вторник, 15 апреля 2014 г.

Несостоятельность логики при постижении Духовной Науки

Оригинальный манускрипт Ч.Ч., хранится в кутире Кришнадаса Кавираджа. Джахаматпур, зап. бенгалия
Бхактин: Умозаключение [тарка] - один из перечисленных полноценных способов получения Истины.

damodardas:  Упанишады изначально были предназначены для передачи определенных смыслов от учителя к ученику. Само слово «Упанишада» означает «то, что передается сверху вниз сидящему у стоп». В отличии от Вед, эти тексты уже содержат определенные дидактические моменты - это были непосредственные поучения, которые предназначались для передачи - чтобы ученик мог чему-то научиться: чтобы было над чем задуматься, чтобы он смог сделать какие-то выводы и мог что-то практиковать. Там описаны определенные мистические идеи, которые сообщались в процессе обучения.
Традиция Упанишад уже приблизительно к 5-6 веку до нашей эры породила большое количество разночтений, что, в общем-то, не удивительно – ведь все люди разные, йогический мистический опыт у всех разный, переживания у каждого свои. Те идеи, которые возникают в результате практики, у каждого свои.

 В Веданта Сутре 2.1.11 говорится:

tarkāpratiṣṭānādapyanyathānumeyamiti cedevamapyanirmoṣca prasaṅgaḥ -  

"(Если скажут), что нет неоконченности суджения, поскольку всегда возможно установить противоположную истину, мы скажем "нет", поскольку будут нежелательные последствия, что не будет результата окончательного освобождения".

Баладева Видьябхушана дает прекрасный комментарий, отрывок из которого я приведу:

"Из-за различий в интеллекте, способности людей к аргументации также разные. Нет окончательности касательно умозаключений; позиция, установленная одним человеком, может быть разбита на следующий день человеком с более сильным интеллектом. Нет какой-либо окончательной уверенности или определенной завершенности о рассуждениях людей, даже если это касается величайших умов мира. Великие мыслители, такие как Капила, Канада и тд, выглядит что противоречат и опровергают один другого. Поэтому не опираясь на дефективные человеческие умозаключения, мы должны признать, что Брахман является материальной причиной этого мира, просто из-за того, что Веды и Упанишады утверждают это. Все остальное следует простой дедукции....Таким образом, с течением времени, великое замешательство возникает вокруг наставлений писаний, поскольку различные комментаторы опровергают один другого. Такие умозрительные аргументы являются слишком ненадежными, чтобы породить твердую веру, которая необходима для истинного духовного развития. Поэтому духовное освобождение никогда не может быть достигнуто методами, которые развились с помощью человеческого интеллекта, освобождение должно быть достигнуто методами, данными благодаря непосредственному откровению Упанишад. В Махабхарате (Бхишма-парва 5.22) поэтому говорится: acintyāḥ khalu ye bhāvā na tāṁs tarkeṇa yojayet «Как то, что находится вне воображения или сенсорного восприятия земных существ, может быть постигнуто просто благодаря логике?»
Логика и аргументы всегда несовершенны, когда их используют для духовного понимания. Используя мирскую логику, человек зачастую приходит к неверным выводам касательно Абсолютной Истины, и, как результат таких выводов, может пасть в адские условия существования. Однако доводы могут быть полезными в анализе наставлений писаний и использовании их в различных обстоятельствах. Те, кто в действительности хочет понять философию Веданты через логику и аргументацию, могут обратиться к Веданта-сутрам, и те, кто в действительности знает, как использовать логику, придут к верному выводу, что не существует философии более могущественной, чем Веданта".

----------------

Это по сути один из один из основных уроков, которые хотел дать Махапрабху, когда Он проводил время, играя роль логика-ученого. ЧБ Ади 8.34: "Иногда Вишвамбхар опровергал объяснения гуру, а после этого не оставлял камня на камне от своих же собственных толкований".

------------------

 Когда достигают Реализации с помощью Вьякараны, или в Ньяе или Вайшейшике, там тоже имеется в виду непосредственный интуитивный опыт. То есть, к освобождению приводит не само рассуждение, а вайрагья и абхьяса, в результате которых достигается состояние Йоги.


Комментариев нет:

Отправить комментарий