внутренне служить, следуя настроению Рактаки, Патраки и других слуг в Нандаграме.  Эти слуги помогают Матери Яшоде в купании, одевании и украшении Кришны, или в любом другом служении, которое имеет отношение к телесным нуждам и  комфорту Шри Кришны. Такая бхава характеризуется чувством уважения к Кришне как к верховному повелителю.


Те садхаки, которые желают достичь Гопала Кришну в сакхья-расе, могут сделать это, следуя по стопам прия-нарма-сакх Кришны, таких как Субал, Мадхумангал, Уджвал и другие. Тут преодолевается чувство того, что Кришна является старшим. Относясь к нему как к равному, друзья служат Кришне, но также позволяют себе, чтобы Кришна служил им.
Бхакты, которые стремятся к нитья севе Яшоданандану Кришне, могут следовать по стопам Матушки Яшоды и Нанды Махараджа. Они достигнут положения, которое подобно положению Амбики, Килимбы и других подруг Яшоды, которые действуют как дхатри, или няньки. Такие личности также имеют привилегию предлагать свое грудное молоко Кришне. В ватсалья-преме, преодолевается чувство равенства с Кришной. Такие бхакты чувствуют, что они превосходят  Кришну в силе и интеллекте и относятся к Кришне как к беспомощному ребенку, полностью зависимому от их заботы и защиты.
В мадхура-расе, близость с Кришной увеличивается, поскольку гопи даже предлагают свои тела для счастья Кришны. Их према остается незатронутой какой-либо формой социальной или религиозной дхармы, страхом, сомнениями или чувством почтительности. Поэтому, мадхура-према подчиняет Кришну в наибольшей степени. 

Подавляющее большинство рагануга последователей Господа Чайтаньи Махапрабху стремятся к маньджари бхаве, поскольку в этой форме мадхура-раса наиболее распространена в Гаудия Сампрадае. 
На данный момент в Гаудия Сапрадае есть тщательно разработанные системы садханы и целые сообщества вайшнавов, вся жизнь и садхана которых вращается вокруг маньджари бхава, и практически  нет того, что бы касалось каких-то других бхав. Почему? Потому что ачарьи нашей Сампрадаи являются маньджари в Духовном Мире. Мы, Гаудия Вайшнавы, являемся Рупанугами: следуем за Рупой Госвами, который в Духовном Мире является Рупой Маньджари. Как молится Нароттама даса в 'Прартхане': śrī-rūpa-mañjarī-pada, sei mora sampada, sei mor bhajana-pūjana -  "Стопы Шри Рупы Маньджари - мое истинное богатство. Им я посвящаю бхаджану и пуджу".
Традиция опирается на 4 опоры: 
1)садху-санга
2)Гуру
3)дикша-парампара
4) шастры. 

Маньджари бхаву посвящены такие шастры наших ачарьев как 'Уткаллика-Валлари', 'Радха-раса-судханидхи', 'Вилапа-кусуманджали' и т.д. В то время как другие бхавы в Грантхах Госвами упоминаются лишь вскользь. И не стоит и говорить о том, что на данный момент в Гаудия Сампрадае нет Гуру, которые бы давали что-то кроме маньджари бхава [парампар, естественно, также нет, хоть есть определенные сведения, что раньше в Гаудия Сампрадае были парампары и Учителя, которые давали сакха-бхав, но потом эти линии прервались]. И соответственно садху-санги тоже не получить. Поэтому шансов что-то реализовать, опираясь лишь на собственные усилия, не имея поддержки этих 4 опор, прямо скажем, близки к нулю. Это все равно что попытаться, опираясь только лишь на свои собственные усилия, научиться управлять реактивным истребителем.

Чтобы реализовать маньджари-бхав, садхака должен внутренне культивировать настроение, которое имеют служанки Радхарани, возглавляемые Шри Рупой Маньджари и Шри Рати Маньджари. Это настроение должно начаться, однако, с мысленного следования по стопам своего собственного Гурудева. Шрила Вишванатха Чакраварти раскрыл вечное положение рупануга Гуру в шестом стихе Гурваштаки:

nikuñja-yūno rati-keli-siddhyai
yā yālibhir yuktir apekṣaṇīyā
tatrāti-dākṣyād ati-vallabhasya
vande guroḥ śrī-caraṇāravindam

«Шри Шри Радха Никунджабихари югала милан и рати кели возможны лишь благодаря искусным приготовлениям компетенции в севе, совершенной сакхи и маньджари. Среди этих гопи, мой Гурудев в высшей степени квалифицирован, и поэтому очень дорог Югал Кишору. Так, с заботой и вниманием, я предлагаю мои поклоны ее лотосным стопам». 

Кроме медитации на маньджари сварупу Гуру, ачарьи Гаудия Вайшнавизма  также рекомендовали, чтобы садхака представлял свою собственную сиддха-сварупу таким же образом. Должно быть отмечено, однако, что это является только лишь внутренней практикой, которая не имеет ничего общего с внешним одеянием.

Комментируя  БРС 1.2.295, Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит:

tathāca siddha-rūpeṇa mānasī sevā śrī rādhā-lalitā-viśākhā śrī rūpa manjaryādīnām anusāreṇa kartavyā. sādhaka rūpeṇa tu kāyikyādi sevā tu śrī rūpa sanātanādi vrajavāsi janānām anusāreṇa kartavyetyarthaḥ

"Ментальное служение должно совершаться в духовном теле в верности Шри Радхе, Лалите, Вишакхе и Рупе Манджари, а служение в нынешнем физическом теле должно совершаться в верности жителям Враджа, таким как Шри Рупа и Санатана".
 
Маньджари Бхава

В своем комментарии на Бхакти-расамрита-синдху (1.2.306), Джива Госвами говорит:

 pitṛtvādy-abhimāno hi dvidhā sambhavati—svatantratvena, tat-pitrādibhir abheda-bhāvanayā ca | tatrāntyam anucitam | bhagavad-abhedopāsanāvat teṣu bhagavadvad eva nityatvena pratipādayiṣyamāṇeṣu tad-anaucityāt | tathā tat-parikareṣu tad-ucita-bhāvanā-viśeṣeṇāparādhāpātā

 «Медитация на себя (ātma-dhyāna) как на вечного враджаваси бывает двух типов: svatantreṇa, или как на отличного от них, abheda-bhāvanayā , которая означает, что человек думает о себе, как о не-отличном от них. Из этих двух, abheda-bhāvanā является неправильной и ведет к серьезным апарадхам». 

Другими словами, точно также как является оскорбительным думать о себе как о Кришне, таким же образом, серьезное оскорбление - медитировать на то, что ты являешься непосредственно Лалитой Сакхи, Рупой Маньджари, или каким-либо иным вриндаванским нитья-паршадом. Это приведет к крушению. 'Сватантрена', или идентификация себя как отдельного вечного жителя Вриндавана, однако, является правильным подходом. Представление о себе как об отдельной, невероятно прекрасной кинкари (служанки) Шримати Радхарани – является правильным методом. Практическая состоятельность этого метода была доказана ачарьями, Гуру и тысячами простых садхаков в нашей Сампрадае, которые достигли совершенства, следуя этому пути.

1 комментарий: