понедельник, 9 февраля 2015 г.

Суть рагануга и ваидхи садхана бхакти

 
Радха Говинда Даса Бабаджи


 Радха Говинда дас Бабаджи спросил своего ученика, Садху Махараджа:
 "Существует два направления садханы: вайдхи бхакти и рагануга бхакти — один путь [садхана] бхакти подпитывается страхом наказания за последствия не-совершения предписанных обязанностей (бесконечные перерождения, страдания этого мира и т.п.), другой путь подпитывается священной жаждой, которая возникает, когда человек слышит об удивительных нежных отношениях Шри Кришны и его спутников из духовного мира. Ты какой выбираешь?"
 Не хочу в этой заметке приводить множество цитат из Грантх Госвами - чтобы сделать ее максимально простой и понятной для понимания [при необходимости, мне не составит особого труда подтвердить каждое свое слово соответствующими цитатами].

1. Есть два различных пути.  Первый называется 'видхи-марга', а другой - 'рага-марга'. Разница между этими путями лежит не в плоскости внешней практики садханы - а во внутренней мотивации: что побуждает человека к практике садханы? На пути рага-марга, движущей силой является сильное внутреннее желание, которое описывается санскритстким словом 'лобха' - страстное желание, которое заставляет, толкает человека идти вперед по пути садханы [т.е. совершать деятельность с помощью органов чувств, которая приводит человека на уровень бхава-бхакти] ради того, чтобы обрести эмоции и служение схожее с теми, которое имеют нитья-паршады [близкие дорогие спутники Радхи и Кришны во Врадже]. На пути видхи-марга, однако, желание совершать садхана бхакти рождается из чувства страха попадания в Ад или чувства обязанности, которые исходят благодаря изучению предписаний Священных Писаний. Эти пути садхана бхакти разнятся, идя параллельно с самого-самого начала [со стадии шраддхи] , подобно двум туннелям под землей, и переход из одного пути на другой, допустим, на стадии анартха-нивритти, практически невозможен. Только рага-марга ведет во Враджа-дхаму и к достижению маньджари-бхавы, или какой-либо иной бхавы во Врадже. Видхи-марга же не ведет к достижению чего-то выше чем отношения с Господом, к которым примешано чувство осознания бхактой могущества Господа [айшварьи] - поэтому видхи марга ведет на Вайкунтху, а не на Голоку.


2. Внешняя практика - идентична. Практика садхана-бхакти, такая как слушание, воспевание, поклонение божествам и т.д. - выглядят абсолютно идентично для обывателей на этих двух путях. Рупа Госвами в особенности подчеркивает [в 'Бхакти-расамрита-синдху' 1.2.296], что все анги ваидхи бхакти касаются и пути раги. Если человек не является духовно реализованным, то, наблюдая за внешней деятельностью ваидхи и рагануга садхаки, он не сможет каким-то образом уловить различия - поскольку разница состоит именно в том, что побуждает человека к садхане: именно мотивация определяет путь человека, и ничто иное. Рага марга, кроме того что имеет такие же внешние практики садханы как и ваидхи, также имеет целый уникальный внутренний мир духовной практики, который состоит в культивировании специфических эмоций, которые возникают благодаря раскрытию сиддхи-сварупы [это происходит благодаря Гуру или каким-либо иным образом - например, через Святое Имя] - или, иначе говоря, вечной формы спутника Радхи-Кришны во Вриндаване, которая подходит для непосредственного служения Их лотосным стопам.

3. Есть различные стадии на пути раги. Трактовка что человек квалифицирован следовать пути раги только лишь тогда, когда у него есть горящая, всепоглощающая страсть - является в корне неверной. Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит в 'Рага-вартма-чандрике' что на пути рагануга садхана бхакти сознание садхаки постепенно становится более очищенным каждый день, и он постепенно становится более и более жадным. Это можно сравнить с тем, как разгорается огонь - это происходит постепенно. Таким же образом, на стадии шраддхи, огонь лобхи едва заметен, он колышется подобно огню хилой свечки, грозясь в любой момент потухнуть; но постепенно, благодаря должной практике, садхака проходит различные стадии, начиная со шраддхи, такие так садху-санга, бхаджана-крия, анартха-нивритти и т.д. - и этот слабенький огонёк разгорается в огромное пламя, благодаря которому сердца Радхи-Кришны тают от сострадания и любви - и они принимают садхаку как своего вечного слугу. Безусловно, есть множество стадий того, как разгорается этот огонь; в шастре приводится две основные стадии, которые называются 'аджата ручи' и 'джата ручи'. Первая стадия, 'аджата-ручи', или букв. "когда вкус еще не проснулся" - это стадия, когда у человека есть живой интерес к темам рага-марги, но в сердце всё еще не хватает  зрелого, всепоглощающего желания. На этой стадии, человека побуждает практиковать не только лишь одна спонтанная и постоянная лобха: в садхане присутствует некое чувство долга - в том плане, что человек может следовать предписаниям Гуру [такие как повторение определенного количества кругов джапы и т.д.] из чувства долга, однако при этом в глубине сердца всегда памятуя о том, ради чего он это делает. И вторая стадия, 'джата-ручи', или букв. "когда вкус проснулся" - которую мы честно можем назвать "истинная рагануга" - т.е. когда у садхаки в сердце возникает спонтанный глубокий, всепоглощающий вкус к практике садханы и огромное стремление достичь парама-артхи [высшего богатства служения лотосным стопам Югала-Кишора] как можно скорее. Эта стадия воистину является подлинной ану-гатьей [следованием] раге [когда сердце преданного естественным образом привлекается к Господу, и у него есть сильная жажда к Господу].


1 комментарий:

  1. Не встречал ни одного преданного, который(ая), ходил(а)бы на Харинамы, вкушал прасад, изучал книги Шрилы Прабхупады, основателя-Ачарьи ИСККОН, из чувства страха или находясь в состоянии подавленности.
    Конечно, как одна из тем обширной философии сознания Кришны, эта тема интересна для изучения. Плохо только, если эту тему, ваидхи- и рагануга- садхана-бхакти используют для пропаганды идей, имеющих некоторый политический привкус. Конечно, проповедники, иногда привлекают людей к сознанию Кришны возможностью стать более цивилизованными, что ли, более разумными и удачливыми, что конечно же, гарантирует ведическое знание и ведическая культура. Но в последствии такие весьма разумные люди начинают читать БГ и ШБ с "комментариями Бхактиведанты" оснавателя-Ачарьи ИСККОН, и развивают в себе привязанность к Кришне. Кришна прекрасен во всех отношениях и вызывает восхищение у Вайшнавов всегда и везде - на поле битвы Курукшетра (с колесом в руке), в Хастинапуре (на раджасуйе-ягье Махараджи Юдхиштхиры), в прекрасной и богатейшей Двараке, и , конечно же, во Вриндаване, Своей высшей обители! И постепенно эта привязанность к Кришне становится более сильно, зрелой и свободной от эгоистических мотивов. Это - потрясающий процесс!!!

    ОтветитьУдалить